Проект «Новый порт»

Освоение Новопортовского месторождения на полуострове Ямал — один из стратегических проектов «Газпром нефти». В 2016 году, после запуска в эксплуатацию отгрузочного терминала «Ворота Арктики», компания приступила к круглогодичной отгрузке нефти на месторождении

История

Новопортовское — первое месторождение углеводородов, открытое на полуострове Ямал. Наличие здесь значительных запасов нефти и газа было доказано еще в 1964 году, однако отсутствие транспортной инфраструктуры, а также сложная геология долгое время оставались непреодолимыми препятствиями для начала полномасштабной разработки Новопортовского.

К 1987 году на месторождении было пробурено 117 разведочных скважин, однако в активную фазу проект освоения актива вступил лишь после 2010 года, когда «Газпром» принял решение о его передаче «Газпром нефти». Сегодня оператором проекта выступает ООО «Газпромнефть-Ямал».

Документальный фильм об истории освоения Новопортовского месторождения (Россия24)
Положение Новопортовского месторождения на карте Смотреть на карте

Технологии добычи

Наличие низкопроницаемых коллекторов, многочисленные тектонические нарушения, приводящие к высокой расчлененности залежей, мощная газовая шапка обуславливают сложность разработки запасов Новопортовского месторождения.

Необходимой эффективности добычи высококачественной малосернистой ямальской нефти «Газпром нефть» достигает за счет использования современных технологий: строительства горизонтальных и многоствольных скважин, проведения многостадийного гидроразрыва пласта.

В 2016 году «Газпромнефть-Ямал» продлил право пользования недрами Новопортовского до 2150 года. Это самый продолжительный срок действия лицензии в портфеле активов «Газпром нефти».

Видео: Нефть нового сорта Novy Port с Новопортовского месторождения «Газпром нефти»

 


до
2016 года
продлено право пользования недрами Новопортовского месторождения для «Газпромнефть-Ямал».

Транспортировка нефти

Задачу вывоза нефти с месторождения специалисты «Газпром нефти» решили, разработав совместно с учеными Крыловского государственного научного центра кораблестроения и морской техники маршрут круглогодичной транспортировки сырья танкерами при поддержке атомных ледоколов.

Реализуемость этого проекта компания подтвердила в 2011 году, совершив опытную проводку атомного ледокола через льды мелководной Обской губы из порта Сабетта (северо-восток полуострова Ямал) до Мыса Каменного.

Первая нефть сорта Novy Port отправилась европейским потребителям по Северному морскому пути летом 2014 года, а в 2015-м начались зимние отгрузки.

Видео: Первая зимняя отгрузка нефти с Новопортовского месторождения «Газпром нефти»
Схема транспортировки нефти в Европу

Поставки сырья с Нового Порта именно в Северную Европу оптимальны практически по всем параметрам: это географически самый близкий к месторождению импортозависимый регион, к тому же специализирующийся на переработке легких малосернистых нефтей, как раз таких как Novy Port.

Для обслуживания проекта «Новый порт» создается специальный флот, включающий новые ледоколы обеспечения и танкеры в арктическом исполнении, способные преодолевать льды толщиной до 1,8 м, осадкой 9 м, грузоподъемностью около 35 тыс. тонн и оборудованные носовыми погрузочными устройствами для загрузки сырья с башенного терминала.

Перевалочная инфраструктура

До мая 2016 года нефть грузилась на танкеры с береговой инфраструктуры с помощью временных шланголиний. Сегодня отгрузки круглый год ведутся с нефтеналивного терминала «Ворота Арктики». Из-за мелководья в прибрежной зоне и постоянных наносных течений разместить терминал на берегу оказалось невозможно. В итоге выбор был сделан в пользу выносного причального устройства — в 3,5 км от берега, где можно безопасно загружать крупнотоннажные танкеры.

С берегом терминал соединяют комбинированный питающий и оптоволоконный кабель систем автоматизации и трубопровод для подачи нефти. Для поддержания заданной температуры сырья он спроектирован в виде двух утепленных трубопроводов, по которым в период между отгрузками циркулирует подогретая нефть.

Видео: «Газпром нефть» начала отгрузку ямальской нефти через морской терминал «Ворота Арктики»

 

до 0 млн тонн
в год
Мощность терминала «Ворота Арктики» по перевалке нефти

«Ворота Арктики» — уникальное техническое сооружение высотой более 80 м, рассчитано на работу в экстремальных природно-климатических условиях: температура в регионе опускается ниже -50 градусов по Цельсию, толщина льда может превышать 2 м.

Объект оснащен двухуровневой системой противоаварийной защиты и отвечает самым жестким требованиям в области промышленной безопасности и охраны окружающей среды. Технология «нулевого сброса» исключает попадание любых посторонних веществ в акваторию Обской губы.

Нефть с месторождения к пункту сбора на побережье Обской губы и далее — к терминалу, поступает по нефтепроводу протяженностью более 100 км. Инфраструктура, созданная на месторождении и на берегу Обской губы, позволяет осуществлять перевалку до 8,5 млн тонн нефти в год.

Видео о первом ледоколе для Новопортовского месторождения

Новый порт в цифрах

8,0 млн т.н.э. Проектная пиковая добыча нефти млн т.н.э.
2,922 млн тонн нефти добыто в 2016 году
1,5 трлн руб. Ожидаемые налоговые поступления до 2040 г.
0,342 млн тонн нефти добыто в 2015 году