Зеленый завод

Эксперты и московские власти признают результативность модернизации Московского нефтеперерабатывающего завода. Достигнутые к настоящему моменту улучшения технических и экологических характеристик позволяют рассчитывать на то, что через несколько лет завод станет самым современным нефтеперерабатывающим производством Европы

Москва — огромный современный мегаполис, для которого характерны и все проблемы больших городов, в том числе экологические. Главный фактор загрязнения атмосферы — автотранспорт. Энергетика и промышленные предприятия (которых в столице, в принципе, осталось не так уж и много), конечно, тоже не стоит сбрасывать со счетов. Ведь любое производство можно условно представить в виде цепочки: сырье — переработка — продукция плюс отходы производства. Как правило, общественность обращает самое пристальное внимание на последние звенья цепи. А Московский НПЗ Нефтеперерабатывающий завод Перейти к словарю , наверное, главный объект в сфере внимания экологов и самих жителей российской столицы. Что до недавнего времени было вполне объективно. Еще несколько лет назад МНПЗ Московский нефтеперерабатывающий завод Перейти к словарю , расположенный в черте города возле Московской кольцевой автодороги, был серьезным раздражителем для жителей соседних районов. Однако сегодня ситуация кардинально изменилась и продолжает меняться. Реализация «Газпром нефтью» комплексной программы модернизации вывела завод на необходимый уровень безопасности, в том числе экологической, а в течение ближайших лет предприятие должно выйти на уровень лучших мировых НПЗ, позволяющий беспроблемно сосуществовать с городской средой.

Сергей Донской, министр природных ресурсов и экологии РФ:

Фактически сегодняшние проекты, которые реализуются на МНПЗ, — это проекты 2019 года, проекты будущего. Это большой плюс и для региона, и для самого предприятия с точки зрения его конкурентоспособности.

Сергей Собянин, мэр Москвы:

Модернизация Московского НПЗ — крупнейший инвестиционный проект в промышленной сфере города. В результате МНПЗ должен стать высокотехнологичным и экологически чистым предприятием. За четыре года уже реализован ряд ключевых проектов в этом направлении, благодаря которым воздействие предприятия на окружающую среду снизилось примерно вдвое.

Согласно статистике

Лучшее подтверждение любых заявлений — сухие цифры статистики, тем более если они сформированы в ходе независимых исследований. Так вот, цифры говорят, что по сравнению с показателями, зафиксированными перед началом программы модернизации завода (это 2011 год), общее воздействие МНПЗ на окружающую среду удалось снизить примерно вдвое. К концу 2015 года выбросы в атмосферу сокращены на 36 %. Строительство новых закрытых механических очистных сооружений и демонтаж старых увеличило степень очистки сточных вод до 95 %. Полностью ликвидированы хранилища отходов, накопленных за десятки предыдущих лет работы предприятия. Реконструкция установки производства битума и отказ от негерметичных методов налива сняли, пожалуй, главную претензию жителей окрестных районов — проблему неприятного запаха, который распространялся во время отгрузки битума в радиусе нескольких километров.

«Динамика жалоб показывает, что модернизация не проходит впустую — количество обращений граждан с территорий, прилегающих к заводу, постепенно снижается», — отметил руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды Москвы Антон Кульбачевский. Эту же тенденцию подтвердила и председатель комиссии по безопасности Московской городской думы Инна Святенко, представляющая интересы жителей Капотни, Марьино и Люблино, то есть районов, окружающих завод.

Аркадий Егизарьян, генеральный директор «Газпромнефть-МНПЗ»:

Московский НПЗ, как любой другой нефтеперерабатывающий завод в мире, — предприятие повышенной опасности, поэтому решение вопросов экологической безопасности для нас — первый приоритет. А учитывая, что предприятие находится в черте огромного мегаполиса — это еще и вопрос повышенной ответственности. Но мы спокойно к этому относимся — просто стараемся максимально соответствовать тем требованиям, которые к нам предъявляют. Мы объективно существенно снижаем влияние производства на окружающую среду — это не декларации. И весомые доказательства тому — данные комплексной системы экологического мониторинга, которые имеют каналы автоматической передачи данных государственным контролирующим органам. Наши специалисты непрерывно отслеживают ситуацию не только на территории самого завода, но и в жилых массивах санитарно-защитной зоны.

Очевидную экологическую составляющую несут и все наши перспективные технологические проекты. Например, строительство комбинированной установки переработки нефти «Евро+» позволит увеличить объем переработки, однако удельная нагрузка на окружающую среду при этом снизится. Я уже не говорю о таких экологических проектах, как «Биосфера». Добившись практически 100%-ного показателя очистки сточных вод, мы не только обезопасим водоемы от попадания в них вредных веществ. За счет повышения качества очистки в производство будет возвращаться до 75 % стоков. То есть мы будем меньше сбрасывать воды в городские очистные сооружения и меньше забирать ее из Москвы-реки.

«У меня была возможность наблюдать разные этапы жизни Московского НПЗ, и должна сказать, что за последнее время на предприятии произошли значительные изменения, — рассказала госпожа Святенко. — Завод преображается на глазах, вводятся новые современные производственные объекты, очистные сооружения, благодаря чему постоянно снижается воздействие на окружающую среду. Завод налаживает системы обратной связи, открыто информируя общественность и власти о своей деятельности. Благодаря этому постепенно приходит ощущение комфортного соседства завода и жителей города». Наверное, как раз именно открытость в отношениях с жителями города — главный индикатор изменений, происходящих на МНПЗ.

Этапы улучшения экологических параметров производства Московского НПЗ

Индикатор изменений

Самый главный шаг в этом направлении сделан с созданием на предприятии комплексной системы экологического мониторинга, включающей автоматическую систему мониторинга воздуха (АСМВ) и автоматические каналы передачи данных государственным контролирующим органам. Подобных систем пока нет ни на одном другом нефтеперерабатывающем производстве России. «Установка системы АСМВ — инициатива правительства Москвы. Приборы установлены на объектах, которые не завод, а мы определили. Завод заинтересован в том, чтобы быть „прозрачным“, — констатировал заместитель директора „Мосэкомониторинга“ Евгений Никитич. — Факт установки подобной системы на предприятии нефтепереработки уникален для России. Даже в Европе далеко не все нефтезаводы оснащены подобными системами, анализирующими состав воздуха».

Данные о состоянии атмосферного воздуха в зоне влияния завода отображаются и на специальном уличном табло — «Экоинформере», доступ к которому открыт для любого москвича. «Экоинформер» круглосуточно транслирует актуальную информацию о содержании в воздухе оксида углерода, углеводородов, диоксида серы и азота, сероводорода и бензола. Список и процедура замеров соответствуют требованиям всех контролирующих органов и законодательства.

«Запуск „Экоинформера“ — признак открытости. Это значит, что на заводе уже прошли те изменения, когда можно открыто информировать о степени воздействия на окружающую среду», — заявил глава управы соседнего с МНПЗ московского района Капотня Михаил Марков. «На такие серьезные шаги способен только уверенный в своих силах, честный завод», — также отметил член Общественной палаты РФ Артем Кирьянов.

«Экоинформер», установленный на МНПЗ, позволяет любому жителю близлежащих районов самостоятельно оценить экологическую обстановку в районе завода

Наладил завод конструктивный диалог и с независимыми экологами, которые раньше к предприятию были настроены откровенно негативно. «Мы ознакомились с первыми результатами модернизации, которая идет на Московском НПЗ в последние годы, убедились в ликвидации отходов советского периода, — сообщил после посещения производственной площадки МНПЗ в декабре 2015 года председатель правления экологической организации „Зеленый патруль“ Андрей Нагибин. — Это один из немногих примеров решения проблемы накопленных отходов на крупном российском предприятии. Наш экспресс-анализ атмосферного воздуха на производственной площадке завода показал, что все параметры в пределах санитарно-гигиенических норм». «Важно, что МНПЗ допустил независимых экологов на свою производственную площадку и разрешил отобрать пробы воздуха. Это означает, что заводу абсолютно нечего скрывать», — констатировал директор природоохранных программ «Зеленого патруля» Роман Пукалов. При этом зеленые выразили надежду, что экологические параметры производства будут и дальше улучшаться. Судя по планам предприятия, эти надежды имеют под собой реальную почву.

Взгляд в будущее

Пожалуй, главный экологический проект, реализация которого сейчас идет на Московском НПЗ полным ходом, — строительство биологических очистных сооружений «Биосфера». Оно стартовало осенью 2015 года в присутствии мэра Москвы Сергея Собянина и министра природных ресурсов и экологии РФ Сергея Донского. Запуск объекта запланирован на 2017 год. Ввод «Биосферы» повысит степень очистки сточных вод до 99 %, это очень высокий показатель даже для современных европейских нефтеперерабатывающих заводов.

На конец 2018 года запланирован ввод в эксплуатацию современной комбинированной установки переработки нефти «Евро+». Помимо роста производственных показателей предприятия, пуск комплекса позволит повысить уровень промышленной и экологической безопасности, а также позитивно повлияет на общую экологическую ситуацию столицы. Дело в том, что установка «Евро+» — объект, входящий в блок проектов качества и эффективности, строительство которого позволит увеличить объем выпуска моторного топлива 5-го экологического класса. А переход МНПЗ в 2013 году на выпуск бензина и дизеля «Евро-5», учитывая значительную долю топлива предприятия на рынке столичного региона, уже позволил на 23 % снизить поступление загрязняющих веществ в московский воздух от транспорта. С начала текущего года Москва полностью запретила оборот топлива классов ниже «Евро-5».

В совокупности же за счет реализации программы модернизации к 2020 году Московский НПЗ должен дополнительно на 50 % снизить воздействие на окружающую среду. Еще на 39 % уменьшится влияние на атмосферу за счет полного вывода из эксплуатации устаревающего оборудования. В результате санитарно-защитная зона предприятия значительно уменьшится, по своим параметрам будет соответствовать санзонам лучших европейских заводов. А высвобожденные территории вполне можно будет использовать в качестве парково-рекреационных. И этот процесс, кстати, уже начался.

Марко Папини, эксперт по экологии Еврокомиссии, профессор римского университета:

Я посетил несколько нефтеперерабатывающих заводов по миру и впечатлен уровнем технического обслуживания и чистоты на Московском НПЗ. Особенно меня поразили новые установки предприятия и внедряемые технологии производства. На предприятии абсолютно не чувствуется никакого запаха, что является безусловно положительным аспектом для нефтеперерабатывающего производства.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ТОПЛИВА КЛАССА «ЕВРО-5»

«Газпромнефть-МНПЗ»

Один из основных производителей топлива для Московского региона, доля предприятия на региональном рынке составляет 34 %. Завод выпускает 30 наименований нефтепродуктов. Основная часть продукции — моторные топлива, дорожный, строительный и полимерно-модифицированный битум, сжиженные газы для коммунально-бытового использования.

В 2015 году МНПЗ переработал 11 млн тонн нефти, что на 2,2% превышает результат 2014 года. При этом объем производства высокооктановых бензинов увеличился на 19,9% — до 2,6 млн тонн. Весь выпускаемый Московским НПЗ высокооктановый бензин и дизельное топливо соответствуют экологическому стандарту «Евро-5». Глубина переработки нефти достигла 72,6%, показатель выхода светлых нефтепродуктов вырос в 2015 году более чем на 2,5 п. п. — до 56,2%.

С 2011 года на предприятии реализуется комплексная программа реконструкции и модернизации производства общей стоимостью более 250 млрд рублей.

Статья подготовлена на основе материалов журнала «Сибирская нефть»