Euroстения

Поспешное введение новых стандартов топлива ради ВТО чревато кризисом.

Бензиновая тема в России — одна из самых насущных. У производителей и потребителей топлива два диаметрально противоположных взгляда на ценообразовательную политику. Первые год за годом повышают цену, объясняя это особенностями российской налоговой системы. Вторые уверены, что страна, которая купается в нефтедолларах, может позволить себе более дешевую «горючку». Государство вмешивается только в критических случаях, к примеру, когда в канун посевной нужно убедить нефтяные компании заморозить цены.

Поэтому неудивительно, что опубликованный в № 8 «Сибирской Нефти» материал «В трех годах от дефицита», предсказывающий дефицит качественного топлива в нашей стране изза автомобильного бума и неготовности НПЗ повсеместно перейти на евростандарт, вызвал массу неоднозначных откликов. За скорейшее внедрение топлива, отвечающее требованиям Евросоюза, высказываются, как правило, представители растущей армии владельцев иномарок. Против — обладатели отечественных авто, утверждающие, что спешка с переходом на Euro — результат лоббистских усилий крупных компаний, которые уже успели модернизировать производство, а теперь сознательно «подогревают» ситуацию, чтобы избавиться от прочих конкурентов, установить полный контроль над отраслью и еще взвинтить цены.

Накал страстей вокруг горючего заставил нас вновь вернуться к теме.

Текст: Андрей САЛМАНОВ

ВТОропях

Начнем с того, что главным лоббистом внедрения европейских стандартов по топливу стало... правительство РФ. Переход на Euro является одним из условий вступления России в ВТО. Учитывая, как рьяно власть подстегивала этот процесс еще недавно (предполагалось, что Россия вступит в организацию в июле на саммите G8 в Санкт-Петербурге), не стоит удивляться, что еще в октябре прошлого года кабинет Фрадкова утвердил регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ, вредных (загрязняющих) веществ». Он предусматривает введение с апреля нынешнего года для всех двигателей нормы Euro2, с января 2008 — Euro-3, с 2010 года — Euro-4. Производство техники, не отвечающей этим стандартам, будет запрещено.

Следом дошла очередь до производителей топлива. Соответствующий технический регламент «О требованиях к бензину, дизельному топливу и другим ГСМ», который в дальнейшем станет федеральным законом, был внесен на рассмотрение правительства в декабре 2005 года. После его вступления в силу (в Минпромэнерго утверждают, что это может произойти уже в следующем году), в России будет производиться лишь топливо Euro-2 и Euro-4.

Но готова ли к такому «прыжку в Европу» основная масса отечественных автолюбителей?

Раньше времени не сливать...
Источник: Технический регламент «О требованиях к бензину, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам», приложение № 1.

* Минпромэнерго не исключает, что стандарт Euro-3 будет действовать в переходный период.
Источник: Технический регламент «О требованиях к бензину, дизельному топливу и другим горюче-смазочным материалам», приложение №2

Быстро принять закон — одно дело, реализовать — совсем другое. О том, как благие, но не до конца продуманные и подготовленные начинания правительства оборачивались стихийным бедствием, мы смогли недавно убедиться на примере «алкогольной» реформы, в результате которой бюджет страны недосчитался миллиардов «винно-водочных» рублей. А кто решил, что нефтяная отрасль не требует серьезного подхода?

Как подсчитали сами разработчики технического регламента из Всероссийского НИИ по переработке нефти (ВНИИ ПН), сегодня более 60% российского автопарка не соответствует европейским нормам, 30% — отвечает нормам Euro-2 и только 10% — нормам Euro-3 и Euro-4. На отсутствии в России массового спроса на экологически чистое топливо два года назад чуть не обжегся упомянутый нашими читателями ЛУКОЙЛ. Компания запустила в эксплуатацию комплекс глубокой переработки нефти «стоимостью» $350 млн и тут же столкнулась с проблемой реализации экологически чистой солярки. Пристроить ее удалось только в Финляндии через местных «дочек»... Сегодня в России действительно быстро растет число иномарок — только в прошлом году их было продано 575 тысяч. В будущем рост ускорится, тем более что на сборку «иностранцев» переключаются и гиганты отечественного автопрома. На ГАЗе на смену «Волге» придет Крайслер. По некоторым данным, идет дело к продаже зарубежным монстрам автопрома контрольного пакета акций АвтоВАЗа.

Однако, учитывая не самый высокий уровень жизни за пределами Садового кольца и миллионных городов-доноров, а также выносливость «жигулят» и «москвичей» еще советского «розлива», полное обновление автопарка России — дело отнюдь не двух—трех лет. К слову, Европа готовилась к введению новых стандартов два десятилетия.

В чем нельзя не согласиться с нефтепереработчиками, так это в том, что без поддержки государства тотальный перевод отрасли на евростандарты невозможен. По данным того же ВНИИ ПН, стоимость «удовольствия» составляет $30 млрд. И если такие стабильные, крепко стоящие на ногах крупные компании, как «Газпром нефть», LERJQK, обладают достаточным запасом прочности для того, чтобы модернизировать свои нефтеперерабатывающие мощности самостоятельно и благодаря эффективной маркетинговой политике найти «своего» потребителя, то другим участникам рынка без поддержки государства, в первую очередь в налоговой сфере, не обойтись.

Кроме денег, понадобится, естественно, и время. О такой «малости», как обеспечение роста уровня жизни граждан во всех уголках нашей страны, совершенствование системы кредитования и прочих «милых мелочах», без которых ни новые авто, ни чистый бензин не будут в обозримом будущем востребованы самыми широкими массами, мы уже не говорим.

Возможно, для больших городов, где уровень жизни выше и крутятся большие деньги, тема бензина европейского качества и актуальна. Но если взять Россию в целом, с селами, городами, где предприятия лежат на боку, не думаю, что завтра здесь все пересядут на иномарки. У нас в районе многие ездят на авто и мотоциклах еще советской сборки. Много грузового транспорта. Говорю не просто так — у меня самого «шестерка» 1986-го года выпуска. Ездит на 76-м бензине и, как говорится, не кашляет. Да и возможности нет баловать ее более дорогой горючкой…

Динияр Газилов,
Ирбит, Свердловская область

Страшилку про бензиновый дефицит придумали крупные компании, которые переоборудовали свои заводы под высокооктановое топливо и теперь тупо хотят слупить под это денег и всевозможные льготы с государства. Они же пропихнули все эти регламенты и прочие законы о скорейшем переходе на евростандарт. Зачем это нам, у нас народ еще лет 15 на «Ладах» и «Волгах» ездить будет! А вот им — надо. Что будет дальше — догадаться нетрудно. Расскажут нам сказку про свои немереные затраты на техническое перевооружения и взвинтят цены. Да еще за границу будут свою горючку продавать. Как уже сегодня это делает ЛУКОЙЛ. Побойтесь Бога, господа! Вы и так дерете с нас три шкуры! В общем, в чем наша страна, которая так гордится своими нефтяными запасами, скоро догонит и перегонит Европу и Америку — так это в ценах на бензин. Сомнительное первенство…

Евгений Петрович Согрин,
полковник в отставке, Москва

В кои веки у россиян появилась возможность в массовом порядке пересесть на приличные авто! И доходы растут, и широкий выбор доступных иномарок есть, и всевозможные кредитные механизмы появились. По крайней мере, у нас в городе даже на глаз видно, что «совковых» авто становится все меньше. А вот с топливом хорошим пока далеко не все ладно. Я свою «Шкоду» стараюсь заправлять на «брендовых» АЗС — «Сибнефти», ЛУКОЙЛа. В городе и окрестностях в этом плане все в порядке. А едешь куда-нибудь в сторону Кургана — так хоть мини-бензовоз за собой на прицепе тащи! Заправок хватает, а вот качество топлива для моей «чешки» просто убийственное! А мы, как говорится, не настолько богаты, чтобы позволить себе покупать дешевый бензин…

Виталий Федосеев,
Тюмень