Трансбалканский экспресс

Трансбалканский экспресс

Российской нефти не страшны пробки в турецких проливах



Подписание международного соглашения, которое от российской стороны завизировал глава Минпромэнерго Виктор Христенко

В этом году Кремлю удалось найти общий язык с болгарским и греческим руководством.

Болгарско-греческое сочетание Бургас-Александруполис звучит красиво. Однако Трансбалканскому трубопроводному проекту не везло целых 13 лет. Но нынешней весной Москва, Афины и София наконец приняли решение о строительстве транспортного канала для российской нефти в обход черноморских проливов. Для реализации проекта будет учреждена международная компания, в которой 51% сохранит за собой российская компания — ООО «Трубопроводный консорциум «Бургас-Александруполис». В этом консорциуме 1/3 принадлежит ОАО «Газпром нефть».

Текст: Наталья Готова

Различные варианты, каким образом выстроить схемы экспорта российской и каспийской нефти в обход узких и перегруженных проливов Босфор и Дарданеллы, обсуждаются с 1990-х годов. В 1994-м российские и греческие нефтяные компании решили проложить маршрут через болгарский Бургас и греческий Александруполис.

В апреле 2005 года представители России, Греции и Болгарии подписали меморандум о сотрудничестве в строительстве Трансбалканского нефтепровода. Однако жизненных сил проекту этот меморандум не придал. Российские нефтяные компании по очереди пытались продавливать «Трансбалканский вариант», но, сломавшись на переговорах по условиям прокачки с транзитными странами, выбивались из сил и отступали. Так, в инициаторах проекта по очереди побывали ЛУКОЙЛ, "Роснефть«,ЮКОС, ТНК-ВР.

«Транснефть» в 2004-2005 годах считала наиболее экономически эффективным вариантом строительство обходного нефтепровода Кыйикей-Ибрикхаба по территории Турции, но затем компания прекратила работу над проектом «по не зависящим от нее причинам».

Однако в этом году Кремлю удалось найти общий язык с болгарским и греческим руководством. В марте Владимир Путин и главы кабинетов министров Болгарии и Греции — Сергей Станишев и Константинос Караманлис — встретились, и, по словам пресс-секретаря российского президента, «полтора часа обсуждали, прежде всего, ход реализации проекта нефтепровода Бургас-Александруполис». Итог — подписание международного соглашения, которое от российской стороны завизировал глава Минпромэнерго Виктор Христенко. Владимир Путин отметил, что в ходе переговоров изменились взгляды Константиноса Караманлиса: «Хочу отдать должное вашей личной позиции, благодаря которой мы в значительной степени и продвинулись в решении этого вопроса».

Комментируя подписание соглашения, Владимир Путин сказал, что в результате строительства трубопровода «Россия увеличивает возможность поставок энергоресурсов на мировые рынки, а Болгария и Греция повышают уровень своей энергобезопасности». В рамках реализации проекта на территории Болгарии и Греции планируется построить нефтяные хранилища емкостью до 600 тыс. тонн и таким образом захеджировать риски транзитных государств при изменениях цен на мировом рынке энергоресурсов.

После того, как парламенты трех государств ратифицируют соглашение, и РФ подпишет с Болгарией и Грецией договоры о транзите нефти, можно будет начинать строительство. 28 марта агентство ИТАР-ТАСС сообщило, что законопроект о ратификации соглашения уже внесен в парламент Греции. В пояснении к проекту документа подчеркивается, что прокладка нового трубопровода снизит для региона экологические риски, связанные с ростом нагрузки на существующие пути транспортировки углеводородов. Вероятно, с подобной формулировкой будет внесен и законопроект в парламент Болгарии.

Согласно проекту, из новороссийского порта нефть будет поставляться в Бургас танкерами, прокачиваться по новому трубопроводу, а из Александруполиса вновь уплывать на танкерах через Эгейское море на рынки Европы, США и Азиатско-Тихоокеанского региона.

Точные параметры трубопровода еще неизвестны. По предварительным данным «Транснефти», на первом этапе объем прокачки по транспортной нитке составит 15 млн. тонн в год, на втором — 24 млн. тонн, на третьем — 35 млн. тонн, а в перспективе сможет принять до 50 млн. тонн нефти ежегодно. Общая длина нефтяного коридора составит 285 км. Строительство нефтепровода предполагается начать в 2008 году, оценочная стоимость проекта около 1 млрд. евро.

Заказывать разработку ТЭО и сооружать трубопровод станет проектная компания, в которой 51% достанется российскому «Трубопроводному консорциуму «Бургас-Александруполис», 24,5% — болгарскому консорциуму «Бургас-Александруполис БГ», 23,5% — представляющим Грецию компаниям Hellenic Petroleum и Thraki и еще 1% — греческому правительству. Зарегистрировать международную компанию предполагается в конце первого полугодия 2007 года. Со стороны РФ участниками консорциума стали государственные компании. Это «Транснефть», «Газпром нефть» и «Роснефть», поровну (по 33,3%) разделившие доли в учрежденном в январе этого года «Трубопроводном консорциуме «Бургас-Александруполис». Оператором проекта определена «Транснефть».

Руководитель стивидорной компании «Новороссийский морской торговый порт» Игорь Вилинов сообщил недавно, что в результате запуска трубопровода Бургас-Александруполис, объем перевалки нефти в его порту будет увеличен. Сейчас крупнейший стивидор Новороссийского порта переваливает 48-49 млн тонн нефти в год. Возможности компании значительно шире, но сейчас они ограничены пропускной способностью системы «Транснефти».

По Трансбалканскому трубопроводу может поставляться не только российская нефть, но и нефть «КазМунайГаза», а также сырье из Каспийского региона, добываемое КТК. России в Каспийском трубопроводном консорциуме принадлежит миноритарный пакет в 24%, остальное делят между собой Казахстан (19%), Оман (7%), Chevron Caspian Pipeline Consortium (15%), Mobil Caspian Pipeline (7,5%), Oryx Caspian Pipeline (1,75%), СП LUKARCO (12,5%), СП Rosneft-Shell Caspian Ventures (7,5%), Agip Int. (2%), BG Overseas Holdings (2%) и Kazakhstan Pipeline Ventures (1,75%).

Сейчас КТК решает вопрос расширения, в том числе за счет увеличения транспортировки нефти по российскому направлению (трубопровод Тенгиз-Новороссийск) с 31 до 67 млн. тонн в год. Правда, участники консорциума не смогли согласовать с «Транснефтью» величину тарифов на прокачку.

Пока неясно, направит ли КТК добытое сырье по маршруту Баку-Тбилиси-Джейхан, или часть каспийской нефти пойдет по территории России и Трансбалканскому трубопроводу. Ряд аналитиков полагают, что дальнейший рост добычи на казахстанских месторождениях может привести к тому, что не хватит и мощностей Баку-Джейхана вместе с казахско-китайским нефтепроводом Атасу-Алашанькоу. В одном из телевизионных интервью президент Казахстана Нурсултан Назарбаев сказал, что рассматривает проект Бургас-Александруполис в качестве дополнительного средства транспортировки казахстанской нефти.

По мнению аналитика Альфа-банка Константина Батунина, вероятность реализации проекта Трансбалканского трубопровода практически стопроцентная. Если несколько лет назад уровень нефтедобычи в РФ был значительно ниже, и российские компании не могли гарантировать заполнение трубы, то сейчас нефти вполне достаточно. Аналитик считает, что даже если через Бургас-Александруполис не пойдет нефть КТК, трубопровод все равно будет заполнен потоками, которые российские компании перенаправят в этом направлении. Главная цель — избавиться от транспортировки нефти через турецкие проливы, где танкерам приходится стоять в очереди по две недели.

«Я считаю, что сейчас Россия стремится создать профицит трубопроводных мощностей, — рассуждает Константин Батунин. — Это, возможно, экономически не столь рационально, но таким образом можно решить политические проблемы, время от времени возникающие у России с транзитными странами, через которые идут существующие трубопроводы (вспомните прекращение транзита нефти через Латвию или Белоруссию). Если транзитных государств будет много, это увеличит конкуренцию за транзит российской нефти. Это положительно отразится на операционных показателях нефтяных компаний, в том числе и „Газпром нефти“, за которой, как за участником проекта, очевидно, будет закреплена квота на прокачку». Аналитик МДМ-банка Андрей Громадин также считает, что вхождение «Газпром нефти» в состав «Трубопроводного консорциума «Бургас-Александруполис» улучшит позиции компании с логистической точки зрения.

Наша компания участвует в переговорном процессе по данному проекту уже много лет, причем переговоры проходили в разном формате, с различным составом участников. Первую попытку построить этот трубопровод предприняли греческая и болгарская стороны в начале 90-х годов. Было выполнено предварительное ТЭО проекта и казалось, что вот-вот начнется строительство.
Но обеспечить финансирование проекта не удалось, банки захотели получить гарантии поставок нефти, ведь труба — всего лишь альтернатива маршруту через проливы. А нефтяные компании давать гарантии не стали. Кто-то будет грузить нефть в трубу, платить тариф за прокачку и перевалку. А конкуренты повезут нефть через освободившиеся проливы с меньшими издержками?
В начале 2005 года были предприняты усилия для создания единой российской компании по реализации проекта, но и тогда участники договориться не смогли. Следующую попытку в качестве координатора предприняла ТНК-ВР. Была проделана определенная работа, но найти компромисс с болгарской и греческой сторонами не получилось. К намеченному сроку (до конца 2005 года) Международная проектная компания создана не была.
Ну а развитие ситуации в проливах заставляло задуматься. Ежегодно нефтяные компании вынуждены выплачивать миллионы долларов за простой судов в проливе Босфор. Есть оценка, согласно которой отрасль (компании всех стран) теряет на этом ежегодно 750 млн. долларов. (Сравните с оценкой стоимости проекта Бургас-Александруполис!)
Выстраиваясь в очередь, танкеры в зимнее время иногда вынуждены ждать от 5 до 16 суток. Турция, кстати, предпринимала шаги, чтобы улучшить ситуацию. И внедрение системы навигации компании Locheed Martin VTS внесло свой вклад. На какое то время очереди стали короче.
Однако ситуация в проливе будет ухудшаться, если не появится альтернативный маршрут. Ведь растет объем перевозок, причем не только нефти. И опасения турецкой стороны тоже понять можно: по обе стороны пролива многомиллионный Стамбул с проблемами большого города. Разлив нефти, авария танкера, столкновение с пассажирским паромом, пожар или теракт — все это реальные риски. Они способны вызвать перебои в поставках нефти.
По истечении многолетних переговоров между потенциальными партнерами кто-то должен был снова взять на себя инициативу. Компании «Газпром нефть», «Транснефть» и «Роснефть» договорились создать Консорциум, а важнейший импульс для преодоления переговорного тупика с Болгарией и Грецией был сделан на высшем государственном уровне в сентябре прошлого года. В результате достигнутых договоренностей подписано Межправительственное Соглашение между Россией, Болгарией и Грецией. Теперь нужно создавать Международную проектную компанию, так что работы впереди много.
Рассчитываем, что в проект войдут и другие крупные компании, такие как Шеврон, ТНК-ВР, Казмунайгаз. Так что проект не является неким закрытым клубом. С представителями этих компаний мы неоднократно встречались в прошлом году, обменивались информацией, обсуждали подходы к решению вопросов юридического и технического порядка. Лично знакомы с их менеджерами и экспертами — это высококлассные специалисты, с которыми интересно работать. Вместе с ними обсуждали и изучали другие альтернативные маршруты: Самсун-Джейхан, Констанца-Триест, Бургас-Влера.
Для себя мы выбор сделали: Бургас-Александруполис самый короткий маршрут. Из Александруполиса можно отправлять нефть супертанкерами (которые через проливы не ходят) на американский рынок, такие отгрузки становятся экономически эффективными. Думаю, что разочарую тех, кто во всем пытается искать только политический подтекст, говорить о конкуренции разных проектов. Это тот случай, когда и российские, и американские, да и все другие нефтяные компании будут только рады появлению альтернативных трубопроводов для транспортировки нефти из бассейна Черного моря, если кто-то будет готов профинансировать их строительство.

Николай СЕРЕГИН,
Начальник Департамента стратегии
и зарубежных проектов ОАО «Газпром нефть»,
Член Совета Директоров ООО «Трубопроводный консорциум Бургас-Александруполис»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ