Региональные выборы: зачем предприятия финансируют кандидатов?

Региональные выборы: зачем предприятия финансируют кандидатов?

Предприятия, учреждения, банки активно пополняют избирательные фонды кандидатов.

резоны для финансирования избирательных кампаний весьма серьезны. А если разобраться, бизнес не только вправе, но порой просто обязан влиять на ход выборов

После того как в 2004 году было решено отказаться от прямого избрания губернаторов всеобщим голосованием, главным политическим событием в субъектах Федерации стали выборы депутатов законодательных собраний. Состав местных парламентов является основным индикатором расстановки политических и экономических сил в регионах. Правда, далеко не все избиратели осознали, как изменилось значение выборов депутатов. Явка на выборы неуклонно падает. Чтобы не сорвать голосование, пришлось даже отменить минимальный барьер явки. Чем руководствуются те, кто не ходит на выборы? Одни убеждены, что депутаты бессильны что-либо изменить, другие полагают, что исход голосования уже предопределен действующей властью, третьи считают, что на выборах все решают деньги. Однако в отличие от среднего избирателя работающие в регионе бизнесмены относятся к выборам куда более серьезно.

Текст: Михаил Виноградов, директор Центра политической конъюнктуры России

Предприятия, учреждения, банки активно пополняют избирательные фонды кандидатов, оплачивают их агитацию, выстраивают сложные политические комбинации и интриги. И рядового гражданина нередко одолевает вопрос: не правильнее ли все эти средства направлять на более полезные нужды? При этом руководители предприятий, к сожалению, подчас не находят времени и желания объяснить своим работникам смысл политических инвестиций.

Между тем резоны для финансирования избирательных кампаний весьма серьезны. А если разобраться, бизнес не только вправе, но порой просто обязан влиять на ход выборов. Во-первых, во многих регионах предприятия действуют в конкурентной среде: борьба за бюджетные потоки, социальную политику, землеотводы, налоги идет полным ходом. Наивно ждать, что конкуренты самоустранятся от воздействия на формирование местного парламента. Так что здесь действует футбольное правило: не забиваешь ты — забивают тебе. И, самоустранившись от участия в выборах, есть риск получить агрессивно настроенный по отношению к тебе парламент, который в лучшем случае начнет чинить тебе препятствия, а в худшем — и вовсе попытается посодействовать недружественному захвату твоего предприятия с последующим увольнением сотен и тысяч работников.

Во-вторых, в России по-прежнему остро стоит вопрос об ответственности депутатов. В условиях отсутствия работающей процедуры отзыва народных избранников, слабых навыков самоорганизации населения и неразвитой партийной системы депутат порой начинает ощущать себя представителем никому не подотчетной касты. И в сегодняшней жизни обязательства депутата перед поддержавшим его предприятием — один из немногих реальных рычагов воздействия на него.

В-третьих, эффективно работающий законодательный орган является гарантом стабильности региона. А в стабильном регионе легче расширять производство, привлекать инвесторов, вести социальную политику.

Да и сами работники предприятий нередко хотели бы знать, какую партию или кандидата поддерживает руководство компании — ведь желающих попасть в парламент немало, и разобраться в том, кто же будет готов на деле защищать интересы работников предприятия, для многих нелегко. При этом остается очевидным, что успешное создание предприятием «лобби» в региональном парламенте сулит немало преимуществ. Прежде всего, депутаты могут влиять на формирование регионального бюджета. Это дает возможность оценивать эффективность реализуемых администрацией проектов, определять размер и адресность выплат населению, контролировать работу губернатора, обеспечивать социальную ответственность власти. Именно от законодателей зависит, сколько средств будет оставаться в бюджете того города или района, где живут работники предприятия.

Наконец, работа в региональном парламенте позволяет руководителям предприятий активнее взаимодействовать с федеральными чиновниками — полпредом, правительством, администрацией президента. А сегодняшние политические реалии таковы, что именно от Москвы зависит принятие решений по будущему развитию регионов — строительству дорог, жилья, детских садов, образовательных и медицинских учреждений, реализации федеральных целевых программ. И отстоять перед Министерством финансов интересы своего региона — задача, посильная далеко не каждому.

В современной России немало примеров, когда позиция регионального парламента позволяла защитить регион. В 90-е годы в Тюменской области, несмотря на очевидный конфликт обладминистрации с «северными» территориями, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа имели большинство в законодательном собрании и смогли отстоять автономию своих территорий. В Нижегородской и Саратовской областях полтора года назад региональные депутаты заняли принципиальную позицию, потребовав не переутверждать в должности прежних непопулярных губернаторов, — и их позиция была поддержана Кремлем. В Красноярском крае, Иркутской области региональные парламенты не раз становились ареной выяснения отношений между ведущими финансово-промышленными группами — и местный парламент становился эффективной площадкой для достижения цивилизованного компромисса, учитывающего интересы предприятий и их работников.

За 4-5 лет полномочий парламента интересы работающих в регионе предприятий изменяются. Это и обеспечение финансирования строительства и ремонта дорог и коммуникаций, и ведение эффективной социальной политики, и защита от агрессивных конкурентов (в том числе московских), и ограничение произвола губернатора, и лоббирование федеральных субсидий на те или иные нужды региона. Поэтому финансирование участия в выборах отдельных кандидатов и партий, разъяснение своим сотрудникам расстановки сил на выборах, понимание значимости самих выборов — все это необходимый элемент политики дальновидных руководителей компаний, создающих эффективную систему защиты предприятия и социальной поддержки его работников.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ