«Газпром нефть» кинет якорь в портах

«Газпром нефть» кинет якорь в портах

Компания намерена развивать бункерный бизнес





Фото: FOTOBANK/GETTY IMAGES, RPG/CORBIS

Конкуренты «Газпром Нефти»

Рынок бункеровки в Большом порту Санкт-Петербурга, с которого планирует начать свою экспансию «Газпром нефть», не только самый крупный в России, но и один из самых конкурентных. Самые заметные игроки с долей около 10% у каждого — «Балтийская бункерная компания», дочерняя компания ЛУКОЙЛа — «ЛУКОЙЛ-Нева», образованная еще в 1998 году, местные компании — «Невский мазут» и ЭКо «Феникс Холдинг». Еще примерно половину рынка занимают около четырех десятков мелких бункеровщиков. При этом больше половины всего заправляемого топлива поставляется ЛУКОЙЛом.

Компания намерена развивать бункерный бизнес

«Газпром нефть» займется перспективным бизнесом по поставке топлива для морского транспорта. Это решение укладывается в общеотраслевой, поддерживаемый государством тренд по предоставлению клиентам не сырья, а конечного продукта.

Текст: Никита Паркер

В середине октября «Газпром нефть» объявила о создании дочернего предприятия «Газпром- нефть Марин Бункер». Новой компании поручен бункерный бизнес — бизнес по поставке судового топлива на морские и речные суда. До сих пор «Газпром нефть» лишь поставляла мазут и дизельное топливо, на которых работают грузовые и пассажирские суда, частным бункерным компаниям. Между тем емкость только петербургского рынка бункерного топлива, одного из крупнейших в России, оценивается в 1,8 млн тонн в год.

Широкая география

Новая «дочка» зарегистрирована в Санкт-Петербурге — по месту юридической регистрации материнской компании. Согласно среднесрочным планам, уже в 2009 году «Газпромнефть Марин Бункер» выйдет на ежегодный объем поставок мазута, судового топлива и масел в объеме 1,5 млн тонн. «В перспективе компания планирует создать собственную бункерную сеть по реализации нефтепродуктов в российских портах и расширить свои позиции на международных бункерных рынках», — заявил Президент «Газпром нефти» Александр Дюков.

Сейчас наличием такой разветвленной сети из российских игроков может похвастать только частная группа компаний «Трансбункер». «Трансбункер» непосредственно бункерует суда в портах Клайпеда (Литва), Ванино, Находка, Владивосток, Восточный (все четыре на Дальнем Востоке), Санкт-Петербург, Новороссийск и ряде черноморских портов Украины. Основными регионами деятельности «Газпромнефть Марин Бункер» станут Санкт-Петербург и порты Северо-Запада России, порты Дальнего Востока и Юга России. В такой последовательности компания и планирует выходить на рынок.

Зачем «Газпром нефти» выход к морю

Казалось бы, зачем крупной, вертикально интегрированной нефтяной компании, которой является «Газпром нефть», понадобилось самостоятельное присутствие на бункерном рынке? Этому есть несколько объяснений. Как рассказал генеральный директор «Газпромнефть Марин Бункер» Андрей Васильев, во-первых, опосредованно «Газпром нефть» на этом рынке присутствует исторически. Мазут в качестве бункерного топлива традиционно отгружается с Московского, Ярославского и Омского нефтеперерабатывающих заводов в двух направлениях — северо-западном и дальневосточном. В этом смысле мы Америку не открываем, другое дело, что компания ищет и находит способы улучшения эффективности продаж своих нефтепродуктов и стремится работать с конечными потребителями топлива. Это, естественно, налагает на «Газпром нефть» большую ответственность перед судовладельцами, но в тоже время дает устойчивый гарантированный сбыт.

Другая, более глобальная причина выхода на бункерный рынок — это следование общеотраслевой тенденции по предоставлению клиентам не нефтяного сырья, а конечного продукта. «Мы нацелены на то, чтобы контролировать всю технологическую цепочку, от производства на НПЗ до борта судна клиентов. Будем работать с качеством продукта на заводе и на местах — непосредственно в портах. Задача — предоставить судовладельцам топливо международного отраслевого стандарта качества. Ведь качество судового топлива — одна из гарантий безопасности судоходного бизнеса», — поясняет Андрей Васильев.

О необходимости увеличения глубины нефтепереработки постоянно говорят представители государства, на это делают ставку в своих инвестиционных программах сами нефтяники. «Надо учиться не только выгодно экспортировать сырую нефть, газ, руду, древесину — надо перерабатывать природные ресурсы внутри страны и выходить на внешние рынки уже с полноценным высокотехнологичным продуктом», — заявил в феврале на встрече с представителями РСПП президент Владимир Путин. Глава государства призвал тогда промышленников работать над развитием системы переработки сырья и увеличением доли обрабатывающих производств с высокой добавленной стоимостью. И, наконец, бункерный рынок России весьма перспективен. По оценкам экспертов, емкость только бункерного рынка Большого порта Санкт-Петербурга в 2006 году составила 1,5 млн тонн, в этом — приблизится к 2 млн тонн, что в денежном выражении исходя из текущих котировок на мазут составляет $600–800 млн.

По прогнозам к 2010–2011 годам емкость питерского рынка должна возрасти до 2–2,5 млн тонн, мурманского — с нынешних 250 тыс. тонн в год до 500 тыс. тонн в год. Росту рынка Петербурга и Ленинградской области будут способствовать новые портовые проекты. В конце 2007 — начале 2008 года должен быть запущен в эксплуатацию новый магистральный продуктопровод «Транснефтепродукта» Кстово (Второво) — Ярославль — Кириши — Приморск (проект «Север»). Мощность первого пускового комплекса — 8,4 млн тонн дизтоплива в год. Правительство сейчас определяется с конечной точкой второй очереди «Балтийской трубопроводной системы» (БТС-2), которая расширит мощность БТС с нынешних 74 млн тонн в год вдвое. В любом случае БТС-2 будет заканчиваться в Ленинградской области — либо в Приморске, либо в Усть-Луге, либо в обоих портах сразу. Наконец, даже без учета БТС-2 в Усть-Луге ведется строительство мощного многопрофильного порта, на который многие участники рынка делают ставку в связи с перегруженностью Петербургского порта и непопулярностью у российских властей прибалтийских портов. Таким образом, перспективы грузооборота и увеличения числа судозаходов очевидны. «Да, мы смотрим на Усть-Лугу и Приморск. Там большой и перспективный рынок, наверняка найдется место и нам», — подтверждает Андрей Васильев. По его словам, не менее перспективным является и рынок Мурманска — в частности, в связи с началом промышленных отгрузок сырья ЛУКОЙЛа на Варандейском терминале.

Плюсы и минусы

Перспективы «Газпром нефти» на новом рынке будут зависеть от того, как компания сможет воспользоваться своими потенциальными рыночными преимуществами и как быстро справится с препятствиями. К первым и очевидным, безусловно, относится наличие собственного качественного продукта. «Мы делаем ставку на Омский НПЗ, во-первых, потому что это стопроцентно наш завод, — говорит Андрей Васильев. — А во-вторых, потому что он производит малосернистый мазут, который все больше и больше востребован в Петербурге, Мурманске, на Балтике и Северном море. Спрос на качественный малосернистый мазут рождает не столько разборчивость судовладельцев, сколько необходимость следовать международным нормам. Так, согласно приложению VI Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов (MARPOL), введенному в действие еще 19 мая 2005 года, предельное содержание серы в судовых топливах не должно превышать 4,5%. В этом и прошлом годах эти нормы ужесточились. С 19 мая 2006 года предельное содержание серы в топливе не должно превышать 1,5% в Балтийском море, а совсем недавно такое же ограничение было установлено для судов, работающих в Северном море и Ла-Манше.

Одним же из препятствий для развития бункерного бизнеса «Газпром нефти» пока является отсутствие развитой инфраструктуры. Уже работающие, например, в Петербурге «Балтийская бункерная компания», «ЛУКОЙЛ-Нева», «Невский мазут» и ЭКо «Феникс Холдинг» имеют собственные или арендованные береговые хранилища, лаборатории и флот судов-бункеровщиков. По словам Андрея Васильева, стратегия развития бункерного бизнеса, безусловно, предусматривает наличие собственной инфраструктуры. Правда, планируемый размер инвестиций, конкретные площадки под строительство или модернизацию нефтебаз, планы по созданию собственного флота в «Газпромнефть Марин Бункер» пока не озвучивают. Конкретный бизнес-план будет готов к весне 2008 года. «Чем больше хорошо организованных ответственных компаний будет на бункерном рынке, тем лучше для самого рынка и клиентов», — прокомментировали планы «Газпром нефти» в Российской ассоциации морских и речных бункеровщиков.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ