Сервис на высшем уровне

Сервис на высшем уровне

«Газпром нефть» объединяет сервисные активы

Текст: Светлана Вычерова

«Газпром Нефть» объединяет нефтесервисные активы в одной компании

В сентябре «Газпром нефть» сообщила о создании нового дочернего предприятия «Газпромнефть-нефтесервис» для управления всеми нефтесервисными активами компании. Это позволит усилить данный сегмент бизнеса в условиях перегретого рынка сервисных услуг.

Успешность и конкурентоспособность нефтяных компаний во многом определяется наличием в арсенале современных технологий разведки, разработки и эксплуатации месторождений. Сегодня мало иметь богатую ресурсную базу, важно эффективно ее использовать. Технологическое лидерство стало основным преимуществом участников мирового топливно-энергетического комплекса, залогом рентабельности и долгосрочных перспектив развития.

На фоне постоянного роста потребления углеводородных ресурсов в современном мире, истощения запасов, сложного геологического характера новых открытий, а также существующей тенденции к снижению объемов добычи мировые лидеры топливно-энергетического комплекса испытывают дефицит квалифицированных высокотехнологичных сервисных услуг.

Проблемы сервиса

Российский сервисный рынок — один из крупнейших в мире, в данный момент переживает период бурного развития. Сегодня в нашей стране работают порядка трехсот сервисных компаний. Ежегодный объем оказываемых сервисных услуг оценивается экспертами в $10–15 млрд. По оценкам экспертов, около 60% рынка сервисных услуг приходится на долю дочерних подразделений вертикально интегрированных нефтегазодобывающих компаний, порядка 15% — на независимые российские компании, доля иностранных сервисных компаний достигает 25% и неизменно растет. Увеличение присутствия международных нефтесервисных гигантов — например, таких как Halliburton, Schlumberger и Baker Hughes, можно объяснить состоянием голода высоких технологий, сложившимся на рынке. К сожалению, компании-резиденты еще сильно отстают от западных коллег по уровню оснащенности, необходимому для проведения работ высокой сложности. Именно поэтому большая часть таких услуг, как производство гидроразрыва пласта или сейсморазведка 3D, в России приходится на мировых лидеров отрасли.

Стоит отметить, что российский рынок нефтесервисов за последние годы стал более прозрачным. Большинство компаний-заказчиков, понимая, что хороший сервис непосредственно влияет на себестоимость добычи, перешли на тендерную систему выбора подрядчика, которая распространяется в том числе и на дочерние сервисные компании.

Вместе с тем нефтяники отмечают, что на отечественном нефтесервисном рынке сложилась патовая ситуация: спрос настолько превышает предложение, что стоимость услуг сервиса растет с каждым днем, а иногда вовремя получить буровые бригады невозможно ни за какие деньги. Присутствие именитых иностранцев не спасает: они оказывают довольно узкий спектр услуг, стоимость которых зачастую делает нерентабельным осуществление проектов с их помощью. Таким образом, приходится констатировать: сервисные предприятия в России не в состоянии удовлетворить растущий в среднем на 18% в год спрос. Проблемы глобального рынка, без сомнений, актуальны и для «Газпром нефти». В настоящее время в составе холдинга существуют 17 дочерних сервисных предприятий, которые оказывают широкий спектр услуг в сфере геологоразведки, бурения и добычи нефти как материнской компании, так и сторонним организациям. В общей сложности в нефтесервисном блоке «Газпром нефти» на текущий момент заняты около 20 тысяч человек. Дочерние сервисные предприятия покрывают порядка 50% от общего объема сервисных услуг, необходимых «Газпром нефти». Остальная часть приходится на привлеченных российских и иностранных подрядчиков, таких как уже упомянутые Halliburton, Schlumberger и Baker Hughes и отечественные «Хантымансийскгеофизика», «Интегра», «Тюменпромгеофизика» и др. Одним из крупнейших нефтесервисов «Газпром нефти» является ОАО «Газпромнефть-Ноябрьск- нефтегазгеофизика». Предприятие было создано 24 года назад и является старожилом российского сервисного рынка. «Ноябрьскнефтегазгеофизика» осуществляет промыслово-геофизические исследования в бурящихся скважинах и контроль над разработкой месторождений. Компания работает в конкурентной среде наравне с другими российскими и международными буровыми и сервисными компаниями-подрядчиками.

Единый сервисный центр

Говорить о том, что существующая система управления нефтесервисами неэффективна, было бы неправильно. Сейчас все нефтесервисные компании выделены из состава ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз» и являются его дочками. Наличие высококвалифицированного персонала и широкая производственная база, несомненно, являются конкурентным преимуществом сервисов «Газпром нефти». Однако наряду с очевидными плюсами есть и отрицательные стороны вопроса. Учитывая отсутствие единого координирующего и управляющего центра, сложно говорить и о единой стратегии развития блока, единой инвестиционной, технической и технологической политике, единой политике в области управления персоналом, охраны труда и техники безопасности, системы управления качеством.

Высокий потенциал собственных сервисных предприятий и постоянное удорожание сервисных услуг сторонних подрядных организаций привело к тому, что «Газпром нефть» приступила к созданию новой системы управления и развития всех нефтесервисных активов холдинга.

Недавно руководством «Газпром нефти» было принято решение о создании рыночной эффективной сервисной компании, которая сможет предоставить необходимый добывающим предприятиям холдинга объем нефтепромысловых услуг в каждом регионе по конкурентоспособным ценам. В сентябре в составе «Газпром нефти» появилось ООО «Газпромнефть-нефтесервис». Основные задачи созданной компании — оптимизировать работу всех сервисных предприятий, определить, какие активы являются для «Газпром нефти» профильными, а какие непрофильными, выработать комплекс мер для повышения эффективности и технологичности оказываемых услуг. В общем, «Газпромнефть-нефтесервис» станет координирующим центром, все усилия которого будут направлены на обеспечение стабильного и динамичного развития всего сервисного блока.

В ближайшее время специалисты созданного предприятия разработают концепцию долгосрочного развития нефтесервисного бизнеса «Газпром нефти», после чего будет утверждена единая стратегия сервисного блока. Следующим шагом станет организационно-функциональная модернизация предприятий, в рамках которой планируется разработать и внедрить единую систему управления, подразумевающую реализацию программы повышения эффективности производства и инвестиционной политики, внедрение единой системы управления финансами, системы управления персоналом, охраной труда и техникой безопасности на производстве, единой системы управления качеством и так далее. Особое внимание будет уделено обновлению и пополнению материально-технической базы предприятий. Эксперты полагают, что рынок сервисных услуг для нефтедобычи в течение ближайших пяти лет будет расти в среднем на 13–16% ежегодно. Естественно, вместе с ростом востребованности услуг нефтесервиса будет расти и стоимость высокотехнологичных нефтепромысловых услуг. Перед ООО «Газпромнефть-нефтесервис» стоит задача выйти на мировой уровень эффективности, технологичности и оказывать услуги высокого качества не только своему традиционному заказчику в лице ОАО «Газпром нефть», но и сторонним организациям.

Услуги, оказываемые сервисными дочерними предприятиями «Газпром нефти»:

  • Проектирование производства и объектов для нефтяной и газовой промышленности
  • Отсыпка кустовых площадок, строительство и содержание внутрипромысловых дорог
  • Строительство буровых установок
  • Бурение и крепление скважин
  • Промыслово-геофизические работы
  • Текущий и капитальный ремонт скважин
  • Транспортное обеспечение процесса добычи нефти
  • Ремонт трубы, энергооборудования, бурового и нефтепромыслового оборудования
  • Теплообеспечение, энергетика, связь и автоматика

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ