Восточные мотивы

Восточные мотивы

Почему «Газпром нефть» расширяет сбытовые сети в Средней Азии











Фото: Олег Климов

У «Газпром Нефти» есть веские причины расширять сбыт нефтепродуктов в средней Азии

Точка опоры — Киргизия

В прошлом году «Газпром нефть» приобрела в Киргизии 71 АЗС, расположенную в основном на севере республики. На юге Киргизии дочернему обществу «Газпром нефти» ОcОО «Газпром нефть Азия» сейчас принадлежит всего пять АЗС, но к 2011 году их количество планируется увеличить до 41. Общее количество АЗС компании в Киргизии вырастет к этому времени до 125 — как за счет строительства новых, так и за счет приобретения действующих станций. В результате компания сможет занять до 35% розничного рынка республики. Меняться будет не только количество, но и качество киргизских заправок: компания намерена реконструировать сеть АЗС, развивать дополнительные услуги, расширяться за счет охвата премиального сегмента. Кроме того, в планах компании — оптимизация количества нефтебаз. До приобретения киргизских АЗС «Газпром нефтью» они торговали бензином Ярославского, Волгоградского и Орского НПЗ, сейчас торгуют лишь продукцией Омского НПЗ. Конкурентами «Газпром нефти» в Киргизии являются небольшие местные компании либо структуры с казахским капиталом — ни крупных зарубежных концернов, ни других российских нефтекомпаний на этом рынке пока нет. Именно Киргизия станет базой для распространения сбытовой сети «Газпром нефти» в Средней Азии.

Цель — Средняя Азия

В июне ОсОО «Газпром нефть Азия» создало две компании в соседних республиках — ООО «Газпромнефть-Казахстан» и ООО «Газпромнефть-Таджикистан». Казахская компания арендовала в стране 11 нефтебаз, таджикская — четыре, все они будут торговать топливом Омского НПЗ. В планах — строительство новых или покупка уже действующих сетей АЗС в обеих странах. Сейчас разрабатываются инвестпрограмма и стратегия вхождения «Газпром нефти» в Центральную Азию на 2008–2010 годы. Пока же работу арендованных нефтебаз в Таджикистане и Казахстане можно рассматривать как переходный период, цель которого — привлечение клиентов и диагностика рынка.

Хорошая логистика

«Средняя Азия — бурно развивающийся регион с растущим рынком розничных продаж нефтепродуктов. Логистически он очень хорошо расположен по отношению к Омскому НПЗ», — утверждает заместитель начальника департамента нефтепродуктообеспечения «Газпром нефти» Дмитрий Шепельский. По его словам, расширение бизнеса в Центральной Азии позволит перенаправить поставки топлива с менее эффективных направлений и дальних регионов на более эффективные. Тем более что все три страны — Киргизия, Казахстан и Таджикистан — входят в Таможенный союз, поэтому поставка туда нефтепродуктов Омского НПЗ не будет облагаться экспортными пошлинами.

Восточные рынки

Рынки нефтепродуктов Средней Азии неоднородны. В частности, рынок розничных продаж топлива Казахстана хорошо развит и структурирован. На нем присутствует большое количество игроков как федерального, так и местного значения, действуют серьезные сети АЗС. Российских игроков пока нет, зато широко развита система совместных предприятий казахстанских и зарубежных компаний. Рынок Казахстана можно назвать уже сформировавшимся. Совершенно другая ситуация на топливных рынках Киргизии и Таджикистана: они не развиты, производится и продается большое количество подпольного бензина. Отметим, что средняя цена на бензин в Казахстане и Киргизии ниже российской. В Таджикистане топливо стоит немного дороже. При этом в Казахстане есть три собственных нефтеперерабатывающих завода — в Атырау, Шымкенте и Павлодаре. Эти заводы продают свои нефтепродукты не только внутри страны, но и в соседних республиках. Свой завод есть и в Киргизии, но он работает только на экспорт. Таким образом, основными конкурентами Омского НПЗ на среднеазиатском рынке можно считать три казахстанских завода, а также российские «Орскнефтеоргсинтез» и группу Уфимских заводов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ