Установка точного налива

Установка точного налива





Фото: Владимир Порсик

Мировые стандарты

Наличие автоматизированных установок тактового налива — норма для нефтеперерабатывающих предприятий экономически развитых стран. В России же они есть пока лишь на трех НПЗ — Уфимском, Ангарском и Ачинском. Введение в строй АУТН-2 поднимет технологии Омского НПЗ на качественно новый уровень, соответствующий мировым стандартам.

Омский НПЗ продолжает совершенствовать производственные мощности

Новая автоматизированная установка тактового налива на Омском НПЗ увеличит скорость отгрузки нефтепродуктов, повысит уровень защиты окружающей среды и безопасности производства.

Текст: Сергей Штромер

На Омском нефтеперерабатывающем заводе (ОНПЗ) 28 сентября введена в строй автоматизированная установка тактового налива АУТН-2. За счет высокой точности отгрузки установка позволит свести к минимуму потери светлых нефтепродуктов. Кроме того, АУТН-2 практически исключает попадание в атмосферу паров бензина, что повышает пожарную и экологическую безопасность предприятия.

Долго, неточно и небезопасно

Сегодня до 70% продукции Омского НПЗ доставляется потребителям железной дорогой. При этом до недавнего времени отгрузку светлых нефтепродуктов в железнодорожные цистерны можно было производить только на наливной галерейной эстакаде товарно-сырьевой базы (ТСБ) № 2. Это происходило так: по двум подъездным путям на эстакаду ставились 72 цистерны; наливщики их «разлюковывали» (открывали) и вручную опускали в горловины наливные трубы. После заполнения трубы вынимались, и на эстакаду поднимались замерщицы, в задачу которых входил замер — опять же, вручную — уровня заполнения каждой цистерны и температуры продукта в ней. Только после обработки собранных данных происходило «залюковывание» (закрытие и опломбирование) цистерн, маршрут считался оформленным и передавался в ведение железнодорожников. Вся процедура длилась более 8 часов. Все это время цистерны оставались открытыми и воздух вокруг себя отнюдь не озонировали. Вредная для здоровья и окружающей среды загазованность — лишь часть проблемы. Пары бензина крайне пожароопасны. При этом отгрузку необходимо производить регулярно, вне зависимости от погодных условий и времени суток. Поэтому наливщикам и замерщицам оставалось только посочувствовать. И все же не стоит забывать, что при всем старании они не в состоянии обеспечить даже достаточную по современным меркам точность отгрузки. Плюс-минус 0,8%, то есть до полутонны бензина с каждой цистерны, точностью не назовешь.

Быстро, точно, экологично

Во всем мире задачи по повышению точности отгрузки и обеспечению безопасности налива решаются внедрением автоматики. По этому же пути пошли на ОНПЗ. При выборе вариантов усовершенствования системы отгрузки предпочтение было отдано базовому проекту немецкой фирмы Marcon — одного из ведущих мировых производителей и поставщиков сливо-наливных установок, систем учета для трубопроводов нефтяной и нефтехимической отрасли. Привязку установки к местности, разработку инфраструктуры выполнили специалисты института «Башгипронефтехим». Генподрядчиком строительства стал уфимский трест «Востокнефтезаводмонтаж» (ВНЗМ). Активное строительство АУТН-2 началось в июле прошлого года. За это время отдаленная заводская территория стала одной из самых ухоженных на ОНПЗ. Причем, как отметил начальник АУТН Николай Скворцов, эта промышленная эстетика — заслуга не сторонних подрядчиков из ВНЗМ, а сотрудников товарного производства ОНПЗ, прежде всего — рабочих ТСБ-2. Окрашенная в корпоративные бело-голубые цвета «Газпром нефти» АУТН-2 действительно выглядит как игрушка. Впрочем, эта «игрушка» способна отгружать 392 вагона-цистерны в день. Автоматизированный налив может производиться на трех подъездных железнодорожных путях, на каждый из которых подается по «маршруту» — составу из 54 вагонов-цистерн. Одновременно наливаться может шесть цистерн, наполнение каждой занимает от шести до восьми минут. Определение массы отгружаемого нефтепродукта происходит автоматически, по проекту — с погрешностью не более 0,2%. Практически к нулю сводятся потери от выбросов в атмосферу — пары бензинов будут откачиваться на блок утилизации газов.

Осталось перенять опыт

Впервые высокоточное и экологически безопасное оборудование было опробовано в июне, когда в железнодорожные емкости, установленные на подъездных путях АУТН-2, полилось первое топливо. «В период трехмесячной пробной эксплуатации мы ежедневно наливали от 36 до 54 вагонов-цистерн и на проектную мощность выводили установку постепенно», — рассказал Николай Скворцов. "Происходили иногда сбои в работе электронной начинки массомеров, но думаю, что в дальнейшем этого удастся избежать«,— говорит представитель Marcon, шеф-монтажник Экхард Набилек. Он также рассказал, что на время начальной эксплуатации АУТН Marcon готова организовать дистанционную диагностику электронного оборудования и работы специальных компьютерных программ, задействованных на установке, по интернет-каналам связи. Кроме того, на АУТН-2 в течение года после сдачи в эксплуатацию будет распространяться гарантия фирмы-производителя. В том, что омские специалисты смогут быстро перенять наработки и опыт немецких коллег, Экхард Набилек не сомневается.

«Персонал установки в основном набран и проходит сейчас практическое обучение. Костяк коллектива составили опытные рабочие с ТСБ-2. Раньше они были сливщиками-наливщиками, а теперь стали товарными операторами. Разница не только в названии. Эксплуатация установки требует уже не просто навыков и чисто физической силы, а квалифицированной, интеллектуальной работы», — говорит начальник АУТН-2 Николай Скворцов. Необходимость рутинного, тяжелого и небезопасного труда по замеру уровня нефтепродуктов в цистернах и вовсе отпадет. Оформление отгрузочных документов будет доверено компьютеру, поэтому весь процесс отгрузки ускорится в разы. Можно констатировать: очередной этап одобренной «Газпром нефтью» программы технического перевооружения Омского НПЗ прошел успешно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ