В нефтянку на КрАЗе

В нефтянку на КрАЗе

Борис Букин, водитель-нефтяник

Путь из Сургута в Ноябрьск тридцать лет назад занимал трое суток. Дорог не было, лишь зимник, проложенный первыми ямальскими нефтяниками, газовиками и трубопроводчиками. Колонну должен был сопровождать бульдозер. Сейчас тот же путь можно проехать за три часа на любой легковушке

Друзья и коллеги знают, что с Борисом Букиным любое начинание будет успешным — и строительство бани, и поход за грибами

На Севере никакого браконьерства не нужно, лишь умение и рыбацкая удача. Улов гарантирован

Работа на «вахтовке» — самая ответственная. Водитель пассажирского вахтового транспорта встает раньше всех, чтобы в лютый мороз прогреть двигатель

Медаль «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири» — заслуженная награда для водителя, посвятившего жизнь нефтяной отрасли

Борис Букин живет в Ноябрьске дольше, чем город существует

В прошлом году «Ноябрьскнефтегаз» отпраздновал четвертьвековой юбилей. Наш герой через год отметит тридцать лет ямальского стажа.

Текст: Алексей Лысоконь

Когда-то на Север ехали года на два-три, и вовсе не за туманом, а за нефтью, газом и реальной зарплатой — на машину, квартиру, с расчетом на нормальную жизнь на Большой земле. Многие задержались надолго, обрели вторую родину. Наш герой, как и многие его друзья и коллеги, прикипел к Ямалу и родной нефтянке всем сердцем.

Житейская одиссея

Знакомьтесь: Букин Борис Павлович, 1953 года рождения. Профессия: электрогазосварщик, шофер. В мае 1975 года Янаульская автотранспортная контора объединения «Башнефть» принимает на работу водителя 2-го класса Букина Б.П. Ему доверяют КрАЗ-257, самую мощную по тем временам технику. Спустя полтора года перспективного и уже опытного водителя-нефтяника переводят к северным соседям, в Усинское добывающее предприятие объединения «Коминефть». Сюда Бориса Павловича перевели уже «для работы на автомобилях всех типов и грузоподъемности в цех спецмашин». Тогда Букин и представить не мог, сколько этих самых типов спецмашин и самых разных специальностей ему предстоит освоить на Севере. Пришлось поработать даже оператором по исследованию скважин5-го разряда с правом вождения автомобиля. В 1978 году Борису Букину присваивают первый класс водителя — и переводят в только что созданное нефтегазодобывающее управление «Холмогорнефть». Начиналась эпоха покорения Ямала, освоения большой нефти богатейшего углеводородами Северного российского региона. Букину довелось быть в первых рядах.

Кормилец

Примерный к тому времени семьянин Букин не просто рванул на Крайний Север, а сразу повез с собой супругу Лилю Ивановну и маленького сына Костика. Ухитрился загрузить в кабину грузовика самый необходимый домашний скарб, завернул в одеяла жену и сына и отправился в путь по зимнику на север, из Сургута в будущий Ноябрьск. Не то что города — даже поселка Ноябрьский еще не было.

Лишь крохотный поселок Ханто из вагончиков, балков и бамовских «бочек». Никаких дорог, только зимник. Дорога колонны, ведомой мощным бульдозером, заняла без малого трое суток. Сегодня от Ноябрьска до Сургута мы доезжаем всего за три часа. Встретили Букиных по-сибирски широко: нашлось и жилье, и работа для супруги. А Борис Павлович был принят водителем 1 класса на все виды автотранспорта в порядке перевода. Действительно на все виды: чего только не приходилось водить и возить. Например, в течение долгого времени Букин работал водителем хлебовозки — первой в регионе! Это сейчас в магазины нефтяного города каждый день без проблем завозится горячий хлеб с местных пекарен. А тогда хлеб летел из Сургута вертолетом, нужно было его мгновенно перегрузить и свежим довезти до поселка. Много лет после этого Бориса Павловича иначе как кормильцем не называли.

«Айда работать!»

Букин не трудоголик. Просто работяга. Развозил нефтяников по промыслам на «вахтовке» и автобусе. Это самая тяжелая работа. Водитель вахтового пассажирского транспорта встает раньше всех, чтобы прогреть и завести двигатель в лютый мороз. И позже всех ложится: развез людей по домам, а самому еще в гараж... Работал и на длинномере — КамАЗ-тягач на Севере называют «татарин», а 12-метровый полуприцеп — «лодкой». На этой самой «лодке» мы и узнали друг друга с Букиным поближе, хотя знакомы были уже давно. Сносили в ноябрьском регионе поселок Холмы (по его имени и названо было первое на Ямале месторождение нефти). Там по сей день базируется товарный парк нефти и газоконденсата, мощная пожарная часть, рядом врезка в магистральный нефтепровод, да и Холмогорское месторождение до сих пор эксплуатируется. А вот ветхий до безобразия поселок решено было снести. Под снос попал и так называемый латышский клуб, который в далекие семидесятые строили на совесть работники Латтюменьдорстроя. Здание было выстроено из отборной лиственницы, которая с годами становится только прочнее. Когда мы с Букиным отправились в субботний рейс на товарный парк, из поселка послышался рев бульдозеров. Смотрим — клуб разносят с двух сторон, углы тросами обвязаны... Рассыпаются стены из потрясающего бруса длиной в 10 метров и сечением 160×140 (строители дач поймут); мощные гусеницы готовы все это затоптать. Путем недолгих переговоров мы загрузили «лодку» бревнами, а потом сделали еще один рейс...

Результат — построенная своими руками баня. Долго спорили о проекте, о размерах, о планировке... А потом Букин взял пилу, погрозил всем участникам строительства пальцем и произнес любимую фразу: «Хорош трындеть, айда работать!» Это его кредо с 17 лет. Во всяком случае потрясную баню под его руководством мы воздвигли в свободное от работы время буквально за три недели. В бане с тех пор бывало великое множество гостей, из столицы в том числе, — никто не жаловался!

Водитель-нефтяник

Букин и сейчас работает в сервисном транспортном предприятии нефтяников, образованном на базе его родного Управления технологического транспорта НГДУ «Холмогорнефть» № 5. От нефтедобывающей отрасли Букин получил медаль «За освоение недр Западной Сибири», льготную квартиру в подмосковной Балашихе, вечный оптимизм и крепкое здоровье. Традиционную забаву северного начальства — охоту — Букин не жалует. А вот рыбалка и «тихая охота», походы по грибы, — тут ему равных нет. Если рыбалка, то безо всякого браконьерства, но всегда удачная. А добытыми грибами может поразить любого: в прошлом году подъехал среди дня к моей работе, позвал на улицу и открыл багажник своей «четверки», полный белых грибов... Накануне уже 29-го ямальского Дня нефтяника Букин работает в полную силу и ждет бабьего лета: «Ох боровики пойдут, аж шуршит в тайге!»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ