Бензиновые мифы

Бензиновые мифы

Цены на АЗС растут медленнее инфляции

Цены на топливо в этом году растут медленнее инфляции

Премьер-министр Михаил Фрадков на одном из июльских заседаний кабинета министров заявил, что правительство намерено удержать цены на топливо от традиционного сезонного роста.

Текст: Кирилл Мартынов

Меньше процента

Причина, по которой правительство задолго до начала осени заинтересовалось ценами на бензин, очевидна. Чиновникам не удается удержать инфляцию в запланированных рамках. В январе-июле этого года рост потребительских цен в России составил 6,6%, тогда как на весь год заложена цифра 8%. Стоит отметить, что за тот же период потребительские цены на бензин в России выросли всего на 0,8%. Первые три месяца этого года цены на топливо падали — на фоне сверхбыстрого роста цен на другие товары и услуги.

Текущий год наглядно показывает: тезис о том, что в основе инфляции лежит рост цен на топливо, неверен в принципе. В мониторинге социально- экономического развития РФ отмечается, что в первом полугодии 2007 года «основными причинами ускорения темпов инфляции являются сокращение предложения ряда продовольственных товаров и низкая конкуренция на продовольственных рынках на фоне быстро растущих доходов населения». Чиновники опасаются, что цены на бензин начнут расти «из-за высокого роста мировых цен и в связи с этим увеличения объемов экспорта нефти и сокращения масштабов переработки нефтепродуктов». В этой фразе содержится целый набор мифов и штампов, которые сопровождают все дискуссии о ценах на топливо.

В России сейчас нет дефицита продуктов нефтепереработки. Нет очередей на АЗС, нет перебоев с поставками. Российские компании справляются с растущим спросом, вызванным гигантскими темпами роста продаж новых автомобилей. Объем поставок нефти на НПЗ России в январе-июле 2007 года вырос на 5,5% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года и составил 129,4 млн тонн.

Налоговая составляющая

Увеличение мировых цен на нефть действительно способствует росту цен на бензин и другие нефтепродукты. Но совсем не из-за сокращения объемов нефтепереработки (российский рынок получает необходимый объем топлива и ГСМ). Проблема в другом: налогообложение российских нефтяных компаний привязано к мировым ценам на нефть. А так как все крупные нефтяные компании являются вертикально интегрированными, то увеличение налогообложения на любом участке цепочки автоматически ведет к удорожанию конечной продукции, то есть того же бензина. Правительство постоянно увеличивает объем налогообложения нефтяной отрасли. Так, если в 2001 году доля налогов в выручке «Газпром нефти» составляла всего около 12%, то сейчас — более 36%. За указанный период налоговые платежи компании выросли в 17,4 раза, а выручка — всего в 5,8 раза.

По данным международного агентства Washington Profile, в 14 государствах (Туркмения, Венесуэла, Иран, Ливия, Саудовская Аравия и др.) цена за литр бензина составляет 2–16 центов, то есть даже ниже мировой цены на нефть. Это достигается за счет значительных госсубсидий. В странах, где государство облагает нефтяников налогами, цены на бензин в десятки раз выше — от 63 центов до почти $2 за литр.

При этом уровень цены напрямую зависит от уровня налогообложения. Так, в США, которые импортируют нефть, литр бензина стоит около 65 центов, а в России, являющейся крупнейшим экспортером, — около 80 центов. По словам гендиректора исследовательской группы «Петромаркет» Якова Рудермана, все дело в том, что в июне в Штатах, по данным Международного энергетического агентства, доля налогов в цене бензина составляла 13%, а в России — 40–50%.

Эксперты давно отмечают необходимость пересмотра налоговой политики в отношении нефтяных компаний. Ведь им нужно не только модернизировать НПЗ, но и осваивать новые месторождения: старые постепенно истощаются. «Нам ранее казалось, что власти исправят эту ситуацию, прежде чем она начнет угрожать развитию сектора, — отмечают аналитики Альфа-Банка. — Поэтому мы надеялись, что негативные последствия будут ограничены спадом фондового рынка. Однако ряд событий убедил нас в том, что ситуация существенно опаснее, чем представлялось». В частности, аналитики отмечают, что вопрос налогов «находится вне сферы внимания властей» и «быстрые перемены в налоговом режиме маловероятны».

Темпы роста в % к предыдущему году

Динамика цен-2007 в % к предыдущему месяцу

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ