Газ для «ГАЗелей»

Газ для «ГАЗелей»

«Газпром нефть» будет торговать ГМТ















Газомоторное топливо: цифры и факты

Кроме «Газпром нефти» на розничном рынке газомоторного топлива также работает, например, НОВАТЭК, который начал строительство МАЗК в Челябинской области. Многотопливные или газовые АЗК развивают или планируют развивать СИБУР, ЛУКОЙЛ, ТНК-BP и российское отделение Shell. Помимо сжиженного природного и сжиженного углеводородного газа в качестве газового моторного топлива используют и диметиловый эфир — экологически чистое топливо без содержания серы. Содержание оксидов азота в выхлопных газах этого топлива на 90% меньше, чем у бензина. Автомобили с двигателями, работающими на диметиловом эфире, разрабатывают Volvo, Nissan и китайский автоконцерн Shanghai Automotive. В КНР с 2006 года принята программа производства ДМЭ в качестве альтернативного моторного топлива, и к 2010 году планируется увеличить объем его производства до 5–10 млн тонн в год. Диметиловый эфир производится не только из газа, но и из угля и биомассы. В России ДМЭ выпускает только МХК «ЕвроХим». В свою программу использования альтернативных видов топлива включило ДМЭ и правительство Москвы.

«Газпром Нефть» будет строить многотопливные автозаправочные комплексы

«Газпром нефть» намерена увеличить продажи сжиженных углеводородных газов. Способ реализации этих планов зависит от спроса на СУГ.

Текст: Наталья Готова

«Газпром нефть» намерена увеличить продажи сжиженных углеводородных газов. В городах компания рассматривает возможность строительства многотопливных автозаправочных комплексов, а в пригородах и на трассах на существующих АЗС будут установлены дополнительные газовые модули. Масштабность этих планов будет зависеть от спроса на СУГ.

Бум так и не наступил

Многотопливные автозаправочные комплексы — это станции, на которых автомобилист может приобрести как бензин и дизель, так и газомоторное топливо. Существует два вида такого топлива — сжиженный углеводородный газ (СУГ) и сжиженный компримированный природный газ.

По данным производителя многотопливных автозаправочных комплексов (МАЗК) ПО «ПСНК», российский рынок газовых АЗС и многотопливных станций, реализующих газомоторное топливо, пока не слишком развит. Хотя, к примеру, в США количество таких заправок превышает 1500 единиц: многие развитые страны поощряют использование этого вида топлива из соображений экологии.

С середины 1990-х годов власти ряда российских регионов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга, тоже забеспокоились о чистом воздухе и приняли программы по переводу общественного транспорта на использование газового топлива (в первую очередь компримированного газа), а также по развитию розничных продаж газомоторного топлива (ГМТ). В 2002 году Комиссия по газомоторному топливу при Правительстве РФ одобрила проект концепции газификации автотранспорта и сельскохозяйственной техники России до 2020 года, предусматривающий увеличение к 2020 году количества использующего природный газ транспорта до 1 млн единиц (при этом газовым оборудованием предполагалось оснастить малотоннажный и легковой автотранспорт), а количество газовых АЗК — до 1000. Уже к 2015 году от перевода на газ произошло бы сокращение выбросов вредных веществ в атмосферу на 750–850 тыс. тонн, а к 2020 году — на 1–1,2 млн тонн. «В начале2000-х годов было ощущение, что начинается бум газомоторного топлива, — рассказывает представитель ПСНК. — Но общие темпы развития рынка ГМТ оказались значительно ниже предполагаемых федеральной и региональными программами».

Минус на минус

Почему газовых АЗС строится так мало? «Компаниям проблематично начать массово строить многотопливные заправочные комплексы — очень сложно согласовать размещение МАЗК в черте города или на крупной трассе: возникает большое количество дополнительных требований пожарной безопасности», — говорит собеседник «Сибирской нефти». Начальник управления развития сбытовой сети «Газпром нефти» Виталий Ползик добавляет, что у метана (природного газа) есть существенный недостаток: поскольку автомобильных газонаполнительных компрессорных станций мало, владелец газового автомобиля не может отъехать слишком далеко от АГНКС, иначе нечем будет заправиться. Кроме того, газ, сжатый под давлением в 200 атмосфер и помещенный в баллоны, приходится возить на крыше авто, а это не очень эстетично. По словам Виталия Ползика, сжиженный углеводородный газ, который производится в основном на НПЗ нефтяных компаний, на заводах «СИБУР Холдинга» и на ГПЗ «Газпрома», также имеет ограничения в использовании. Во-первых, небольшая ресурсная база: сжиженных углеводородных газов производится не так много, да и используется СУГ в первую очередь как сырье для нефтехимии или для бытовых нужд населения. На производство газомоторного топлива остается совсем немного. Во-вторых, потенциал развития сырьевой базы для СУГ не используется в полной мере, ведь значительное количество ПНГ сжигается в факелах. А его переработка затруднена в силу дороговизны технологий. Если нефтяные компании начнут активно заниматься переработкой ПНГ, себестоимость СУГ вырастет до такого уровня, что его использование в качестве газомоторного топлива будет нерентабельно. Кроме того, на стоимость СУГ влияет логистика: довозить его от завода-производителя до конкретных газозаправочных станций дорого, что также сокращает возможности его использования.

При всем этом СУГ ориентирован на бюджетный сегмент потребления. По цене ГМТ уступает бензину, поэтому переоборудовать свои автомобили ради экономии топлива и средств предпочитают водители отечественных легковушек и малотоннажных автомобилей — например, «ГАЗелей». Владельцы иномарок премиального и среднего ценового сегмента почти никогда не устанавливают газобаллонное оборудование: бак под ГМТ занимает полбагажника, к тому же при его установке происходит вмешательство в системы двигателя, и автомобиль теряет мощность. Правда, СМИ сообщали, что французский автоконцерн Renault разработал модели Renault Kangoo и Renault Kangoo Rapide с гибридными двигателями, работающими как на бензине, так и на природном газе. Однако не похоже, чтобы в России эти модели были популярны. По крайней мере сборочное СП Renault и правительства Москвы «Автофрамос» пока такие автомобили не выпускает.

Остаться в плюсе

Однако Виталий Ползик считает, что при всех ограничениях использование газомоторного топлива все-таки имеет перспективу. В Центральном регионе «Газпром нефть» начала продавать ГМТ с 2006 года, когда купила у группы «РК-Газсетьсервис» 14 многотопливных заправочных комплексов в Московской и Тверской областях. Пока эти заправки работают под брендом EPetrol. А в Омске, Тюмени и Екатеринбурге компания торгует сжиженными газами уже довольно давно.

«Многотопливные автозаправочные комплексы нужно строить там, где есть спрос на этот вид топлива, — говорит Виталий Ползик, — например, в Москве и Московской области, где самый емкий рынок потребления СУГ. Потенциал развития есть и в Санкт-Петербурге. Неплохо сжиженные газы реализуются в Омской области, где расположен базовый НПЗ „Газпром нефти“. Мы будем развивать продажи ГМТ только на тех станциях, где на него существует спрос. Это будет определено в процессе маркетингового исследования каждого конкретного участка — точно так же, как при изучении каждого участка, мы определяем необходимость строительства мойки, размер магазина, пакет сопутствующих услуг. Продажа СУГ и будет одной из таких сопутствующих услуг. Например, если рядом рынок, где много „ГАЗелей“, нужно отказаться от возведения премиального комплекса и построить многотопливную станцию с газомоторным топливом. Если спроса на него нет, мы не будем ничего строить: стоимость строительства многотопливных станций довольно высока и составляет не менее 50 млн рублей».

Кроме того, в каждом конкретном случае компания будет решать, строить ли новый многотопливный автозаправочный комплекс или просто устанавливать контейнерные блоки СУГ на существующих АЗС. Скорее всего, дополнительные газовые модули будут устанавливаться в пригородах, на трассах, а в городах все же целесообразнее строить новые многотопливные комплексы — конечно, при условии, что для этого есть соответствующие участки земли.

Оптимизма планам компании придает ожидание осени, когда в Госдуму будет внесен законопроект «Об использовании альтернативных видов моторного топлива», предусматривающий предоставление органам госвласти и местного самоуправления больше возможностей для наращивания использования альтернативных видов топлива на своих территориях. Кроме того, предполагается принять некоторые меры по государственному стимулированию использования альтернативного топлива. Разработчики законопроекта предполагают, что в результате принятия документа к 2020 году удастся перевести на альтернативное топливо — в основном газомоторное — около 20% российского парка автомобилей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ