С востока на запад

С востока на запад

Нефтепровод ВСТО начнет работать в реверсном режиме уже в этом году





Нефтепровод в сто начнет работать в реверсном режиме уже в этом году

Новое руководство «Транснефти» заявляет о перенесении окончания строительства первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан на год. Нефтяные компании, которые уже вложили в освоение месторождений Восточной Сибири миллиарды рублей, спасет лишь реверсный режим трубы.

Текст: Олег Семин

Официальное решение о переносе окончания строительства первой очереди нефтепроводной системы Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) уже принято. Очевидно, что этот крупнейший инфраструктурный объект не будет построен к концу 2008 года. Николай Токарев, президент «Транснефти», которая строит ВСТО, заявил, что наиболее реально сдать первую очередь в IV квартале 2009 года. Это не очень приятная новость для нефтяных компаний, работающих на месторождениях Восточной Сибири. Но пока большой проблемы нет — «Транснефть» обещает до конца этого года запустить часть трубы в реверсном режиме и начать транспортировать нефть в западном направлении.

500 верст — не крюк

ВСТО строится для транспортировки нефти на Дальний Восток и на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Система будет соединена с существующими магистральными трубопроводами «Транснефти», тем самым позволив России распределять нефтяные потоки как в восточном, так и в западном направлении. Все основные документы по ВСТО, в том числе и сетевой график строительства, были утверждены в 2004–2005 годах. Согласно графику, работы должны были начаться 28 апреля 2006 года. Главным спорным моментом проекта был его маршрут, один из участков которого проходил в нескольких десятках метров от Байкала. За два дня до официального старта работ в проект были внесены кардинальные коррективы. Президент Владимир Путин на совещании в Томске поручил Семену Вайнштоку, тогдашнему президенту «Транснефти», перенести трассу подальше от уникального озера. В результате трасса удлинилась на 500 км. Стоимость первой очереди ВСТО выросла с $6,65 млрд до 11,2. 12 июля 2007 года в районе города Нерюнгри в Якутии был торжественно сварен символический стык первого 1000-километрового участка ВСТО. «Мы убеждены, что трубопровод будет построен в срок, — сказал на церемонии Семен Вайншток. — Сейчас мы вышли на плановый шаг в пять километров в сутки». Но в последующие два с лишним месяца было построено около двухсот километров, то есть шаг составлял примерно три с небольшим километра в сутки.

Подрядчик подкачал

А осенью 2007 года у «Транснефти» сменился президент. 11 сентября в Ново-Огарево состоялась встреча президента РФ Владимира Путина с Семеном Вайнштоком. Глава государства предложил Вайнштоку возглавить работу по созданию государственной корпорации по подготовке к зимним Олимпийским играм 2014 года, а затем возглавить и саму госкорпорацию. «Семен Михайлович, вы восемь лет возглавляете „Транснефть“. За это время проделана огромная работа, осуществлено много проектов, больших и важных для страны. Я вас с этим поздравляю и благодарю вас за это, — сказал президент. — Послезавтра истекает срок вашего контракта. У меня есть предложение: я хочу попросить вас возглавить работу по созданию, а затем и возглавить саму государственную корпорацию по подготовке к зимним Олимпийским играм в 2014 году». Нового руководителя трубопроводной монополии пришлось ждать более месяца. Лишь 15 октября на посту президента «Транснефти» был утвержден Николай Токарев, возглавлявший до этого госкомпанию «Зарубежнефть».

К концу октября в основном завершилось формирование новой управленческой команды, и можно считать, что лишь в ноябре «Транснефть» смогла вновь заработать в полную силу. Уже в начале ноября Николай Токарев выступил с заявлением о сложностях, с которыми он столкнулся. «Проблемы есть, к сожалению. Несмотря на строгую сертификацию подрядчиков, которые привлекались для реализации этого проекта, некоторые из них проявили, мягко говоря, несостоятельность в плане выполнения обязательств перед „Транснефтью“, контрактных обязательств, я имею в виду, и на отдельных участках есть отставания примерно на 3–4 месяца», — говорил он. После заседания правления «Транснефти» 21 ноября 2007 года стало известно, что на трассе ВСТО работала специальная комиссия, которая оценивала состояние строительства. Обнародованные данные были таковы: общая готовность объектов первой очереди ВСТО по линейной части составляет 41,1% (при плановом показателе 60%), по нефтеперекачивающим станциям — 23,9% (при плановых 56%). Правление отметило отсутствие строительно-монтажных работ на линейной части общей протяженностью 704 км, что составляет 26% всей трассы. На ряде участков трассы неудовлетворительно ведутся подготовка трассы, сварка труб в нитку, засыпка траншей, гидроиспытания и профилеметрия нефтепровода, установка опор вдоль трассовой высоковольтной линии.

«Транснефть» сообщила, что причиной невыполнения плановых заданий является отсутствие у генподрядчиков необходимого количества квалифицированных рабочих и специалистов, должного числа привлеченных субподрядных организаций. Независимый контроль качества работ показал, что основными нарушениями являются несвоевременное оформление исполнительной документации, отступления от проектных решений и правил перевозки и складирования материалов, несвоевременное устранение ранее выданных замечаний. Кроме того, до настоящего времени не завершена государственная экспертиза технико-экономического обоснования проекта спецморнефтепорта Козьмино, что не позволяет осуществить разработку проектно-сметной документации и, соответственно, начать строительство объектов порта, которое, в свою очередь, по нормативным срокам должно составить от полутора до двух лет.

Впрочем, надо отметить, что все эти проблемы были хорошо известны и раньше. «Транснефть» испытывала постоянные трудности в работе с подрядчиками, нехватку рабочей силы, из-за чего привлекались китайские подрядчики и две тысячи рабочих из Поднебесной, постоянно были проблемы с перевозкой и складированием грузов, на это жаловались и железнодорожники, и речники. Но стройка шла, и до ноября 2007 года речи о задержке не было.

Спасительный реверс

А уже в феврале Николай Токарев впервые сказал — первую очередь нефтепровода ВСТО до конца 2008 года построить нельзя. Наиболее вероятный срок — конец 2009 года. К тому же правительство лишь в феврале утвердило окончательный маршрут ВСТО с конечной точкой в Козьмино. Соответственно, проектирование нефтепорта в бухте Козьмино только начинается. Правда, «Транснефть» уже провела презентацию второй очереди от Сковородино до Козьмино, но эксперты не уверены, что есть смысл форсировать второй этап, пока не закончен первый. И еще один момент — до сих пор не утвержден тариф на прокачку нефти по ВСТО. Между тем именно строительство ВСТО является ключевым моментом для освоения ресурсов Восточной Сибири. «Роснефть», «Сургутнефтегаз», ТНК-ВР уже в этом году готовятся к запуску своих крупных месторождений — Ванкорского, Талаканского и Верхнечонского. Для «Газпром нефти» Восточная Сибирь также является одним из ключевых регионов, с которым связаны перспективы развития компании. В декабре прошлого года в Красноярске было зарегистрировано специальное дочернее предприятие ООО «Газпромнефть—Ангара», созданное на базе ООО «Холмогорнефтегаз», для организации работ по добыче нефти и газа и вводу в промышленную эксплуатацию лицензионных участков в Восточной Сибири. «Газпромнефть—Ангара» является владельцем лицензий на разработку Средне-Теймуринского, Больше-Дубческого и Северо-Кетского участков в Красноярском крае, Хотого-Мурбайского и Тымпучиканского участков в Республике Саха (Якутия), а также Вакунайского и Игнялинского в Иркутской области. В настоящее время все участки находятся на стадии проведения геологоразведочных работ. Работы по поисково-разведочному бурению предполагается начать уже в этом году.

Пока нефтяники достаточно спокойно воспринимают перенос окончания строительства ВСТО на год и отсутствие подвижек по порту Козьмино и ответвлению на Китай. Во-первых, планируемые на 2008–2009 годы объемы добычи сравнительно невелики. Во-вторых, пока не существует конкретных договоренностей по экспортным контрактам с китайцами. В-третьих, «Транснефть» обещает уже в этом году ввести в строй участок ВСТО в 535 километров Талакан—Усть-Кут—Тайшет. По информации трубопроводной монополии, осталось построить порядка 20 км. После сдачи участка ВСТО сможет принять сырье с восточносибирских месторождений для транспортировки в реверсном режиме с востока на запад, поэтому миллиарды рублей, уже потраченные нефтяными компаниями на освоение этого региона, не будут «закопаны в землю».

Восточный нефтепровод

Планируемая пропускная способность ВСТО — 80 млн тонн нефти в год, мощность первой очереди — 30 млн тонн. Общая протяженность трассы — свыше 4770 км, конечный пункт — нефтяной порт в бухте Козьмино в Приморском крае. Длина первой очереди Тайшет—Сковородино — 2757 км.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ