Прибыльный сервис

Прибыльный сервис

Утверждена стратегия развития ООО «Газпромнефть-Нефтесервис»







Утверждена стратегия развития ООО «Газпромнефть-Нефтесервис»

«Газпром нефть» утвердила стратегию развития собственного нефтесервисного направления. В соответствии с документом «Газпромнефть-Нефтесервис» будет не только обеспечивать потребности компании в сервисных услугах, но и увеличивать долю заказов на внешнем рынке.

Текст: Светлана Вычерова

Когда в сентябре прошлого года «Газпром нефть» заявила о создании нового дочернего предприятия, которое объединит все нефтесервисные активы холдинга, было понятно, что сервисный блок ожидают большие перемены. На момент появления ООО «Газпромнефть-Нефтесервис» в компании существовало 17 сервисных предприятий. В их активе был целый ряд проблем, необходимость решения которых давно назрела. Созданная компания «Газпромнефть-Нефтесервис» получила в наследство цеховой подход к организации управления производством, нерыночный механизм ценообразования, устаревший неконкурентоспособный парк оборудования, дефицит управленческого и инженерного персонала, а главное, недостаток современных технологий. Решение сохранить сервисный блок в составе холдинга означало намерение трансформировать «Газпромнефть-Нефтесервис» в современную рыночную сервисную компанию, способную не только обслуживать добычу материнской компании, но и приносить прибыль.

Сегодня в состав «Газпромнефть-Нефтесервиса» входят 10 предприятий. Общая численность персонала превышает 15 ты. человек. Территориально производственные объекты предприятия сосредоточены в Ямало-Ненецком автономном округе (ЯНАО) — центре добычи крупнейшего дочернего предприятия холдинга «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаза». По прогнозам, основанным на результатах первого полугодия 2008 года, выручка «Газпромнефть-Нефтесервиса» в 2008 году составит около 20,3 млрд руб. Доля внешних заказов составляет не более 6%.

Рынок диктует

В июле ООО «Газпромнефть-Нефтесервис» завершило работу по созданию стратегии предприятия, которая тесно связана со стратегией развития «Газпром нефти» в области добычи. При разработке стратегии специалисты «Газпромнефть-Нефтесервиса» учитывали множество как внутрикорпоративных, так и внешних рыночных факторов. Потребности «Газпром нефти» в сервисных услугах постоянно растут, компания динамично развивается, осваивая новые регионы и интенсифицируя работу на уже разрабатываемых месторождениях.

Свои требования выдвигает и рынок. По оценкам специалистов, емкость российского рынка нефтесервиса ежегодно увеличивается в среднем на 18%, и такая динамика сохранится вплоть до 2010 года. Государственные инициативы в области налоговых послаблений нефтяным компаниям при разработке сложных залежей дадут толчок к разработке старых месторождений с низким коэффициентом извлечения нефти, удаленных участков, а также будут способствовать освоению Восточной Сибири — перспективного, но сложного нефтегазоносного региона. Следовательно, работы у нефтесервисников только прибавится. Поэтому каждый год на этом рынке появляются новые игроки, растут цены на услуги, сырье и оборудование, повышается конкуренция. Среди наиболее привлекательных, а значит, прибыльных сегментов сервисного рынка — бурение и геологоразведочные работы. На общем фоне очень выгодно выделяются мировые нефтесервисные гиганты, такие как Halliburton, Schlumberger, Baker Hughes и другие. Благодаря опыту работы и сильной технологической базе они, несмотря на высокую стоимость услуг, остаются безусловными лидерами российского рынка. В таких условиях выжить и развиваться сможет только компания с высокими стандартами качества услуг и гибкой системой управления, обладающая современными технологиями и профессиональной командой, приносящая прибыль своим акционерам.

Дивизионы «Газпромнефть-Нефтесервиса»

Иллюстратор Марина Новикова

Стратегия на практике

Стратегия «Газпромнефть-Нефтесервиса» — это не только планы по развитию этого сегмента бизнеса, но, прежде всего, руководство по реформированию предприятий блока.

Все предприятия, входящие в состав «Газпромнефть-Нефтесервиса», будут разделены на четыре дивизиона — бурение, капитальный ремонт скважин, геофизика и обеспечение производства. Филиалы компании появятся в ключевых российских нефтедобывающих регионах. Координация, управление и контроль будут осуществляться из центрального офиса. Внедрение дивизиональной структуры позволит наладить четкий контроль работы по сегментам и филиалам, повысить финансовую прозрачность, а также четко и понятно разделить ответственность между производством и административным управлением. Создание сети филиалов позволит более эффективно наладить деятельность в новых регионах, обеспечит легкость интеграции с новыми сервисными активами и возможность быстрой передислокации производственных мощностей, что, учитывая рыночные тенденции, становится сейчас просто необходимым. Первой почувствует на себе изменения «Сервисная буровая компания» («СБК»), крупнейшее предприятие сервисного блока. Уже сейчас разрабатывается проект по повышению эффективности управления предприятием. Специалисты компании ISG, анализируя информацию о стратегических ориентирах и приоритетах «СБК», разрабатывают возможные рыночные сценарии развития ее организационной модели, выявляют лучшие и составляют функциональное описание отдельных областей деятельности (например, таких как продвижение и маркетинг, производство, инженерия). Далее на основе методологической и отраслевой экспертизы будет проведен анализ преимуществ и недостатков разработанных сценариев. В результате будут сформированы рекомендации по выбору оптимального сценария реформирования. В будущем такая работа будет проделана с большинством дочерних предприятий «Газпромнефть-Нефтесервиса».

Этапы реализации

Разработанная стратегия рассчитана на ближайшие 12 лет и разделена на четыре этапа. На первом этапе до 2010 года, помимо реформы управления, главной задачей станет техническое перевооружение предприятий, обновление производственных мощностей. На сегодняшний день износ оборудования дочерних предприятий «Газпромнефть-Нефтесервиса» составляет около 80–90%. Уже сейчас принято решение о выделении 13,5 млрд рублей на приобретение новых буровых станков. Инвестиции будут освоены к 2010 году. В планах «СБК» — покрывать не менее 50% внутренних потребностей по бурению, а также начать оказывать услуги сторонним компаниям — увеличить долю внешних заказов до 35%. К 2014 году будет приобретено 30 буровых станков и модернизировано 11 установок. Специалисты «Газпромнефть-Нефтесервиса» намерены развивать совсем новые высокотехнологичные виды работ, такие как телеметрия (способ бурения горизонтальных скважин) и тампонаж (заполнение цементом, глиной или битумом нефтяных скважин для изоляции от водоносных и газоносных пластов). Значительные усилия будут направлены на развитие сегментов капитального ремонта скважин и геофизики, одного из самых востребованных на рынке, но, к сожалению, не развитых направлений бизнеса «Газпромнефть-Нефтесервиса». Второй этап получил название «Развитие и партнерство». Нефтесервисный бизнес будет тянуться за добывающим бизнесом «Газпром нефти». Согласно планам материнской компании по выходу в новые регионы (Тимано-Печора, Восточносибирская нефтегазовая провинция), «Газпромнефть-Нефтесервису» предстоит работа на неосвоенных сложных участках. Поэтому в планах — рассмотрение сценариев по созданию стратегических альянсов с транснациональными нефтесервисными компаниями, что обеспечит предприятию постоянную подпитку технологиями и опытом.

Предполагается, что к 2012 году капитализация «Газпромнефть-Нефтесервиса» достигнет 40 млрд рублей, будут достигнуты параметры, соответствующие публичным компаниям. Уже к 2012 году можно будет рассматривать возможность выхода на IPO, это позволит рефинансировать полученные инвестиционные кредиты. Доля внешних заказов должна быть увеличена как минимум до 30%. Третий и четвертый этапы — время значительного роста капитализации и достижения лидирующих позиций на российском рынке. В соответствии с прогнозами, с середины 2013 года «Газпромнефть-Нефтесервис» полностью окупит все капвложения и начнет зарабатывать. Благодаря накопленному опыту и обновленной производственной базе компания сможет оказывать услуги не только на отечественном, но и на зарубежных нефтесервисных рынках. У «Газпромнефть-Нефтесервиса» появится реальная возможность, а главное, способность участвовать в разработке шельфовых проектов. В соответствии с принятой стратегией, к 2020 году капитализация компании достигнет 200 млрд рублей как благодаря органическому развитию, так и с учетом возможных новых приобретений. По словам генерального директора ООО «Газпромнефть-Нефтесервис» Олега Витка, «перспективы развития российского и мирового рынков нефтесервисных услуг переоценить сложно. Именно поэтому, делая ставку на развитие этого сегмента бизнеса, „Газпром нефть“ отказывается от „быстрых денег“ от продажи блока и инвестирует в предприятие, способное не только обеспечить внутренние потребности компании, но и приносить прибыль, что в современных условиях просто необходимо».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ