Стеклянных дел мастер

Стеклянных дел мастер

Рассказ о стеклодуве Омского НПЗ

Виталий Тимофеев рассказывает о своей работе сотруднице газотопливной лаборатории ОНПЗ Наталье Рычаповой













Фото: Сергей Сапоцкий

Стеклодув омского НПЗ изготовил необычные емкости для образцов битума

На выставке «Дороги России XXI века» битум «Газпром нефти» был представлен в миниатюрных стеклянных цистернах, которые специально для этого мероприятия изготовил стеклодув лаборатории технического контроля ОАО «Газпромнефть-Омский НПЗ».

Текст: Светлана Буркова

Коммерческий департамент «Газпром нефти» выразил благодарность специалистам Омского НПЗ за помощь в организации выставочного стенда компании на Восьмой международной выставке-форуме «Дороги России ХХI века», которая в октябре прошла в Санкт-Петербурге. Образцы выпускаемых марок битума были представлены в миниатюрных стеклянных цистернах, что вызвало неподдельный интерес посетителей и участников выставки. Изготовил необычные изделия стеклодув лаборатории технического контроля ОАО «Газпромнефть-ОНПЗ» Виталий Тимофеев.

Старинная профессия

Сорок четыре года из своих неполных 60 лет Виталий посвятил стеклодувному делу. На Омский НПЗ он пришел в 1996 году, до этого 22 года отработал в стеклодувной мастерской Омского госуниверситета. За это время успел не только получить диплом о высшем образовании, но и некоторое время потрудиться преподавателем истории. Но в конце концов страсть к стеклодувному искусству перевесила. Нет, он не тот мастер, что работает со стеклом, разогреваемым в печи. Главный его рабочий инструмент — горелка, а материал — стеклодрот. Это не цельное стекло, а в изделиях. В нашем обычном представлении стеклодувы выдувают из куска стекла какую-то фигуру. А Виталий из различных стеклянных трубок разного диаметра делает для всех семи лабораторий нефтезавода необходимые для взятия и проведения анализов нефтепродуктов всевозможные приборы. Может он делать и необыкновенно красивые вазы, графины с впаянными внутрь цветами или знаками зодиака, например. Особенно ему удаются сервизы. В молодости, когда лишних денег не водилось, именно стеклянная посуда спасала семейный бюджет. В комиссионных магазинах изделия Виталия Тимофеева даже не успевали доходить до прилавков.

Мастерству стеклодува всякий не научится, для этого нужны творческие задатки, одним словом, талант. В наше время лучшими стеклодувами считаются итальянцы, а центром стеклодувного искусства мира — Венеция, точнее, ее остров Мурано. Венецианское стекло ценилось, да и нынче ценится наравне с золотыми украшениями. В России производство стекла началось при Петре Первом, который старался перенять у Европы все лучшее. Он посчитал, что стекло выгоднее производить самим, чем возить его из-за границы. С этого времени и началось в России развитие стеклодувного дела, расцвет которого пришелся на 50-е годы прошлого столетия. Россия не намного отстает от Италии. Во всем мире ценятся изделия российских умельцев. К примеру, 80% стекла, произведенного в городе Гусь-Хрустальном, идет на экспорт.

Искусство по наследству

Как правило, лучшие мастера получаются из тех, кому дело передается по наследству. В Венеции туристам рассказывают, что работать со стеклом сын стеклодува начинает с пяти-шести лет и уже через двенадцать-тринадцать лет вырастает в мастера. Поэтому юный итальянец, демонстрирующий во время экскурсии в магазине непревзойденное мастерство, вызывает уважение и восхищение. На глазах изумленной публики из куска стекла через минуту-другую появляется изумительной красоты фигурка лошади или лисицы, кошки или птицы. То же самое можно сказать о действиях нефтезаводского мастера. Вот он зажигает горелку (кстати, шум она создает такой, что без наушников в помещении, где идет работа, не обойтись), вертит в руках обычную стеклянную трубку. А через какое-то время это уже не простая деталь, а измененной формы, порой со впаянными внутрь различными миниатюрными колбочками — прибор, необходимый для той или иной операции по взятию и проведению химических анализов. Немало времени отнимает у Виталия ремонт стеклянных приборов или их переделка. Как признается мастер, иногда ночь не спишь, голову ломаешь, пока не найдешь верного решения. «Руки ничего не смогут сами сделать, — шутит Виталий, — если в работу не включится голова. Это знание мне вместе с другими секретами любимого дела отец передал — Александр Аполлонович Тимофеев. Он 55 лет проработал в стеклодувной мастерской Иркутского университета. Мастера-стеклодувы помогали студентам заниматься как учебным процессом, так и научно-исследовательской работой. В стенах Иркутского университета под руководством отца и я начинал в качестве подмастерья постигать азы этой профессии, которая не преподается ни в одном вузе. И братья мои тоже в стеклодувы подались. Стремление вырасти из учеников и стать мастерами у них было, да не каждому удается в руках удачу удержать, терпения набраться и одно и то же по многу раз делать да переделывать. У меня, к счастью, это получилось. Когда удался мне мой первый „Каменный цветок“, а был это, как помнится, летящий ввысь конь с распущенной гривой, запряженный в воздушные сани, отец одобрительно покачал головой: „Мастер родился“. Эта похвала и признание меня своим преемником — самое дорогое воспоминание в моей жизни».

Безопасность — прежде всего

Своих двоих учеников (нынче мало кто из молодежи стремится стеклодувным делом заниматься) Виталий Александрович учил прежде всего работать предельно внимательно, соблюдая все правила безопасности и бережного отношения к стеклу. «Что ты, Юра, как медведь, лопатой по стеклу водишь, оно нежного прикосновения требует». Виталий Тимофеев, как и много лет назад, считает, что прежде чем к работе приступить, нужно материал внимательно обследовать. Порой из-за одной асбестовой пылинки уже готовый прибор может разрушиться, словно картонный домик. По ходу работы стеклодуву грозит немало опасностей — и обжечься можно, и порезаться. А еще на — стоящий специалист думает о безопасности тех, кто будет впоследствии его изделиями пользоваться. Поэтому все приборы нужно особенно тщательно отжигать в муфельной печи для того, чтобы вакуум держали, чтобы жидкость не выплескивалась, чтобы не порезались лаборантки о края стеклянных изделий. Кроме заказов из лаборатории технического контроля, выполняет Виталий и заказы из других производств. Понадобилось как-то на печи установки прокалки кокса стекло кварцевое поменять, его попросили. Помнится, повозиться тогда с ним пришлось, ведь параметры изделия нужно было до миллиметра четко выдержать. Все колбочки для выставочных экспонатов продукции Омского НПЗ — тоже дело рук Виталия Тимофеева. Одна из последних работ мастера — те самые мини-цистерны для битума, в которых продукция предприятия побывала в Санкт-Петербурге. Полюбоваться ими успело немало работников ОНПЗ. Оказалась среди них и молодая лаборантка газотопливной лаборатории Наталья Рычапова. Наташе было интересно взглянуть на эту работу, ведь ей постоянно приходится работать с приборами, которые изготавливает Виталий Александрович. Только знала она его заочно. А теперь вот подающая большие надежды работница нефтезавода увидела не только произведения стеклодува, но и самого автора.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ