Кризис, ралли и новые трубы

Кризис, ралли и новые трубы

Итоги 2008 года в нефтяной отрасли



Иллюстрации: Вероника Калачева

Основные события уходящего года в нефтяной отрасли

Уходящий 2009 год был для нефтяников богатым на события — как позитивные, так и негативные. Мы выделили наиболее важные события, влияние которых будет чувствоваться еще не один год.

Текст: Евгений Третьяков

Нефтяное ралли

Почти $150 за баррель — так дорого, как летом этого года, нефть не стоила никогда. Все первое полугодие маховик цен на мировых биржах раскручивался с непрекращающимся рвением брокеров и трейдеров. Эксперты говорили, что в мире не хватает ресурсов для удовлетворения спроса на нефть. Ситуацию также подстегивало постоянное падение доллара по отношению к евро и другим ведущим мировым валютам. Им возражали представители ОПЕК. Нефти достаточно, а рост котировок — это игры спекулянтов, утверждали они. «Мы действительно должны успокоиться. Мы слишком много паникуем. Я хочу сказать, что дефицита нефти нет и не будет в будущем. Уровень цен не обусловлен фундаментальными причинами», — сказал, в частности, агентству Reuters генеральный секретарь ОПЕК Абдулла аль-Бадри. А глава концерна Shell Йерун ван дер Вир обращал внимание, что танкеры не простаивают в ожидании нефти. Но голос разума никто не слушал. У инвестбанков, инвесткомпаний и хедж-фондов было еще очень много денег, чтобы поиграть на бирже, и они играли. Ситуацию накаляли прогнозы аналитиков тех же инвестиционных структур, которые постоянно поднимали предполагаемую стоимость нефти и тем самым стимулировали приток денег на сырьевой рынок. По подсчетам Lehman Brothers, с января 2006 года до середины апреля 2008 года более чем $90 млрд были направлены в фонды, привязанные к сырьевым индексам. В итоге мир получил рекордные $150 за баррель.

Опытные биржевые игроки, такие как Джордж Сорос, начали говорить, что на нефтяном рынке надулся «пузырь». А пузыри, как известно, рано или поздно лопаются. Это и произошло — менее чем через пол- года после достижения пика стоимость барреля нефти упала втрое. Впрочем, Международное энергетическое агентство и некоторые эксперты утверждают, что цены вскоре снова пойдут вверх и достигнут новых максимумов. Ведь, по мнению аналитиков, компании нефтяной отрасли недостаточно инвестируют в новые месторождения, а в нынешних кризисных условиях инвестпрограммы вообще будут существенно урезаны. В результате, когда мировая экономика снова пойдет в рост, а это ожидается в 2010–2011 годах, нефтяники не смогут отреагировать на это адекватным увеличением добычи, и на рынке возникнет настоящий дефицит «черного золота».

Правительство пошло навстречу

В этом году произошло событие, которое можно назвать в некоторой степени уникальным. Российские власти впервые за несколько лет пошли на ослабление налогового прессинга на нефтяную отрасль. Ключевым решением здесь стало повышение с 1 января 2009 года не — облагаемой налогом на добычу полезных ископаемых (НДПИ) цены на нефть с $9 до $15 за баррель. Формула расчета НДПИ, по словам министра финансов Алексея Кудрина, останется прежней.

Помимо этого был предложен еще ряд других значимых поправок в налоговое законодательство, например, о введении налоговых каникул при разработке удаленных промыслов в акваториях Охотского и Черного морей, а также на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

В июле председатель правительства РФ Владимир Путин провел в Северодвинске совещание о развитии нефтегазового комплекса России. Он, в частности, высказал мнение, что сложившийся фискальный режим не способствует развитию отрасли, и дал свою оценку тому, сколько позволят сэкономить нефтяникам налоговые новации. «Сложившийся в свое время таможенный и налоговый режим, особенно на фоне роста инфляции, начал тормозить инвестиционную активность. На вложенный рубль мы изымаем примерно 85% из отрасли. Это, конечно, многовато, особенно в современных условиях. Поэтому мы уже пошли на снижение налоговой нагрузки на нефтяные компании. Вы знаете, что сегодня через Совет Федерации прошел целый пакет документов, который обеспечит снятие этой избыточной нагрузки. По оценкам специалистов, речь идет о 130–140 млрд рублей в год, которые останутся в отрасли, останутся на ваших предприятиях, в ваших компаниях. Мы рассчитываем, что эти дополнительные финансовые ресурсы будут направлены именно на развитие. Для этого мы и предпринимаем вышеуказанные шаги», — заявил премьер-министр.

В нынешних условиях кризиса, когда падает цена на нефть и сокращается спрос на нее на мировом рынке, эти решения правительства выглядят еще более важными. Впрочем, это явно не все меры по поддержке ключевой для российской экономики отрасли, которые могли бы предпринять власти. Следующим шагом стало изменение порядка расчета экспортных пошлин на сырую нефть и нефтепродукты, а также начавшаяся проработка инициативы о замене НДПИ налогом на сверхприбыль.

Финансовый кризис

Ключевым событием в мире, новостью номер один, нерадостным итогом всего года стал финансовый кризис. Начавшийся с проблем ряда банков из-за невозврата ипотечных кредитов «плохими» заемщиками в США, он превратился в лавину, которая накрыла весь мир. Падают котировки акций на биржевых площадках, банки несут убытки в сотни миллиардов долларов из-за краха ипотечной пирамиды, резко сократился объем выдаваемых кредитов корпоративным и частным клиентам, целый ряд крупнейших кредитных учреждений обанкротился. Правительства по всему миру тратят гигантские суммы на спасение банковских систем и поддержание национальных экономик. Из-за кризиса сокращается потребление нефти, а ее стоимость упала в разы.

Упавшие на мировом рынке цены и значительно сократившиеся кредитные ресурсы вынуждают отечественные нефтяные компании пересматривать свои инвестиционные программы и разрабатывать антикризисные меры, чтобы не допустить убытков и продолжить нормальную производственную деятельность.

«Роснефть» заявила о возможности пересмотра финансирования своих проектов в Восточной Сибири. ЛУКОЙЛ сообщил, что в следующем году «предусмотрено сдерживание роста операционных и инвестиционных расходов, а также сокращение оборотного капитала». Менеджмент компании говорит о сокращении инвестпрограммы. «Сокращение инвестиций на 2009 год составит 20–25%», — сообщил журналистам заместитель гендиректора «Газпром нефти» Вадим Яковлев. Компания также разработала пакет антикризисных мер на случай, если мировая конъюнктура цен на нефть и нефтепродукты будет неблагоприятной.

Эксперты «Уралсиба» полагают, что в 2009–2010 годах объем инвестиций в нефтяную отрасль России сократится приблизительно на 10–20% по сравнению с 2008 годом, что приведет к соразмерному сокращению объема бурения эксплуатационных скважин и снижению объема добычи нефти.

При этом аналитики уверены: когда мировая экономика начнет оправляться от кризиса, цены на «черное золото» пойдут вверх, поскольку потенциал спроса выше потенциала производства. Кроме того, по мнению многих экспертов, в России уже через год-два может прекратиться падение объемов добычи, и начнется ее рост. «Мы не склонны полагать, что Россия прошла так называемый пик добычи», — считают аналитики ИК «Велес капитал». Ведь все предыдущие годы компании активно вкладывали в новые проекты, в разведку и освоение месторождений, внедрение технологий по повышению нефтеотдачи пластов.

Поздний старт ВСТО

4 октября «Транснефть» запустила в реверсном режиме первый 1100-километровый участок нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). Важность этого события трудно переоценить — на востоке России, наконец, появляются объекты инфраструктуры и транспорта, которые позволят нефтяным компаниям начать интенсивную разработку месторождений «черного золота». Нефтепроводная система ВСТО создается для транспортировки российской нефти на рынок стран АТР и тихоокеанское побережье Северной Америки. Строительство ВСТО началось 28 апреля 2006 года. Система строится в два этапа. Первый участок протяженностью 2 694 км пойдет от Тайшета (Иркутская область) до города Сковородино (Амурская область). Предполагается также строительство ответвления в Китай и нефтеналивного терминала в бухте Козьмино (Приморский край). Мощность первого участка — 30 млн тонн в год, нефть от Сквородино до Козьмино будет доставляться по железной дороге. Второй этап ВСТО — это участок длиной около 2 100 км до бухты Козьмино, где будет построен спецморнефтепорт. Суммарная мощность всей трубопроводной системы составит 80 млн тонн нефти в год.

В апреле 2008 года началось подключение головного участка ВСТО к действующей системе трубопроводов «Транснефти» и заполнение его западносибирской нефтью, а в октябре вместо нее в обратном направлении магистраль начала заполнять нефть Восточной Сибири. К ВСТО уже подключены Талаканское месторождение в Якутии и Верхнечонское месторождение в Иркутской области. В текущем году стало окончательно ясно, что первоначальные сроки ввода в эксплуатацию первого участка Тайшет — Сковородино (конец 2008 года) не будут соблюдены. «Транснефть» объясняет это сложностями при работе с подрядчиками и рядом других причин. Нынешний срок — декабрь 2009 года. Соответственно, второй этап стоит ждать не раньше чем в 2010–2011 году. Задержка со сроками существенно сказывается на планах нефтяных компаний по разработке месторождений Восточной Сибири. В то же время именно с ВСТО и Восточной Сибирью связаны планы развития многих компаний, в том числе «Газпром нефти» (компания активно ведет геологоразведку нескольких участков в этом регионе). По мнению начальника департамента ресурсной базы и лицензирования «Газпром нефти» Святослава Типикина, «именно Восточная Сибирь является основным регионом, с которым в ближайшие годы будет связано развитие российской нефтяной отрасли».

Шельф под контролем

В мае 2008 года власти России приняли решение о том, что разработкой шельфовых месторождений могут заниматься только госкомпании. Тем самым под жесткий государственный контроль взяты еще нераспределенные запасы, которые должны составить резерв для будущих поколений.

По данным Минприроды на российском шельфе выявлено около 450 структур, из которых более 100 подготовлено к глубокому бурению. Общие ресурсы — 98,7 млрд тонн углеводородного сырья в нефтяном эквиваленте. Однако это не все ресурсы. Есть еще зоны шельфа, статус и принадлежность которых не урегулированы. Это участки Баренцева, Берингова, Азовского, Черного и Каспийского морей, а также часть арктического шельфа. Ресурсы этих «серых» зон оцениваются еще в 13 млрд тонн н.э.

Согласно поправкам в ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» и ряд других законодательных актов участки континентального шельфа отнесены к категории недр федерального значения. Предоставление в пользование этих участков осуществляется в особом режиме.

«Пользователями недр на участках недр федерального значения континентального шельфа РФ, а также на участках недр федерального значения, расположенных на территории РФ и простирающихся на ее континентальный шельф, могут быть юридические лица, которые созданы в соответствии с законодательством РФ, имеют опыт освоения участков недр континентального шельфа РФ не менее чем пять лет, в которых доля (вклад) РФ в уставных капиталах составляет более чем 50% и (или) в отношении которых РФ имеет право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы таких юридических лиц», — говорится в документе. Под действие этого закона не попадет шельф Каспийского и Азовского морей, поскольку их статус регулируется международными соглашениями.

Однако не стоит бояться госмонополизма на шельфе. Госкомпаниям ничто не мешает взять партнеров для реализации проектов на шельфе. Именно это и происходит в настоящее время. В частности, «Газпром» работает над разработкой Штокмановского газоконденсатного месторождения совместно с французской Total и норвежской StatoilHydro.

Нефтепродуктопровод «Север»

Россия не только ищет новые рынки для сбыта своей нефти и нефтепродуктов, но и укрепляет позиции в традиционном для себя регионе присутствия — Европе. Одним из важнейших событий здесь стал ввод в эксплуатацию нового магистрального нефтепродуктопровода «Север». Объект поистине уникальный — трубопровод протяженностью 1056 км от станции Кстово (Нижегородская область) до порта Приморск в Ленинградской области со всей сопутствующей инфраструктурой был построен менее чем за 4 года. В мае этого года начал работу первый пусковой комплекс нефтепродуктопровода. Его мощность составляет 8,4 млн тонн нефтепродуктов, на которые предполагается выйти в 2009 году. Мощность первой очереди трубопровода — 17 млн тонн, общая планово-перспективная мощность — 24,6 млн тонн. Торжественная церемония, посвященная началу эксплуатации нефтепродуктопровода, состоялась в Приморске с участием премьер-министра Владимира Путина. Первой партией нефтепродуктов, которые были поставлены по «Северу» в Приморск, стали 42 тыс. тонн дизтоплива стандарта «Евро-5» «Газпром нефти». В этом году компания планировала отгрузить около 600 тыс. тонн дизтоплива, в дальнейшем объем поставок может составить более 1 млн тонн в год.

Особое значение «Севера» в том, что он позволяет удешевить и ускорить поставки нефтепродуктов на экспорт. До ввода «Севера» поставки шли по железной дороге до порта Высоцк, а также до портов в странах Прибалтики. Тарифы на услуги железнодорожников выше, чем тариф на прокачку по нефтепродуктопроводу, да и услуги прибалтийских портов нельзя назвать дешевыми. Ввод в эксплуатацию «Севера» позволит значительно удешевить и облегчить логистику. Владимир Путин подчеркнул, что «важность проектов подобного рода заключается в том, что мы можем диверсифицировать пути поставки наших экспортных товаров основным потребителям». «Отмечу, что при создании терминала „Север“ использовались только внебюджетные средства. И рас- считываю, что развитие трубопроводной и транспортной инфраструктуры будет и впредь представлять интерес для нефтяных компаний. Это выбор, который мы сделали при определении задачи развития отрасли. Вот такого направления развития будем мы придерживаться и дальше», — добавил он.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ