Бросок на север

Бросок на север

«Газпром нефть» начинает поставки нефтепродуктов по трубопроводу «Север»

FOTOBANK/GETTY IMAGES



«Газпром Нефть» начинает поставки нефтепродуктов по новому трубопроводу «Север»

14 мая в России началась эксплуатация нового магистрального нефтепродуктопровода с конечной точкой в порту Приморск в Ленинградской области. Первым на экспорт отправилось высококачественное дизтопливо «Газпром нефти», произведенное на «Ярославнефтеоргсинтезе» (ЯНОСе).

Текст: Никита Паркер

Впервые в истории современной России был построен и запущен в эксплуатацию новый магистральный трубопровод для экспорта нефтепродуктов. Речь идет о проекте «Север», реализованном государственной компанией «Транснефтепродукт», российским оператором нефтепродуктопроводов. Работа над проектом, который получил поддержку властей и был включен в правительственную программу «Энергоэффективная экономика», фактически началась в 2004 году с разработки декларации о намерениях.

В течение трех последних лет были проложены 1056 км линейной части трубопровода диаметром 530 мм по маршруту Кстово в Нижегородской области (Второво Владимирской области) — Ярославль — Кириши — Приморск. Кроме того, были построены сопутствующие объекты инженерного обеспечения, головная и несколько промежуточных перекачивающих станций и новый терминал для морских отгрузок в порту Приморск на побережье Финского залива Балтийского моря. Последний, кстати, является конечной точкой Балтийской трубопроводной системы «Транснефти» и одним из главных нефтеэкспортных портов России: в прошлом году отсюда зарубежным потребителям было отправлено 74,2 млн тонн нефти. Заполнение новой трубы топливом началось в августе прошлого года.

Мы первые

Первой партией дизтоплива с содержанием серы 10 ppm (стандарт Евро-5), отгрузка которой началась 14 мая в рамках торжественной церемонии с участием премьер-министра Владимира Путина, стали 42 тыс. тонн продукта «Газпром нефти», произведенного на заводе ЯНОС (входит в «Славнефть»). Партия была реализована на условиях FOB Приморск, погружена на новый танкер «Совкомфлота» «Транссибирский мост» и доставлена в порт Роттердам конечному потребителю. «Другие заводы, имеющие выход на трубопровод „Север“, пока не готовы сдавать в него дизтопливо Евро-5», — говорит начальник коммерческого департамента «Газпром нефти» Леван Кадагидзе, объясняя, почему именно ресурс ЯНОСа был отгружен первым. Рязанский НПЗ ТНК-BP должен начать производство малосернистого газойля во второй половине 2008 года. ЛУКОЙЛ ранее также заявлял о намерениях приступить к экспорту дизтоплива по трубопроводу проекта «Север» к IV кварталу 2008 года.

Однако то, что «Газпром нефть» стала первой, не простое совпадение. По словам Левана Кадагидзе, в планы компании входит «сдавать в трубопровод весь не востребованный на внутреннем рынке объем дизтоплива Евро-5, производимого ЯНОСом в части доли «Газпром нефти». Так, всего в этом году планируется отгрузить около 600 тыс. тонн дизтоплива из ресурсов «Газпром нефти». Этим объемом дальнейшие планы «Газпром нефти» не исчерпываются. В краткосрочной перспективе производство и экспорт дизтоплива 10 ppm с ЯНОСа будет осуществляться в объеме более 1 млн тонн в год. По мере же модернизации Омского и Московского НПЗ, а также создания необходимой транспортной инфраструктуры, экспорт евродизеля будет осуществляться и с этих заводов. «Данный вид топлива востребован на рынке, так как полностью соответствует требованиям Евросоюза к качеству и поставляется на АЗС Европы без какой-либо дополнительной переработки», — подчеркивает Леван Кадагидзе.

«Важно, что такие проекты подталкивают наши нефтяные компании и НПЗ к глубокой модернизации производства — для того, чтобы выходить на экспорт не сырья, а уже продукции с глубокой степенью переработки», — заявил на открытии нового терминала в Приморске Владимир Путин.

В интересах компании

Не только сама возможность экспорта продукта глубокой переработки является позитивным фактом для «Газпром нефти» и отрасли. Специалисты компании отмечают высокую экономическую эффективность поставок по новому трубопроводу. «Нас устраивает установленный тариф на прокачку», — говорят в коммерческом «Газпром нефти». Тарифы «Транснефтепродукта» на транспортировку всегда были ниже, чем на железнодорожном транспорте. Кроме того, трубопроводный транспорт — это более передовой и экологически чистый вид транспорта: не надо задействовать большое число цистерн, наливать их на заводах, выливать в пункте доставки, не надо загружать железнодорожные пути, которые часто ремонтируются. Наконец, разница в тарифах на доставку трубой в Приморск или по железной дороге в Высоцк (здесь расположен терминал ЛУКОЙЛа для перевалки нефтепродуктов) составляет $14 за тонну продукции. «Только экономия на логистике даст „Газпром нефти“ в текущем году дополнительный доход в размере около $14 млн», — резюмируют специалисты коммерческого департамента, уточняя, что до ввода в эксплуатацию терминала в Приморске «Газпром нефть» осуществляла поставки дизтоплива производства ЯНОС по железной дороге через Высоцк.

В интересах страны

Неменьший экономический эффект ожидается и в масштабах страны. По данным «Транснефтепродукта», отсутствие в России собственных трубопроводных экспортных направлений и транзитные поставки нефтепродуктов через страны Балтии приводят к ежегодным потерям бюджета в $200 млн. В частности, в последние годы 45–50% российского экспорта светлых нефтепродуктов в балтийском направлении осуществлялось через Вентспилский морской порт. Через Вентспилс, правда, экспортируется дизтопливо худшего качества — с содержанием серы 50 ppm. «Важность проектов подобного рода заключается в том, что мы можем диверсифицировать пути поставки наших экспортных товаров основным потребителям, — заявил 14 мая Владимир Путин. — И если своевременно будут закончены работы по модернизации соответствующих НПЗ — и Киришского, и на Нижней Волге, и в Татарстане, — то есть полная возможность расширить перевалочные мощности на этом терминале до 24 млн тонн. А это означает, что экспортные грузы, которые сегодня мы переваливаем в странах Прибалтики, будут переориентированы на российские порты. Очень рассчитываю на то, что в ближайшее время это и будет сделано».

Перспективные планы

В мае был запущен в эксплуатацию только первый пусковой комплекс. Его мощность составляет 8,4 млн тонн, выйти на эти объемы планируется в 2009 году. Мощность первой очереди трубопровода — 17 млн тонн, общая планово-перспективная мощность — 24,6 млн тонн. Однако через две недели после запуска «Транснефтепродукт» столкнулся с временными трудностями. В компании до сих пор не открыт пункт пропуска через границу, необходимый для осуществления экспортных операций. Проволочка связана с недавней передачей функций подготовки соответствующего постановления правительства от Минтранса к Федеральному агентству по обустройству госграницы РФ.

Впрочем, сам факт реализации такого крупного инфраструктурного проекта, очевидно, станет стимулом для создания других подобных проектов. Об этом сказал Владимир Путин: «Отмечу, что при создании терминала „Север“ использовались только внебюджетные средства. И рассчитываю, что развитие трубопроводной и транспортной инфраструктуры будет и впредь представлять интерес для нефтяных компаний. Это выбор, который мы сделали при определении задачи развития отрасли. Вот такого направления развития будем мы придерживаться и дальше». Следующим крупным проектом, который потенциально интересен нефтяникам, должен стать проект «Юг». Он предусматривает создание нового магистрального нефтепродуктопровода по маршруту Сызрань — Саратов — Волгоград — Новороссийск. Одним из крупнейших поставщиков продуктов по нему «Транснефтепродукт» называет Омский НПЗ «Газпром нефти».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ