Со своим маслом

Со своим маслом

«Газпром нефть» будет развивать производство и продажи моторных масел







«Газпром Нефть» будет развивать производство и продажи моторных масел

Недавно созданное ООО «Газпромнефть-смазочные материалы» собирается занять лидирующие позиции на рынке смазочных материалов России, увеличив свою долю в сегменте фасованной продукции до 20%. Компания намерена стать первой по технологиям, маркетингу и сервису среди отечественных производителей.

Текст: Светлана Вычерова

Созданное в ноябре прошлого года дочернее предприятие «Газпром нефти» ООО «Газпромнефть-смазочные материалы» займется развитием масляного бизнеса компании и выводом его на лидирующие позиции на российском и международном рынках. Средний рост мирового рынка смазочных материалов ежегодно составляет порядка 2,3%, причем наиболее активно развиваются рынки Азии, Латинской Америки и России. Стоит отметить, что при достаточно высоком потенциале российского масляного рынка, который в настоящее время стабильно растет по всем сегментам как в количественном, так и в стоимостном выражении, качественный состав реализации еще сильно отстает от мировых рынков. Сегодня большая часть «российской масленки» приходится на базовые масла, которые изготавливаются в соответствии с ГОСТами, утвержденными еще в 70–80-х годах прошлого века. На фоне постоянно улучшающегося автомобильного парка, а также ввода в работу новых высокотехнологичных видов промышленного оборудования в России год от года растет потребление высококачественных масел, соответствующих мировым отраслевым стандартам. Естественно, спрос рождает предложение. Ежегодный объем импорта масел в нашу страну увеличивается очень быстрыми темпами — порядка 20%.

По оценкам экспертов, объем российского рынка масел в 2007 году составил порядка 1,8 млн тонн, что в денежном выражении близко к $2 млрд. «Газпром нефть» наряду с ЛУКОЙЛом и «Роснефтью» входит в двадцатку крупнейших мировых производителей масел. В настоящее время компания занимает порядка 14% российского рынка масел, при этом львиная доля ее масляной реализации — более 70% — приходится на те самые наливные гостовские масла. Очевидно, что такое положение не совсем соответствует тенденции увеличения спроса на фасованные высокотехнологичные продукты.

Каналы реализации пока тоже сильно отстают от рыночных тенденций. В то время как западные бренды прочно обосновались в перспективных и высокомаржинальных каналах СТО, импортных парков коммерческой техники, высокотехнологичного промышленного оборудования, отечественные производители могут похвастаться, главным образом, присутствием на авторынках и АЗС. В индустриальном секторе наши масленщики на данный момент интересны в основном как продавцы дешевых наливных продуктов.

От рынка к производству

Потенциал масляного бизнеса «Газпром нефти» переоценить сложно. В арсенале компании есть мощные производственные площадки — Омский и Ярославский нефтеперерабатывающие заводы, расположенные в европейской и азиатской частях России, а также дочернее предприятие «Газпромнефть-смазочные материалы», специалисты которого серьезно настроены на изменение ситуации. Но мощного производственного потенциала недостаточно. Крупнотоннажное производство, рассчитанное на получение больших партий продукции ограниченного ассортимента, не может успешно конкурировать на современном рынке. Во главе угла должна стоять маркетинговая политика: тщательный анализ рынков, выявление перспективных сегментов, производство необходимых для них продуктов и «упаковка» этих продуктов в узнаваемый, вызывающий доверие бренд. В рамках стратегии «Газпромнефть-смазочные материалы» определилась с рыночными приоритетами, поэтому на очереди решение двух основных задач: производства новых линеек продукции и создания мощного, популярного бренда. Уже в этом году предприятие намерено разработать и вывести на рынок широкую линейку высококачественных моторных масел, доводя общее количество товарных позиций до 250. А уже к 2010 году появится премиальный бренд, рассчитанный на активно растущий рынок новых автомобилей иностранного и отечественного производства. Концептуальные (идеологические) и визуальные компоненты бренда (в том числе и дизайн канистр) будут разработаны с привлечением ведущих мировых специалистов в области брендинга и упаковки.

Безусловно, такие амбициозные планы предполагают значительные инвестиции в развитие производства. Предприятие сконцентрирует в своей структуре всю производственную цепь от разработки новых продуктов до промышленного выпуска. Особое внимание уделяется научной работе: ООО «Газпромнефть-смазочные материалы» планирует занять пока вакантную нишу технологического лидера среди российских компаний. С этой целью компания планирует создать научно-исследовательский центр по разработке продуктов. Центр будет заниматься разработкой технических стандартов, созданием научного и технологичного преимущества масляной продукции «Газпром нефти» на рынке, исследованием тенденций развития различных отраслей промышленности с точки зрения изменения требований к смазочным материалам и т.д.

На будущий год намечено проведение всестороннего технического аудита работы маслоблока Омского НПЗ — крупнейшего промышленного ресурса компании. К разработке программы оптимизации и повышения эффективности производства будут привлечены специалисты профильных научно-исследовательских центров и мировых лидеров в области технического аудита.

Приоритет— дистрибьюторская модель

Если для реализации крупных партий гостовских продуктов нужна система сбыта, то для продаж современных масел нужна система продвижения, включающая в себя разнообразные маркетинговые программы и сильную дистрибьюторскую сеть. Если система сбыта работает, как правило, ценой, то система продвижения — путем формирования лояльности со стороны потребителей. Опыт ведущих мировых компаний — производителей смазочных материалов, в том числе и тех, которые работают в России, четко указывает на преимущества модели продвижения, позволяющие обеспечить присутствие компании во всех секторах и сегментах рынка, а также получать премиальную наценку на большинстве продуктов. Долгосрочная стратегия развития масляного бизнеса, недавно утвержденная правлением ОАО «Газпром нефть», предполагает переход от существующей дилерскотрейдерской к дистрибьюторской модели построения продаж. В отличие от дилеров и трейдеров, которые работают со всеми производителями по принципу «кто даст дешевле», дистрибьюторы — это компании-партнеры, которые последовательно проводят политику (структурную, ценовую, маркетинговую) компании-производителя на определенной территории. Дистрибьюторы специализируются на реализации товаров одного или нескольких масляных брендов во всех секторах рынка на определенной территории. Явными преимуществами дистрибьюторского подхода являются присутствие продукции во всех секторах и сегментах рынка, эффективное продвижение новых, высокомаржинальных продуктов, а также высокий уровень лояльности потребителей за счет реализации маркетинговых программ компании. Масла «Газпром нефти» будут реализовываться на территории России и в странах СНГ. В перспективе планируется выход на рынки Восточной и Центральной Европы.

Создавая новую рыночную концепцию, «Газпромнефть-смазочные материалы» прежде всего ориентируется на опыт ведущих мировых производителей, а также на реалии и перспективы российского и зарубежного рынков. Сегодня можно с уверенностью говорить, что предприятие имеет самые широкие перспективы развития.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ