«Газпром нефть» приземлилась в Пулково

«Газпром нефть» приземлилась в Пулково

Компания заправит самолеты «в крыло»







Фото: FOTOBANK/GETTY IMAGES, S.A./PHOTONICA

Компания заправит самолеты «В крыло»

В феврале «Газпром нефть» в партнерстве с ЛУКОЙЛом начала заправлять самолеты в петербургском аэропорту Пулково. Этим компания укрепила свое положение на перспективном рынке авиационного керосина.

Текст: Никита Паркер

ЗАО «Газпромнефть Аэро», зарегистрированное 6 декабря 2007 года в Москве, стало очередной дочерней компанией «Газпром нефти», которая займется отдельным направлением бизнеса. До сих пор деятельность по продаже и производству керосина была сосредоточена в материнской компании. Авиационный керосин марки ТС-1, который намерено реализовывать предприятие, производится на Омском и Московском нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ), а также предприятием «Ярославнефтеоргсинтез». Всего по итогам 2007 года было произведено и отгружено 1,83 млн тонн авиакеросина. По словам гендиректора «Газпромнефть Аэро» Владимира Егорова, в прошлом году 94,5% всего произведенного авиатоплива была продана оптом и только 5,5%, то есть 101 тыс. тонн, — в розницу. Розничные продажи осуществлялись в новосибирском аэропорту Толмачево, где воздушные суда заправляет непосредственно дочернее общество «Газпром нефти» — ЗАО «Аэропорт—Сервис».

Пять причин

«Можно назвать несколько оснований для создания отдельного дочернего общества — ЗАО «Газпромнефть Аэро», — говорит Владимир Егоров. Это, во-первых, повышение эффективности продаж авиатоплива, в частности — увеличение доли розничной высокомаржинальной реализации, то есть заправки самолетов по прямым договорам с авиакомпаниями. Во-вторых, авиатопливообеспечение, по словам Владимира Егорова, это «отдельный и специфичный сегмент рынка». В частности, для поставок керосина «в крыло» (продажа и непосредственно заправка) необходима серьезная инфраструктура. Речь идет прежде всего о собственных или арендованных топливозаправочных комплексах (ТЗК), состоящих из резервуарных парков для хранения топлива, системы фильтрации, лаборатории, централизованной заправочной системы (ЦЗС) и автомобилей-топливозаправщиков. Работа ТЗК контролируется Росавиацией, Ростехнадзором, МЧС и ФСБ РФ и должна удовлетворять целому ряду российских и международных отраслевых требований, среди которых главное — чистота топлива, являющаяся гарантией безопасности полетов. «ТЗК аэропорта — сложная дорогостоящая система, — рассказывает глава „Газпромнефть Аэро“. — Лаборатория ТЗК сопоставима с лабораторией НПЗ, а стоимость топливозаправщика составляет около $450 тысяч».

Еще одна причина, побудившая менеджмент «Газпром нефти» выделить «керосиновое дело» в отдельное направление, — ставшие значительными масштабы бизнеса. По итогам 2006 года «Газпром нефть» заняла второе место после ЛУКОЙЛа по объемам производства керосина, опередив ТНК—BP, «Сургутнефтегаз» и других крупных игроков. 1,7 млн тонн — это почти 20% от всего произведенного в России авиакеросина и четверть от объема, потребляемого российской гражданской авиацией. Что же касается розничных продаж, то из крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний они, по сути, есть только у ЛУКОЙЛа и «Газпром нефти».

Кроме того, в пользу концентрации продаж керосина у дочернего подразделения крупной нефтяной компании говорит мировой опыт. Например, Air BP представлена в 1200 аэропортах с объемом заправки в 24,8 млн тонн в 2006 году. ExxonMobil Aviation работает в 700 воздушных гаванях и реализовала в 2006 году 34,9 млн тонн керосина. У Shell Aviation эти показатели составляют 1100 аэропортов и 25 млн тонн соответственно.

«И, пожалуй, самое главное основание создания „Газпромнефть Аэро“ — это перспективы российского рынка авиатопливообеспечения», — говорит Владимир Егоров. С 2000 по 2006 год емкость рынка выросла более чем на треть, прибавляя в среднем по 5,7% в год. По прогнозам, к 2011 году потребность гражданской авиации России в керосине достигнет 8,1 млн тонн в год. Что, исходя из нынешней средней цены за тонну в 23 тыс. рублей в российских аэропортах, составляет 186 млрд рублей.

Приземление в Пулково

Фактическая деятельность «Газпромнефть Аэро» началась с внушительного шага. 29 января была завершена сделка по покупке 50%-ной доли в ООО «Топливозаправочная компания «Северо-Запад». «Газпромнефть Аэро» стала партнером ЛУКОЙЛа в компании, в конце 2007 года купившей 98% акций ЗАО «СОВЭКС», которое осуществляет заправку воздушных судов в аэропорту Пулково в Санкт-Петербурге. В 2007 году здесь было реализовано 310 тыс. тонн авиакеросина. Для сравнения: это примерно треть годового объема заправок в московских аэропортах Шереметьево или Домодедово, пассажиропоток которых в два и в три раза соответственно выше, чем в Пулково. «Инициатором всей этой сделки стало правительство Санкт-Петербурга, — поясняет Владимир Егоров. — Совместная деятельность двух крупнейших нефтяных компаний позволит создать конкурентную среду в системе топливообеспечения аэропорта и уйти от монополизма одной из компаний». Такой подход соответствует отраслевым тенденциям. С началом рыночных реформ большинство ТЗК преобразовалось в независимые организации различной формы собственности. В настоящее время наметилась тенденция к постепенному изменению структуры розничного рынка: ТЗК все больше концентрируются на модернизационно-сервисной деятельности, а реализация керосина на конкурентной основе переходит к сетевым операторам.

СОВЭКС является арендатором ТЗК ОАО «Аэропорт Пулково» в соответствии с договором аренды до 2036 года. В состав арендуемого имущества входят также центральная заправочная система (ЦЗС) на 18 стоянок воздушных судов, базовый и расходный склады авиатоплива с объемом хранения 30000 м3, лаборатория, в собственности — 15 топливозаправщиков различных марок вместимостью от 20 до 40 м3 и другая техника.

Дальнейшие перспективы

«Наши планы весьма амбициозны и распространяются как на аэропорты России, так и за ее пределы», — отмечает Владимир Егоров. В числе приоритетов — Московский авиаузел. «Сегодня доля наших оптовых поставок в Шереметьево составляет 40% от всего объема потребления аэропорта. Планируется работа и с другими аэропортами — Внуково, Домодедово», — говорит топ-менеджер, уточняя, что на Москву приходится 45% от общероссийского потребления керосина, и он, безусловно, имеет тенденцию к развитию.

Впрочем, продолжение экспансии в московские аэропорты — не единственная цель «Газпромнефть Аэро». Есть и другие стратегические цели. В частности, «Газпромнефть Аэро», оценивающая свою долю в оптовых поставках ТС-1 на рынке авиатоплива РФ в 25%, планирует увеличить долю на розничном рынке с нынешних 1,5 до 15%. По словам Владимира Егорова, в связи с этим «основная задача на ближайшую перспективу — это создание сети ТЗК», что подразумевает их покупку и строительство. «Выбранная нами стратегия основывается на ключевых конкурентных преимуществах: наличие продукта для продажи в европейской части России и в Сибири и профессиональная команда управленцев», — резюмирует Владимир Егоров.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ