«Мы можем перерабатывать 30 млн тонн»

«Мы можем перерабатывать 30 млн тонн»





Заместитель гендиректора «Газпром Нефти» Анатолий Чернер о планах по переработке и экспорту нефти и нефтепродуктов

«Сибирская нефть» продолжает публиковать серию интервью с топ-менеджерами «Газпром нефти». Заместитель генерального директора «Газпром нефти» по переработке, логистике и сбыту Анатолий Чернер обещает, что москвичи и жители Санкт-Петербурга смогут увидеть новые заправки «Газпром нефти» уже в первом квартале 2009 года.

Текст: Наталия Вялкина

— Анатолий Моисеевич, каковы планы «Газпром нефти» по объемам переработки и производству нефтепродуктов в 2008 году? Планируется ли существенное увеличение переработки нефти в 2009 году?

— Согласно бизнес-плану блока downstream объем переработки нефти «Газпром нефти» в 2008 году составит 28,3 млн тонн. Большая часть, естественно, будет переработана на Омском НПЗ — это 18,3 млн тонн. Что касается планов на 2009 год, то пока существенного увеличения объемов переработки мы не планируем.

— А если говорить о стратегических планах до 2020 года. «Газпром нефть» заявляла о показателе переработки 60–70 млн тонн. За счет чего планируете выйти на этот объем?

— Начнем с того, что уже сегодня «Газпром нефть» способна достичь объемов переработки в 30 млн тонн. Это с учетом максимальной загрузки Омского, Московского, Мозырского НПЗ, а также «Ярославнефтеоргсинтеза». Кроме того, мы планируем приобрести 51% акций сербской компании NIS, у которой также существенные перерабатывающие мощности. Покупка NIS является первым проектом в этом направлении, но мы прорабатываем и ряд других возможностей, смотрим различные активы.

— Какими критериями руководствуется компания при выборе нефтеперерабатывающего завода для покупки?

— Мы смотрим не просто заводы. Важным критерием для выбора актива для нас является наличие собственной розничной сети, которая изначально гарантирует определенную долю рынка. Поэтому приоритетом для нас является наличие и перерабатывающих мощностей, и каналов сбыта.

— Как сегодня обстоят дела с транзитом нефти в Китай через Казахстан?

— Порядок транзита нефти в Китай через Казахстан оговорен в ежегодном Протоколе к Соглашению между Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации о сотрудничестве и развитии топливно-энергетических комплексов. Возникшие в начале 2008 года трудности с транзитом нефти в Китай через Казахстан были обусловлены отчасти несогласованностью действий сторон. Проведенные встречи и консультации с представителями компаний «КазМунайГаз», «КазТрансОйл», China Oil позволили, на наш взгляд, решить вопросы координации поставок. В настоящий момент проблем с транзитом российской нефти в Китай через территорию Казахстана мы не видим.

— Планируется ли расширять объем поставок нефти и нефтепродуктов за рубеж, в тот же Китай?

— В стратегии развития «Газпром нефти» планируется увеличение добычи нефти к 2020 году до 100 млн тонн в год. Естественно, при таких объемах запланирован рост экспорта нефти, причем не только на продажу, но в большей степени на переработку. Суммарный объем поставок нефти на экспорт достигнет к 2020 году 50–60 млн тонн в год. Расширится география поставок и круг контрагентов. Первый шаг — поставки нефти в Сербию на НПЗ компании NIS. Уже рассматриваются варианты поставок не только по морю, но и возобновление поставок по трубопроводу «Дружба». Что касается поставок нефти в Китай, у нас есть договоренность с компанией China Oil (дочерняя структура государственной компании CNPC) на 2009 год о поставках нефти в объеме 1,2 млн тонн транзитом через Казахстан, и мы надеемся, что получим возможность поставки указанного объема. Увеличение поставок нефти в Китай планируется и в дальнейшем как транзитом через Казахстан, так и по трубопроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО). Объемы экспорта нефтепродуктов определяются и будут определяться эффективностью поставок.

— Есть ли у компании намерение выходить на новые рынки сбыта? Какие и когда?

— Безусловно, такие планы есть. Определение объемов и направлений поставок нефти базируется на стратегии группы «Газпром». Стратегическая цель «Газпром нефти» — стать эффективной международной нефтяной компанией, а это подразумевает не только увеличение добычи и переработки нефти на территории России, но и за ее пределами. Расширение географии рынков сбыта нефти и нефтепродуктов является составной частью стратегии. Для нас интересен рынок Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Выход на этот рынок должен обеспечить ввод в эксплуатацию компанией «Транснефть» трубопровода ВСТО. Сегодня мы имеем существенную ресурсную базу в Восточной Сибири и планируем поставки нефти по ВСТО в Китай и другие страны АТР. Окончательные решения могут быть приняты после формирования тарифной политики по ВСТО, после чего можно оценить эффективность поставок нефти и, соответственно, объемы поставок нефти в указанный регион. Желательно, чтобы нефтяные компании более активно привлекались к работе по формированию тарифов. Выход на рынки АТР будет осуществляться за счет увеличения ресурсной базы компании, при этом мы планируем также наращивать поставки по традиционным маршрутам в Западную Европу через российские порты Приморск и Новороссийск, трубопроводу «Дружба» (Словакия, Сербия, Германия). Что касается нефтепродуктов, то, помимо расширения присутствия на традиционных рынках сбыта, компания планирует увеличение объемов реализации в Ярославской и Челябинской областях (в настоящее время в данных регионах появились сбытовые предприятия компании), на рынке стран СНГ (Казахстан, Таджикистан, Киргизия), а также на рынках стран Европы.

— Многие эксперты отмечают нехватку у нефтяных компаний перерабатывающих мощностей, есть ли у «Газпром нефти» планы по их увеличению? Покупка или строительство новых НПЗ?

— «Газпром нефть» в настоящее время не испытывает недостатка мощностей по переработке нефти. Соотношение объемов добычи и переработки нефти в нашей компании благоприятно для успешного бизнеса. Однако планы по наращиванию добычи необходимо совместить с органичным развитием активов нефтепереработки.

В среднесрочной перспективе планируется увеличивать объем переработки нефти на заводах Омска, Ярославля, Москвы. Мы исходим из того, что прогнозный рост потребления нефтепродуктов в России может быть обеспечен преимущественно на базе развития существующих нефтеперерабатывающих мощностей. Значительное увеличение производства моторных топлив в нашей стране может быть достигнуто за счет использования резервов НПЗ по первичной переработке нефти, а также реализации инвестиционных проектов глубокой переработки.

Такие проекты оказываются дешевле строительства новых заводов. Говоря о перспективе, «Газпром нефть» рассматривает возможность участия в проектах строительства новых НПЗ в припортовых районах на Северо-Западе и Дальнем Востоке России. Эти заводы будут ориентированы преимущественно на экспорт продукции, и планы их создания связаны со строительством новых магистральных нефтепроводов.

— Насколько сейчас актуально и выгодно строительство собственного НПЗ в России?

— Каждый новый проект НПЗ необходимо рассматривать комплексно. Определяющим фактором является месторасположение завода и связанные с этим вопросы снабжения сырьем и сбыта продукции. Решение задачи увеличения добавленной стоимости в продукции отраслей ТЭК подразумевает создание новых НПЗ с глубокой переработкой сырья, способных производить продукцию, отвечающую современным и перспективным требованиям мирового рынка к качеству горюче-смазочных материалов. Как правило, подобные проекты оказываются рентабельными при мощности заводов более 10 млн тонн нефти в год. С учетом значительного роста за последние годы стоимости нефтезаводского оборудования, затраты на создание таких НПЗ оцениваются от $7 млрд, а срок окупаемости обычно превышает восемь лет. С другой стороны, строительство в нашей стране новых заводов с низкой глубиной переработки, эффективность которых базируется на разнице существующих в настоящее время ставок вывозных таможенных пошлин на нефть и мазут, следует признать нецелесообразным.

— Не планируется ли раздел активов «Славнефти» между «Газпром нефтью» и ТНК-ВР? Насколько в принципе возможен такой вариант?

— В текущем году мы и ТНК-ВР завершили раздел сбытовой сети ОАО «НГК «Славнефть»: нефтебазы и АЗС, расположенные на территории Ярославской области, а также в Ивановской области, перешли к нам. Остальные совместные активы разделить практически невозможно. Как, например, разделить на две равные части нефтеперерабатывающий завод, представляющий собой единый комплекс установок и коммуникаций? Поэтому сегодня в планах владельцев вопрос дальнейшего раздела активов не стоит.

— Когда появятся АЗС «Газпром нефти» под новым брендом?

— В настоящее время мы ведем активную подготовительную работу по ребрендингу АЗС, входящих в дочерние сбытовые предприятия ОАО «Газпром нефть». Результаты этой работы вы сможете увидеть в I квартале 2009 года на АЗС в Москве и Санкт-Петербурге.

— Как Вы можете прокомментировать претензии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) по ценам на авиатопливо и бензин? Считает ли компания себя виновной? Будет ли оспаривать решение ФАС? Какие меры принимаются, чтобы предотвратить подобные претензии в будущем?

— ОАО «Газпром нефть» соблюдает антимонопольное законодательство. Поскольку в настоящее время дело находится на рассмотрении, и решение ФАС еще не вынесено, я воздержусь от комментариев по поводу возможных действий по оспариванию решения. Надеюсь, что претензий к «Газпром нефти» у антимонопольных органов не будет.