Корпоративная конституция

Корпоративная конституция

Корпоративный Кодекс «Газпром нефти»

Иллюстрация: FOTOBANK/GETTY IMAGES



Фото: Виктор Кирсанов

«Газпром Нефть» создает корпоративный кодекс

«Газпром нефть» создает Корпоративный Кодекс, который определяет ориентиры в поведении всех сотрудников компании и ее дочерних обществ.

Текст: Ирина Безменова

Для России корпоративные кодексы — явление относительно новое, хотя уже вошедшее в практику многих компаний. На Западе подобные документы уже давно стали нормой и успешно применяются в ведущих компаниях мира: сегодня их имеют почти все крупные корпорации и многие мелкие фирмы. Родоначальниками корпоративных кодексов считаются японские компании.

Кодексы организаций иногда называют корпоративной конституцией, при этом в разных организациях кодекс может называться по-разному: кодекс корпоративной этики, корпоративный кодекс, кодекс корпоративной культуры и т.д.

Каждому свое

Кодексы ведущих зарубежных холдингов, являясь продуктом, рассчитанным на конкретную организацию, далеко не всегда схожи друг с другом. Жесткого стандарта в отношении содержания корпоративного кодекса нет. Как правило, в нем сформулированы миссия и задачи компании, ее основные ценности, зафиксированы стандарты поведения сотрудников, основополагающие принципы взаимоотношений, иногда описаны корпоративные традиции, правила поведения в определенных ситуациях, инструменты рассмотрения конфликтных ситуаций и т.п.

Так, для одних компаний — это весьма объемный, обязательный к исполнению документ, за нарушение норм которого сотрудник вполне может лишиться работы. Таков, например, этический кодекс Аlcan — одного из мировых лидеров по производству алюминия. На сотрудника, нарушившего кодекс или утаившего информацию о подобном нарушении, налагается дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения. Аналогичный статус имеет корпоративный кодекс компании General Еlectric. При поступлении на работу сотрудник подписывает текст так называемого личного обязательства, требующего строгого соблюдения корпоративных правил. В других холдингах кодекс — это документ, рассказывающий о миссии и ценностях компании. Такая форма этического кодекса носит название «Кредо». Один из ярких примеров — декларация ценностей компании Johnson & Johnson, принятая в 1944 году. Ее текст умещается на одной странице. При этом начиная с 70-х годов здесь установлена практика его постоянного обсуждения и критического обзора. К тому же, несмотря на декларативный характер «Кредо», компания не приемлет нарушения отраженных в нем постулатов. Другой пример — Dell Computer Inc. вовлекла каждого служащего в глубокую двухлетнюю процедуру переоценки своей культуры, которая получила кульминацию в 2002 году в новом корпоративном наборе ценностей, названном «Душа Dell». В нем были сформулированы пять ценностей — лояльность к клиентам, командная работа, прямые коммуникации и отношения, глобальное гражданство и нацеленность на победу — то, что Dell считает главным для своего успеха. Важно понимать, что кодекс всегда является одним из оснований корпоративной культуры, отражающей индивидуальность компании, ее ценности, ее принципы достижения своих целей. Пути достижения целей могут быть очень разными. При схожих задачах в одной компании поощряется жесткая дисциплина, коллективизм, авторитарный стиль управления, а в других — гибкость, индивидуализм, высокая степень самостоятельности. Каждая из этих компаний может быть успешна, если она осознает свои ценности и следует им. Понимание своих ценностей и принципов работы, управление корпоративной культурой становятся неотъемлемой частью любой успешной компании.

Кодекс как модель поведения

В «Газпром нефти» также реализуется проект по созданию Корпоративного Кодекса. Кодекс определяет ценности и принципы, которые не могут быть в полной мере регламентированы ни законодательными нормами, ни административными распоряжениями и приказами. Это связано с тем, что Корпоративный Кодекс компании определяет ориентиры нравственного поведения, а их принятие и соблюдение во многом зависит от добровольного согласия с ними каждого сотрудника.

Для обеспечения согласия сотрудников с ценностями, указанными в Корпоративном Кодексе, а также для того, чтобы Кодекс в полной мере отражал индивидуальность «Газпром нефти», его разработка была спланирована как серия обсуждений на самом разном уровне.

Проект начался в апреле 2008 года с обсуждения ключевых ценностей на стратегической сессии руководителей высшего звена, в которой принимали участие руководители всех ключевых предприятий и подразделений Компании. Итогом работы стали четыре ценности и ряд принципов, которые их расшифровывали. На основании этих материалов и серии дополнительных интервью был создан проект Кодекса, который прошел тестовое обсуждение с сотрудниками подразделений центрального аппарата и представителями дочерних обществ во всех основных регионах и по всем функциям (добыча, переработка, сбыт). В обсуждении участвовали представители всех уровней — рабочие, ИТР, менеджеры.

По итогам тестового обсуждения в Кодекс было внесено много дополнений: изменилась структура документа, существенно изменилось и дополнилось содержание. Переработанный Кодекс был обсужден и принят на заседании правления «Газпром нефти». В результате трудной коллективной работы и многочисленных споров родился документ, который отражает ценности и принципы, необходимые компании для достижения ее целей. Следование этим принципам сделает взаимодействие всех сотрудников друг с другом предсказуемым и успешным.

В дальнейшем планируются мероприятия по внедрению Кодекса в повседневную деятельность. В первую очередь это трансляция Кодекса — размещение текста документа на внутреннем портале, обсуждение его содержания, уточнение конкретных моделей поведения, поддерживающих изложенные в Кодексе ценности. Планируется создание «Руководства по Кодексу» — специального документа, отвечающего на вопросы, возникающие при исполнении Кодекса. С Кодексом в обязательном порядке будут знакомиться новые сотрудники «Газпром нефти».

Корпоративный кодекс ОАО «Газпром Нефть»

Мы стремимся стать крупной международной нефтяной компанией. Мы являемся стратегическим направлением развития группы «Газпром». Наша цель — занять лидирующие позиции среди нефтяных компаний по росту масштабов, капитализации и эффективности. При этом мы понимаем, что добыча и переработка углеводородных ресурсов становится все труднее и дороже. Для успешного достижения наших амбициозных целей нужны согласованные действия. Компания ценит вклад каждого сотрудника. В Корпоративном Кодексе описаны наши ценности и принципы, которые объединяют нас и дают возможность говорить на одном языке. Эти ценности и принципы являются ориентирами в работе каждого сотрудника.

Уважение и сотрудничество

Почему важны эти ценности?

Для успешной работы нам нужно уметь договариваться, решая поставленные задачи сообща. Важно, чтобы в Компании царила атмосфера взаимного уважения, которая мотивирует сотрудников на командную работу ради общего результата.

Эффективность и результат

Почему важны эти ценности?

Мы организуем работу так, чтобы достигать наилучших результатов оптимальным путем. Эффективность каждого из нас обеспечивает эффективность работы всей Компании. От эффективности Компании зависят наши успех и благополучие.

Лидерство и динамичное развитие

Почему важны эти ценности?

Мы постоянно развиваемся. Лидерство — это внутренняя потребность каждого из нас, мы стремимся реализовать свой потенциал и быть лучшими. Мы успешно и уверенно управляем процессом нашего роста. Развитие Компании предъявляет новые требования к каждому сотруднику.

Инициатива и ответственность

Почему важны эти ценности?

Для воплощения наших масштабных планов необходимы новые идеи и неординарные решения. Успешность развития Компании зависит от того, насколько каждый из нас будет настойчив в поиске и ответственен в реализации новых возможностей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ