«Газпром нефть» будет заправлять

«Газпром нефть» будет заправлять

Стратегия развития бункерного бизнеса

Амбициозные цели «Газпром нефти» — к 2020 году занять треть бункерного рынка



В прошлом году 21% всего реализованного на Дальнем Востоке топлива было поставлено именно «Газпром нефтью»

Компания утвердила стратегию развития бункерного бизнеса

«Газпром нефть» планирует до 2020 года вложить в развитие собственного бункерного бизнеса около $220 млн. Беспрецедентные для этого рынка инвестиции позволят компании стать на нем одним из лидеров.

Текст: Никита Паркер

В июле правление «Газпром нефти» утвердило стратегию развития бункерного бизнеса компании в портах России до 2020 года. Документ конкретизирует планы и намерения компании, впервые озвученные осенью прошлого года с созданием специализированной дочерней компании «Газпром-нефть Марин Бункер» («Сибирская нефть» рассказывала об этом в № 6 за декабрь 2007 года).

Настоящее и будущее бункерного бизнеса

«Газпром нефть» намерена укреплять свои позиции на перспективном бункерном рынке. По данным компании Marine and Energy Consulting, емкость российского рынка бункеровки в прошлом году составила около 7 млн тонн. Согласно прогнозам, к 2020 году эта цифра удвоится. При этом прогнозируемый на уровне 5,8% ежегодный рост спроса на бункерное топливо в российских портах превышает соответствующий мировой показатель, составляющий 3,7%.

Помимо нынешней и перспективной емкости рынка, есть другой, крайне важный фактор. «Бункеровка является премиальным рынком сбыта мазутов и дизтоплива», — говорит представитель «Газпромнефть Марин Бункера». При бункеровке продавцу топлива возвращается НДС, а экспортная пошлина не платится. Судовое топливо не является подакцизным товаром. Существующая ситуация на рынке бункеровки позволяет продавцу топлива получить дополнительную в сравнении с экспортом существенную маржу — в $25–80 за тонну мазута или дизтоплива.

Международные требования к качеству топлива ужесточаются, однако для «Газпром нефти», Омский НПЗ которой, в частности, выпускает мазут с содержанием серы 1,3%, это может стать как раз дополнительным конкурентным преимуществом. Согласно проекту поправок к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов Marpol предусматриваются следующие меры и ограничения по содержанию серы в судовых топливах: до конца 2011 года содержание серы в топливе не должно превышать 4,5%, с 1 января 2012 года — 3,5%, с 2020 года — 0,5%. Последнее требование, правда, действует с оговоркой, согласно которой в 2018 году будет проведен анализ достаточности на мировом рынке топлива с таким содержанием серы.

В зоне же контроля выбросов окислов серы, в которую входят Балтийское и Северное моря, с 19 мая 2007 года уже действуют гораздо более жесткие требования. В частности, содержание серы в топливе ограничено 1,5% до 2010 года, 1% — с марта 2010 года, 0,1% — с января 2015 года. Таким образом, мазут «Газпром нефти» в настоящее время полностью соответствует и даже «опережает» международные нормы.

Заявка на победу

В 2007 году все вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) России, кроме «Сургутнефтегаза», вышли на бункерный рынок. Нужно отметить, что, не считая ЛУКОЙЛа, дочерняя компания которого «ЛУКОЙЛ-Нева» работает на бункерном рынке Петербурга с 1998 года, «Газпром нефть» оказалась в числе первых среди крупных компаний, объявивших о намерении выйти на рынок.

Правда, пока крупные нефтяные компании России занимают, по оценкам, только около трети отечественного бункерного рынка. Однако прогнозируется, что уже к 2020 году мелкие бункеровочные компании уйдут с рынка, а доля ВИНК составит 90%. Амбициозные цели «Газпром нефти» — к 2020 году занять треть бункерного рынка и с премией по сравнению с экспортом реализовывать 100% производимого заводами компании мазута и 12% дизтоплива. Иными словами, через 12 лет компания хотела бы продавать на бункерном рынке больше мазута, чем производит, то есть реализовывать продукт и других производителей.

Для выполнения поставленных целей нужно выдержать несколько условий. Это обеспечение к 2020 году производства 4,2 млн тонн судового топлива, соответствующего международным стандартам. Во-вторых, создание собственной портовой инфраструктуры из шести терминалов, бункеровочного флота, состоящего из 19 танкеров-бункеровщиков и торговых филиалов, соединенных в единую сеть. Авторы стратегии признают, что пока компания проигрывает своим конкурентам с точки зрения наличия терминальной инфраструктуры и специализированного флота, так что запланированные инвестиции в $220 млн не случайны.

С севера на юг

В развитие бункеровочного бизнеса в Северо-Западном регионе, состоящем из портов Санкт-Петербург, Приморск, Высоцк, Усть-Луга и Калининград, «Газпром нефть», в соответствии с принятой стратегией, планирует инвестировать $143 млн. В частности, речь идет о строительстве двух новых терминалов в Ленинградской области: в Большом порту Санкт-Петербург и развивающемся порту Усть-Луга. Кроме того, предполагается инвестирование в реконструкцию нефтяного терминала в Калининграде и приобретение шести бункеровочных судов. В настоящее время северо-западный бункеровочный рынок — крупнейший в России, в 2007 году здесь было продано 2,6 млн тонн судового топлива. 26% этого объема поставила «Газпром нефть», однако это были менее эффективные по сравнению с розничными оптовые продажи. Северо-западный, особенно питерский рынок, отличается и высокой конкуренцией. На нем работают около двух десятков компаний. Причем наряду с ВИНК — ЛУКОЙЛом и «Роснефтью», крупными независимыми бункерными компаниями — группой «Трансбункер», это еще и серьезные местные игроки. В частности, компания «Невский мазут», «Балтийская Бункерная Компания», «Комтрейд», «НТ Бункеринг» и другие.

В три раза меньше по сравнению с северо-западным — около $40 млн — будет потрачено на рынке Дальнего Востока. Здесь планируется инвестировать средства в строительство терминала в порту Находка и в приобретение четырех танкеров.

По оценкам специалистов «Газпром нефти», емкость дальневосточного рынка бункеровки по итогам прошлого года составила 1,5 млн тонн и будет более чем в два раза выше к 2020 году. Местные крупные игроки — компания «Павино» и «Находка-Портбункер», группа «Транзит-ДВ» и другие обладают достаточно развитой инфраструктурой для заправки судов, однако запланированные «Газпром нефтью» инвестиции позволят упрочить позиции «Газпромнефть Марин Бункера». В прошлом году 21% всего реализованного в регионе топлива было поставлено именно «Газпром нефтью».

Южный регион с портами Новороссийск, Туапсе, Тамань, Кавказ и гаванями Азовского моря потребует строительства трех танкеров на общую сумму $16 млн. «Наряду с Санкт-Петербургом Новороссийск — наиболее перспективный порт бункеровки в РФ», — отмечает представитель «Газпром-нефть Марин Бункера». Инвестиции, планируемые в северном регионе, в соответствии с масштабами рынка — около 500 тыс. тонн в 2007 году — более скромные: около $13 млн. Из них основная часть средств пойдет на приобретение танкера, оставшаяся — на инвестирование в реконструкцию одного из терминалов порта Мурманск. Наконец, на рынке внутренних водных путей России $8 млн будет вложено в терминал и пять танкеров. Общий объем инвестиций до 2020 года составит около $220 млн. По оценкам экспертов и участников рынка, столь существенных инвестиций в развитие бункерного бизнеса в истории современной России еще не было.

За горизонтом

Разработчики концепции выделяют несколько горизонтов планирования, ограниченных 2010, 2015 и 2020 годами. Первый этап — выход и укрепление позиций на всех локальных рынках России. В течение двух ближайших лет планируется сделать основные инвестиции в размере $127 млн и довести объем реализации бункеровочного топлива до 1,6 млн тонн, что соответствует 20%-ной доле на рынке. До 2015 года ООО «Газпромнефть Марин Бункер» намерено стать лидером на рынке России. Инвестиции на этом этапе должны составить $68 млн, а доля на рынке — до 25%. Наконец, горизонт до 2020 года подразумевает выход компании на международный рынок бункеровки и выполнение всех главных целей стратегии.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ