Взлетная полоса

Взлетная полоса

Расширение авиазаправочного бизнеса компании





Фото: MASTERFILE/EAST NEWS

«Газпром нефть» развивает авиазаправочный бизнес

«Газпромнефть-Аэро» на российском авиатопливном рынке присутствует чуть больше года. За это время предприятие заправило «в крыло» около 100 тыс. воздушных судов и вышла на второе место по основным показателям среди российских сетевых авиатопливозаправщиков.

Текст: Ольга Сафина

Арифметика годового роста показателей авиатопливной «дочки» «Газпром нефти» убедительна: общий объем реализации авиакеросина в 2008 году составил 1,9 млн тонн, розничные объемы выросли на 294%, количество топливозаправочных комплексов, где осуществляется заправка воздушных судов, увеличилось с 1 до 9. В 2007 году «Газпром нефть» продала в розницу только 5,5% — 101 тыс. тонн от всего объема реализованного топлива. В 2008-м, после выделения авиатопливного бизнеса компании в отдельное направление, этот показатель вырос в четыре раза. Стратегия развития «Газпромнефть- Аэро» предполагает, что уже к 2012 году объем только розничных продаж авиакеросина может составить около 1 млн тонн.

Первым делом — в самолеты

«Увеличение розничных объемов, то есть заправок самолетов по прямым договорам с авиакомпаниями, — основное направление развития нашего бизнеса», — подчеркнул генеральный директор «Газпромнефть-Аэро» Владимир Егоров. Такая система ориентирована на конечного потребителя: она исключает цепь посредников и обеспечивает максимальную доступность ресурсов для авиаперевозчиков. В 2008 году компания внедрила механизм формульного ценообразования на авиакеросин, который сейчас используется при поставках топлива «Аэрофлоту». При этом ценовая формула выводится на основании объективного индикатора — котировок агентства Platts. В перспективе в качестве базы можно будет использовать и другие независимые индексы, к примеру, котировки Петербургской топливной биржи. «Пилотный проект с „Аэрофлотом“ демонстрирует преимущество формульной системы, которое заключается в повышении прозрачности процесса ценообразования на топливо, — отметил Владимир Егоров. — А этот вопрос является больным для большинства российских нефтяных компаний в условиях пристального внимания к ним ФАС».

Работая по прямым договорам и заправляя самолеты, выражаясь языком авиаторов, «в крыло», «Газпромнефть-Аэро» действует в рамках государственной политики по демонополизации рынка заправки самолетов в российских аэропортах. «Государство не рассматривает посредников в цепочке поставок авиационного топлива. Суть этой политики сводится к разрушению монополии топливозаправочных комплексов в аэропортах за счет предоставления возможности закупать и хранить топливо как авиационным, так и нефтяным компаниям, что в итоге должно привести к созданию конкурентной среды и снижению цен на авиатопливо», — пояснил Владимир Егоров. В этом направлении в 2008 году «Газпром нефть» сделала очень важный шаг. Компания заключила генеральное соглашение о сотрудничестве в области авиатранспортной деятельности и топливообеспечения с аэропортом Шереметьево, что стало отправной точкой в создании собственного альтернативного ТЗК «Газпромнефть-Аэро» в аэропорту. «Фактически это первый слу- чай прямого сотрудничества между нефтянкой и аэропортом», — подчеркнул заместитель генерального директора по развитию ЗАО «Газпромнефть-Аэро» Сергей Степаненко. Для авиакомпаний такое сотрудничество между аэропортом и топливозаправщиком — залог качественного функционирования инфраструктуры и возможность альтернативного выбора топливного оператора на конкурентной основе.

Впрочем, в развитии розничного сегмента сейчас есть и свои риски. В условиях нестабильности рынка авиаперевозок растет задолженность авиакомпаний перед топливозаправщиками, что существенно сказывается на бизнесе. Владимир Егоров выразил надежду, что политика государства в этом направлении не должна быть односторонней: «Обеспечивая развитие конкуренции в этом сегменте и снижение цен на авиакеросин, правительство должно обращать внимание и на поведение авиакомпаний на рынке. В конечном счете демонополизация не означает вседозволенность».

Развитие в оптимальном режиме

Авиатопливная «дочка» «Газпром нефти» строит свой бизнес по двум основным направлениям: развитии модели сетевого обслуживания авиакомпаний и организации системы альтернативных ТЗК по всей России с перспективой выхода на международный рынок продаж авиакеросина. Сегодня «Газпромнефть-Аэро» располагает собственными ТЗК в аэропортах Мурманска, Брянска, Томска, Новосибирска, в санкт-петербургском Пулкове. Ведется строительство альтернативного топливозаправочного комплекса в московском Шереметьеве. К 2020 году таких комплексов должно быть уже больше 20 — и не только в России. Ближайшие планы по международному развитию компания связывает с авиарынками стран Центральной Азии. Долгосрочные — с европейским рынком. Покупка «Газпром нефтью» 51% акций сербского актива NIS открыла авиатопливной «дочке» компании своеобразный шлюз в Европу.

В 2009 году «Газпромнефть-Аэро» продолжила работу над развитием внутрироссийской сети топливозаправочных комплексов, конечно, с корректировкой на сегодняшние кризисные рыночные реалии. Как и другие отрасли, авиационный рынок переживает сложные времена. По итогам I квартала 2009 года потребление авиатоплива в России сократилось почти на треть. Общий объем авиаперевозок, по прогнозам Росавиации и Минтранса, в 2009 году снизится на 20%. Глава Минтранса Игорь Левитин заявил, что на 20% уменьшится и количество российских авиакомпаний. Поэтому, не прекращая финансирования действующих ТЗК и проектов, реализация которых уже началась, «Газпром нефть» планирует сконцентрироваться на низкозатратных программах. В первую очередь это развитие системы топливообеспечения на условиях частичного аутсорсинга, когда работа ведется на мощностях сторонней организации. «Это наиболее эффективный способ освоения рынков в условиях кризиса: такой вариант позволяет начать работу уже сегодня, — уточнил Сергей Степаненко. — Мы внесли коррективы в свои планы и перенесли капиталоемкие проекты на более поздние сроки».

В целом же на фоне общих достаточно негативных авиатенденций бизнес-стратегия ЗАО «Газпромнефть-Аэро» на ближайший год достаточно амбициозна. Используя принципы гибкой ценовой и инвестиционной политики, увеличивая число авиакомпаний-партнеров, в 2009 году сбытовая «дочка» «Газпром нефти» планирует реализовать более 2 млн тонн авиакеросина и переместиться в розничном сегменте продаж российского авиатопливного рынка со второго места на первое.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ