Рейс за границу

Рейс за границу

Международные проекты «Газпромнефть-Аэро»

Работа на чартерных рейсах — это своего рода механизм выхода на новый рынок, возможность, изучив его, выстроить эффективную систему работы



Первым иностранным партнером «Газпромнефть-Аэро» на международном рынке стала Air Total International

Фото: Dufour Marco / Total

Заняв лидирующее положение на авиатопливном рынке России, «Газпромнефть-Аэро» начала развитие проектов за его пределами.

Текст: Ольга Сафина

В 2009 году розничные объемы авиакеросина, реализуемого компанией «Газпромнефть-Аэро», достигли 1 млн тонн. Этот показатель дает все основания называть «дочку» «Газпром нефти» безусловным лидером российского авиатопливного рынка. Следующий этап — развитие присутствия «Газпромнефть-Аэро» за рубежом.

ЗАПРАВКА НА КУРОРТЕ

По оценке экспертов, доля пассажиров, перевезенных авиакомпанией «Трансаэро» в Египет в общем пассажиропотоке из России в эту страну в 2008 году, составила более 20%. Аналогичный суммарный показатель авиакомпаний S7 и «Глобус» — 12%. В совокупности за прошлый год российские операторы перевезли чартерными рейсами в Египет около 1,5 млн человек. С осени 2009 года все чартерные египетские рейсы компаний «Трансаэро», S7 и «Глобус» обеспечивает авиатопливом «Газпромнефть-Аэро». А в декабре компания выиграла тендер на заправки «в крыло» самолетов «Аэрофлота», который в этом году впервые открыл чартерное сообщение между Москвой и египетскими Шармэль-Шейхом и Хургадой.

Египет не единственное курортное направление, на котором заправляет «Газпромнефть-Аэро». На международный авиатопливный рынок предприятие шагнуло в сентябре 2009 года, начав с заправок российских самолетов в Тунисе. В течение полутора месяцев в списке зарубежных аэропортов, где работает продуктовая «дочка» «Газпром нефти», к Монастиру добавились Бангкок, Шарм-эль Шейх и Хургада. «Мы уже достигли всех необходимых договоренностей и по турецкому направлению, — говорит генеральный директор „Газпромнефть-Аэро“ Владимир Егоров. — Но произошло это в конце туристического сезона, поэтому мы не стали догонять уходящий поезд и решили зайти в первый вагон — весной 2010-го». Заправлять лайнеры российских авиакомпаний в Анталье «Газпромнефть-Аэро» начнет с 1 мая — официальной даты открытия туристического сезона в Турции.

ЭКСКЛЮЗИВНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

Заправка воздушных судов на нерегулярных рейсах — это своего рода механизм входа на новый, не освоенный предприятием рынок, возможность изучить его особенности и выстроить эффективную систему работы. Сезонные контракты и достаточно небольшие объемы позволяют сделать это с минимальными рисками.

Первой задачей при подготовке к проекту весной этого года стал поиск партнеров-поставщиков на международных авиарынках. Первым из них стала Air Total International — сейчас «дочка» одной из крупнейших в мире нефтяных компаний предоставляет «Газпромнефть-Аэро» свою сеть и мощности в аэропортах Монастира и Бангкока.

Еще одна важная задача первого этапа программы освоения международного рынка — обеспечение максимального сетевого эффекта для российских авиакомпаний. «Сейчас нам необходимо зарекомендовать себя в глазах авиакомпаний в качестве надежного партнера не только в рамках взаимоотношений на российском авиатопливном рынке, но и за его пределами и консолидировать потребности российских авиаперевозчиков за рубежом, — объясняет Владимир Егоров. — А в дальнейшем — двигаться в сторону максимизации доходов за счет поставок собственного авиатоплива». Схема работы уже отлажена. Подписываются договоры на заправки «в крыло», по определенным критериям выбирается поставщик, который по контракту с «Газпромнефть-Аэро» обеспечивает ее партнеров авиатопливом. Выступая на зарубежных рынках консолидатором российских авиакомпаний, сбытовое предприятие «Газпром нефти» берет на себя перед местным заправщиком часть рисков за авиаперевозчиков и под банковские гарантии получает скидку, за счет чего обеспечивает более мягкие условия авиакомпаниям. Те, в свою очередь, избавляются от необходимости закупать иностранную валюту для оплаты заправок за пределами России, поскольку по контракту с «Газпромнефть-Аэро» она производится в рублях. Подобной системы работы на международных авиатопливных рынках в настоящий момент больше нет ни у одной российской вертикально интегрированной нефтяной компании. «Преимущества, которые мы предлагаем, — это тоже своего рода продукт в линейке, — говорит менеджер проекта, главный специалист отдела розничных продаж Астемир Нагудов. — Мы стремимся к достижению максимального сетевого эффекта: обращаясь в „Газпромнефть-Аэро“, российские авиаперевозчики за рубли получают продукт по России, СНГ и дальнему зарубежью».

Заключение договоров хранения в зарубежных аэропортах и закупка авиатоплива на локальных нефтеперерабатывающих заводах, самостоятельное обеспечение логистики и реализация собственного авиакеросина — это планы на трехлетнюю перспективу.

ДВИЖЕНИЕ В ЕВРОПУ

Заправка «в крыло» воздушных судов российских авиакомпаний на чартерных курортных направлениях — первая часть комплексной программы выхода на международный рынок, которую реализует «Газпромнефть-Аэро». В рамках второго этапа (конец 2010 — начало 2011 года) предполагается организовать заправку самолетов, выполняющих регулярные рейсы в Россию из-за рубежа. Основной вектор развития — страны Западной Европы. «Газпромнефть-Аэро» планирует заключить контракты на поставки по таким направлениям, как Мюнхен, Париж, Рим, Лондон. Предполагается, что, как и на российском рынке, основными партнерами станут «Трансаэро», S7, «Аэрофлот», «Глобус», ГТК «Россия», а в более долгосрочной перспективе — иностранные авиакомпании и перевозчики СНГ. «Реализовав первую часть программы в полном объеме, изучив иностранные рынки, проанализировав динамику их развития, мы получаем прекрасную возможность собрать комплексные данные. И потом уже — искать привлекательные активы, оценивать приоритетные направления в Европе, Центральной Азии, Северной Африке и других регионах», — говорит Владимир Егоров. Генеральный директор «Газпромнефть-Аэро» не сомневается, что 2010 год в плане развития компании за пределами России будет еще активнее, чем предыдущий. «Безусловно, этот вид бизнеса очень непростой, но мы понимаем, что это — наше завтра, — поясняет господин Егоров. — Реализация международных проектов, активное позиционирование на зарубежных рынках — это одно из условий долгосрочной стратегии развития „Газпром нефти“, с которой „Аэро“ координирует свои перспективные планы и задачи. И здесь мы четко следуем за материнской компанией».

ЗАО «ГАЗПРОМНЕФТЬ-АЭРО»

Дочернее сбытовое предприятие «Газпром нефти». Операционную деятельность по заправке воздушных судов и реализации авиационного топлива «в крыло» начало с 1 января 2008 года. Среди основных контрагентов предприятия — «Аэрофлот», ГТК «Россия», «Трансаэро», авиакомпания «Сибирь» (S7), Sky Express.

В состав «Газпромнефть-Аэро» на настоящий момент входят пять дочерних предприятий: ООО «Совэкс» в петербургском аэропорту Пулково, ООО «Газпромнефть-Аэро Мурманск», ООО «Газпромнефть-Аэро Томск», ООО «Газпромнефть-Аэро Брянск», ООО «Газпромнефть-Аэро Шереметьево» и «Газпромнефть-Аэро Новосибирск» в новосибирском аэропорту Толмачево.

К 2012 году компания планирует занять 18,5% российского рынка, при этом объем розничной продажи должен составить порядка 1,5 млн тонн авиакеросина в год.

TOTAL

Транснациональная энергетическая группа — пятая по величине мировая котируемая интегрированная нефтегазовая компания. Крупнейший игрок на химическом рынке. Ведет деятельность в более чем 130 странах мира. Количество сотрудников — около 97 тыс. человек. Работает во всех направлениях нефтяной отрасли, производит базовую химическую продукцию, а также специализированную химическую продукцию для рынков промышленных предприятий и потребительских рынков.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ