Налоговый поворот

Налоговый поворот

Реформа системы налогообложения отрасли



Правительство и нефтяники разрабатывают новую фискальную схему для отрасли

Министерство энергетики сформировало концепцию реформирования налогообложения нефтяной отрасли. Ведомство предлагает перенести основную фискальную нагрузку на прибыль компаний, то есть применить наиболее распространенную мировую практику. Представители отрасли, эксперты, а также федеральные органы власти считают эти предложения обоснованными и эффективными. На первом этапе изменения коснутся налогообложения новых месторождений. Однако вопрос о том, когда может быть запущена система, остается открытым.

Текст: Евгений Третьяков

Пора менять

Необходимость радикальных изменений в системе налогообложения нефтяной отрасли назрела уже давно. Да, российская нефтянка располагает достаточным потенциалом роста, основанным на мощной ресурсной базе, развитой отраслевой структуре и инфраструктуре, близости к рынкам потребления. Но очевидно и то, что отечественная нефтяная отрасль переживает новый этап развития, который характеризуется ухудшением состояния минерально-сырьевой базы, связанным с этим ростом затрат на добычу, недостатком экономически оправданных новых проектов. «Старые» месторождения, составляющие базовую часть российской нефтедобычи, во многом истощены — они уже вошли в фазу максимальной, или падающей добычи, на них постоянно растет доля трудноизвлекаемых запасов. Поэтому вопрос освоения новых месторождений стоит очень остро.

Однако существующая налоговая система не способствует, а во многом даже препятствует разработке новых участков. Налоги съедают львиную долю выручки нефтекомпаний, это происходит на фоне крайне высокой себестоимости работ в блоке upstream и ограниченной доступности заемных средств, в первую очередь с точки зрения их стоимости. По расчетам экспертов Минэнерго, при существующем налоговом режиме реализация большинства новых проектов нерентабельна. Только треть из имеющихся крупных месторождений имеет смысл разрабатывать при цене Urals не ниже $60–90 за баррель. Поэтому для создания стимулов ввода в эксплуатацию новых месторождений необходимо проведение реформы системы налогообложения. Прежде всего это касается новых проектов.

Об актуальности задачи нефтяники говорят давно, для государства же она стала таковой, когда резко затормозился рост нефтедобычи и стало понятно, что наполнение бюджета в среднесрочной и долгосрочной перспективе оказалось под угрозой. В итоге в 2008 году были приняты некоторые послабления в части фискальной нагрузки, изменен механизм расчета экспортной пошлины, а в этом году появились наметки полномасштабной стратегии реформирования системы налогообложения.

Вернуть первоначальную сущность

В феврале текущего года под председательством премьер-министра Владимира Путина в Киришах (Ленинградская область) состоялось масштабное совещание, посвященное проблемам нефтегазовой отрасли. Одним из ключевых итогов этой встречи стало поручение Минфину, Минэнерго и другим федеральным ведомствам при участии нефтяных компаний до 1 июня 2009 года подготовить предложения по изменению схемы налогообложения новых месторождений.

Были названы и ключевые подходы к разработке фискальных новаций. Первым в этом списке значился пункт, оговаривающий, что облагаться налогом должны результаты экономической деятельности организаций отрасли. Минэнерго соответствующую концепцию подготовило. В середине июня в Минфине состоялась ее презентация, а широкой общественности эти наработки были представлены заместителем министра энергетики Сергеем Кудряшовым 23 июня на VII Российском нефтегазовом конгрессе.

Добыча, экспорт и внутреннее потребление нефти и нефтепродуктов в России, млн т
2000 2004 2005 2006 2007 2008
Добыча нефти 323,5 459,3 470,2 480,5 490,9 487,6
Экспорт нефти 144,4 257,6 253,6 248,4 258,5 243,1
Экспорт нефтепродуктов 62,6 82,6 97,4 103,5 112,3 118,1
Внутреннее потребление нефти и нефтепродуктов 116,5 119,1 119,2 128,6 120,1 126,4

Источник: Минэнерго России

«Мы предлагаем вернуть двум действующим специфическим отраслевым налогам — экспортной пошлине и НДПИ — их первоначальную экономическую сущность (в настоящее время они являются в большей мере фискальными инструментами, изымающими экономическую ренту) в виде защиты отечественной нефтеперерабатывающей промышленности на период до окончания ее модернизации и обеспечения минимальных бюджетных поступлений от нефтяной отрасли соответственно, — пояснил суть предложений Сергей Кудряшов. — В свою очередь, экономическую и природную ренту мы предлагаем изымать новым налогом, налоговой базой для которого будет являться так называемая сверхприбыль нефтяных компаний от реализации нефти». Позже в интервью агентству «Интерфакс» Сергей Кудряшов разъяснил общие подходы к реформированию системы налогообложения нефтяной отрасли. Он отметил, что эта система должна быть адаптивной, автоматически реагировать на изменения макроэкономических показателей и обеспечивать возможности отрасли к воспроизводству и развитию. Такая система должна обеспечить рентабельность разработки как старых, так и новых месторождений в широком диапазоне мировых цен на нефть. Это должен быть понятный налог, нацеленный не на выручку компаний, а на результат их работы. При этом новая система должна хорошо администрироваться, позволяя сохранить объем инвестиций в отрасль и поступлений в бюджет. На первом этапе система будет отработана на новых месторождениях. Уже есть и вариант рабочего названия налога на сверхприбыль — «налог на дополнительный доход».

В чем, на ваш взгляд, государство должно помочь нефтяным компаниям прежде всего?

Свое мнение по этому поводу высказали сотрудники «Газпром нефти» в рамках опроса, проводившегося на корпоративном интранет-портале компании.

Доля отраслей в доходах консолидированного бюджета России, %

Источник: Минэнерго России

Ускорение процесса

Главное, что следует понимать при анализе налоговых новаций Минэнерго — это то, что они не приведут к сокращению поступлений в бюджет страны, ведь налогов от новых месторождений в принципе не существует, пока они не разрабатываются. Соответственно, государству выгодно, по выражению замминистра финансов Сергея Шаталова, «минимизировать налоги на начальной и конечной стадии разработки» и «взять больше, когда месторождение более продуктивно».

Предложения Минэнерго позитивно оценили все нефтяные компании страны. Проект концепции модели налогообложения новых месторождений нефти, подготовленный Минэнерго России одобрен и руководством «Газпром нефти», которое активно участвует в работе по совершенствованию системы налогообложения отрасли. В компании уверены, что предлагаемые нововведения повысят рентабельность и инвестиционную привлекательность новых проектов.

«Нужно принципиально менять систему налогообложения нефтяной отрасли и переходить от, по сути, роялти, то есть уплаты некоторой совокупности налогов от объема произведенной продукции, к экономическим показателям и облагать дополнительную прибыль, — в свою очередь, поддержал идею совладелец компании ТНК-ВР Виктор Вексельберг (его слова приводит ИТАР-ТАСС). — Надо нормировать уровень рентабельности отрасли и вводить прогрессивную шкалу налогообложения на сверхприбыль».

Эксперты также считают, что переход на налогообложение экономического результата деятельности оправдан. «Налоги с выручки, которые исторически доминируют в России, не учитывают роста затрат и снижают эффективность дорогостоящих проектов», — приводит слова руководителя глобальной налоговой практики для нефтегазового сектора Ernst & Young Алексея Кондрашова газета «Ведомости». А главный аналитик по энергетике IHS Global Insight Симон Ворделл говорит, что Россия едва ли не единственная страна, применяющая экспортные пошлины в нефтегазовой отрасли.

По мнению главного исполнительного директора концерна Shell Йеруна ван дер Вира, внесение изменений в систему налогообложения нефтегазовой отрасли РФ может ускорить освоение новых регионов добычи — таких, как Восточная Сибирь и Ямал. По его оценке, при существующем фискальном режиме себестоимость добычи барреля нефти в Восточной Сибири может достигать $80. Соответственно, проекты оказываются нерентабельными при нынешнем уровне цен на мировом рынке. «Этот процесс (освоение новых регионов) только ускорится, если начнутся существенные изменения в системе налогообложения», — считает глава Shell.

У Минэнерго с Минфином (главным в нашей стране ведомством по налогам) тоже особых трений нет. «Мы работаем с Минфином по этому вопросу, и каких-то серьезных разногласий с ведомством у нас нет», — заявляет Сергей Кудряшов.

Такое единодушие бизнеса, чиновников и экспертов весьма показательно. В то же время остается открытым вопрос о том, как быстро могут быть внедрены налоговые новации. В планах Минфина нет четких сроков, лишь указан примерный год — 2011–2012-й. Минэнерго также не дает каких-либо конкретных временных ориентиров.

Нет ясности и с тем, какими могут быть ставки нового налога. На июль месяц, по словам Сергея Кудряшова, подготовлен концептуальный подход к новой системе налогообложения, в рамках которого определены только основные принципы, но не ее конфигурация (ставка, налогооблагаемая база и т.д.). На момент подготовки материала информации о том, что правительство определилось с временными рамками реформы, ставками, механизмом начисления и уплаты, не было.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ