Новый фарватер

Новый фарватер

Развитие судоходного сегмента бункеровочного бизнеса









Фото: Слава Королев, Карен Геворкян
«Газпром нефть» формирует собственный флот

Судоходный сегмент в рамках бункеровочного бизнеса до недавних пор не был представлен собственной дочерней структурой ни в одной из российских вертикально интегрированных нефтяных компаний. «Газпром нефть» стала пионером: у компании появился свой флот, которым управляет предприятие «Газпромнефть Шиппинг».

Текст: Ольга Сафина

Юридически «Газпромнефть Шиппинг» — дочернее предприятие «Газпромнефть Марин Бункера» и «внучка» «Газпром нефти» — появилась в декабре прошлого года. Однако фактически новый сегмент бизнеса в структуре компании был создан раньше: судоходный флот «Газпром нефти» начал формироваться в августе 2008-го. Основная задача предприятия — оказание услуг по доставке нефте- продуктов до конечных потребителей судовых топлив, реализуемых «Марин Бункером». «Изначально предполагалось, что этот вид деятельности будет находиться в прямом управлении „Марин Бункера“, но потом, в силу сложности и специфичности бизнеса, было принято решение выделить его в отдельную юридическую единицу», — объяснил генеральный директор «Газпромнефть Шиппинга» Юрий Аристович. Сейчас предприятие обеспечивает бункеровку в трех крупнейших российских портах — Новороссийске, Санкт-Петербурге и Калининграде. Это стратегические с точки зрения бункерного бизнеса регионы. Весь персонал «Шиппинга» — 25 управленцев «береговой части» и порядка 150 человек «плавсостава». Порядка — потому что есть еще резерв штурманской и грузовой службы, старших механиков. Вообще же количество плавсостава — величина непостоянная, зависящая от сезона, схем замены экипажа, варианта работы судов. Их в операторстве «Шиппинга» на настоящий момент десять: девять принадлежат материнской компании, еще одно в долгосрочной аренде. И у каждого судна — свои функции и задачи.

Черноморские «ГЭС»

В Черноморском бассейне ходит арендованное непосредственно под новороссийскую задачу судно «РЕДО» — небольшой морской бункеровщик грузоподъемностью 1,3 тыс. тонн. Там же работают два из трех ГЭСов — теплоходов речного класса грузоподъемностью 3 тыс. тонн, которые могут выходить в море, но в ограниченном районе плавания. Вместе эти три судна образуют транспортную схему, разработанную в рамках программы по выходу на новороссийский рынок бункеровки. После перевалки нефтепродуктов на воду в порту Таганрог суда совершают переходы на рейд в порт Кавказ, после чего судовое топливо отправляется в порт Новороссийск. Двубортные ГЭСы, получившие свои названия в честь гидроэлектростанций — «ГЭС-Новосибирск», «ГЭС-Цимлянск» и «ГЭС-Братск», прошли реновацию и полностью соответствуют всем конвенционным требованиям. «Эти теплоходы безопасны в эксплуатации, поскольку двубортная конструкция судов позволяет отделять нефтепродукты от акватории», — рассказывает Юрий Аристович. Третий теплоход из серии ГЭС — «Новосибирск», находящийся в управлении «Газпромнефть Шиппинга», работает на перевозках в акваторию морского порта Санкт-Петербург внутренними водными путями.

Топливо для «Пассажиров»

Пока у «Газпром нефти» в порту Санкт-Петербург нет собственных причалов и мощностей по перевалке. Поэтому в качестве накопителя для хранения дизельного топлива разных сортов «Шиппинг» использует в северной столице одно из судов своего флота — стоечный теплоход «Волгонефть-57». За счет проведенной реконструкции появилась возможность производить сегрегацию (разделение нефтепродуктов по сортам). Нефтепродукты в судненакопителе распределяются по отдельным емкостям хранения, так как при смешивании могут измениться характеристики дизтоплива, что, естественно, недопустимо. Очень важный сегмент для петербургского порта — бункеровка пассажирских судов. Обслуживание круизных лайнеров, паромов — это и большие объемы реализации, и сотрудничество с крупными судоходными компаниями. Для пассажирских бункеровок в связке с «Волгонефтью» компания использует теплоход «Арал», судно озерного класса. Первый обеспечивает постоянное наличие нефтепродуктов разных сортов, второй, имеющий мощную грузовую систему, решает задачи по быстрому и качественному обслуживанию «пассажиров». «Вообще на сегодня рынок бункеровок в плане качества оказываемых услуг достаточно сложен, — говорит Юрий Аристович. — В определенном смысле мы выступаем здесь пионерами. К примеру, „Газпромнефть Шиппинг“ стала первой компанией в России, а может, и за ее пределами, начавшей применение на своих судах массомеров — приборов, измеряющих непосредственно массу, а не объем принимаемых и выдаваемых грузов нефтепродуктов». Сейчас это дорогостоящее оборудование эксплуатируется в основном на нефтеперерабатывающих заводах. Судам «Газпромнефть Шиппинга» массомеры необходимы не только для организации учета отгружаемого топлива.

Их использование — это еще и работа на имидж, так как клиентсудовладелец видит, что предоставляемая «Газпром нефтью» услуга абсолютна «прозрачна». Для менее объемных бункеровок в акватории порта Санкт-Петербург «Газпромнефть Шиппинг» задействует теплоход «Кристалл» — судно экологической защиты грузоподъемностью 580 тонн, реконструированное в танкер для перевозки светлых нефтепродуктов, и «ТНМ-19» грузоподъемностью 150 тонн.

«Запад» и «Восток» бункеровочного бизнеса

Пожалуй, самые интересные суда флота «Шиппинга» — теплоходы датской постройки «Газпромнефть-Ист» и «Газпромнефть-Вест». На бункеровочном рынке более современных судов попросту нет. «Исту» и «Весту» по 15 лет, что для теплохода не возраст. Более дорогие в эксплуатации и более капризные в обслуживании по сравнению с остальными судами флота, управляемого «Газпромнефть Шиппингом», они зато и самые универсальные — могут использоваться и в бункеровках, и в перевозках нефтепродуктов на большие расстояния. «Газпромнефть-Ист» работает в портах Петербурга и Приморска. «Газпромнефть-Вест» до последнего времени применялся в порту Калининград в качестве бункеровщика, при необходимости перевозя нефтепродукты из Калининграда в Санкт-Петербург и обратно. Еще одна важная задача, которая при помощи этого судна решалась в Калинингра-де — бункеровка рыболовецких судов в Северном море. «А это уже международные перевозки, — отмечает Юрий Аристович. — Мы выходим из своих территориальных вод, взаимодействуем с европейскими агентирующими компаниями и на практике проверяем себя на соответствие международным нормам и конвенционным требованиям. Для такой молодой компании, как наша, это большой вызов». Вызов же российским морям и рекам со стороны «Газпромнефть Шиппинга» уже брошен: компания получила все лицензии, необходимые для комплексного осуществления своей деятельности. Разрабатывается и вводится в опытную эксплуатацию интегрированная система управления безопасностью и качеством. План на ближайшую перспективу — дальнейшее развитие «Шиппинга» в качестве эффективной и полноценной судоходной компании в структуре группы «Газпром нефть», расширение географии бизнеса, укрепление рыночных позиций. Кстати, в рамках этой задачи решается вопрос переброски или аренды одного или двух судов для работы в порту Новороссийск. Программа развития на южно-российском бункеровочном рынке для компании сейчас основной приоритет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ