Осознание рынка

Осознание рынка

Поиск индикаторов ценообразования на нефтепродукты

Начальник отдела по ценообразованию «Газпром нефти» Андрей Моторин напомнил, что нефтекомпании уже давно работают в плоскости рыночного ценообразования

Сотрудник ФАС Дмитрий Алешин (слева) и директор по развитию «Аргус Медиа» Михаил Перфилов сошлись во мнении о необходимости разработки единого общепризнанного ценового идикатора



ИТАР-ТАСС
Идет поиск индикаторов рыночного ценообразования на нефтепродукты

Полемика по поводу ситуации на российском рынке нефтепродуктов не утихает. Каждый скачок цен на топливо обсуждается на страницах газет, телеканалах, в интернет-пространстве. Этой теме посвящены совещания в госорганах и нефтекомпаниях, официальными сообщениями заполнены ресурсы контролирующих структур. Однако прийти к общему знаменателю сторонам процесса не удается. Участники Круглого стола, организованного по инициативе независимого ценового агентства «Аргус», попытались разобраться в проблеме и обсудили возможные варианты формирования цен на нефтепродукты на основе рыночных индикаторов, которые устроили бы все стороны.

Текст: Игорь Свириз

Непопулярный инструмент

На то, что диалог в зале «Петровский» гостиницы «Националь» будет направлен именно на поиск эффективных и объективных инструментов ценообразования, настраивала сама тема конференции, предложенная «Аргусом»: «Долгосрочные индексируемые контракты на топливном рынке РФ». Оценка проблем российского рынка нефтепродуктов и существующих проблем ценообразования, представленная директором по развитию «Аргус-медиа» Михаилом Перфиловым на основе опыта агентства, работающего во всем мире уже почти 40 лет, тоже была абсолютно объективна.

Достаточно сказать, что на аналитические материалы, котировки, ценовые индикаторы «Аргуса» опирается не только бизнес, но и госорганы, в том числе и российское правительство. По словам господина Перфилова, сегодня внутренний российский рынок нефти и нефтепродуктов уступает развитым рынкам в первую очередь с точки зрения прозрачности, жесткости параметров заключаемых контрактов. «Равновесная цена должна определяться экономически обоснованными показателями. Это прежде всего долгосрочный спрос и предложение, — подчеркнул директор по развитию «Аргус-медиа».

По оценке Михаила Перфилова, основной доступный на сегодня инструмент, обеспечивающий прозрачное ценообразование, это работа по индексируемым контрактам, в которых цена рассчитывается по формуле с привязкой к независимому индексу рыночных цен. Контракт предполагает жесткие взаимные обязательства сторон по объемам поставки товара, четко определенные процедуры поставки. Господин Перфилов отметил, что такие контракты достаточно широко используются на международных рынках, но пока крайне редки на российском. В «Аргусе» видят несколько причин «непопулярности» индексируемых контрактов. Одна из важнейших — большое количество ценовых индексов, генерируемых множеством заинтересованных структур, от информационных и ценовых агентств до госорганов и трейдеров. Разнообразие методик определения цен и неясная позиция государства в области регулирования оптового рынка нефтепродуктов делают картину еще более размытой. В итоге индексы широко применяются внутри нефтяных компаний для оценки деятельности сбытовых подразделений и крайне редко — при торговле с третьими лицам.

Дела без индекса

Нарисованную Михаилом Перфиловым логичную рыночную картину существующих на российском рынке нефтепродуктов проблем и связанную с ними ситуацию с ценообразованием сначала поддержал представитель Федеральной антимонопольной службы Дмитрий Алешин, начавший свой доклад с тезиса о том, что цены на нефтепродукты являются свободными и не подлежат государственному регулированию. Однако после этого разговор о рыночных способах регулирования сместился в совсем другую плоскость. Посетовав на ограниченность инструментов воздействия госорганами на механизмы ценообразования в отрасли, сложность доказательства в суде фактов установления монопольно высоких цен, ценовых сговоров и размытости определения монопольно высокой цены, Алешин рассказал о достижениях ведомства. К ним он отнес рост общего количества антимонопольных дел, возбужденных в сфере ТЭК с 2006 года, более чем вдвое и наложение в 2008 году крупнейших в истории Антимонопольной службы штрафов на ведущие российские нефтекомпании. «Несмотря на прошлогодние решения, в этом году картина на рынках ценообразования принципиальных изменений не претерпела, — выразил сожаление Дмитрий Алешин. — Сейчас возбуждены очередные дела против четырех крупнейших вертикально интегрированных нефтяных компаний, занимающих коллективное доминирующие положение».

По словам чиновника, ведомство предприняло попытку разобраться в причинах ситуации. Правда, к выводам это исследование привело достаточно традиционным для антимонопольного ведомства. Их можно свести к одной фразе: «Процессы в ценообразовании имеют нерыночный характер и управляются крупными нефтяными корпорациями».

«В то же время говорить о том, что нефтяные компании сильно виноваты — тяжело, — признал Дмитрий Алешин. — Погоня за максимальной прибылью — здоровый инстинкт любого бизнеса». При этом он также отметил, что антимонопольному ведомству работать с каким-либо ценовым индикатором или пакетом индикаторов, признанным всеми участниками процесса, было бы гораздо удобнее. И в перечне мер для урегулирования ситуации, которые предлагается внести в отдельный Федеральный закон, данный пункт присутствует. Как стало ясно из доклада представителя Министерства экономического развития РФ Кирилла Емельянова, государство к этой работе уже приступило.

Государственный подход

По информации Емельянова, основная часть работы по формированию общепризнанных ценовых индикаторов для рынка нефтепродуктов должна быть завершена к марту 2010 года. Реализация проекта только началась, поэтому вопросов пока гораздо больше, чем ответов. По каким видам нефтепродуктов будут котировки, по каким торгам, на каких площадках, каковы должны быть базисные алгоритмы расчетов, периодичность публикации котировки индикатора, кто будет его публиковать... Чтобы найти ответы на эти вопросы, МЭР планирует провести анализ существующих индикаторов цен, начиная с простого сравнения графиков абсолютных уровней котировок по конкретным базисам, конкретным нефтепродуктам и заканчивая оценкой поведения индикаторов в различных ситуациях, в том числе временных промежутках публикаций. Предполагается оценить и мировой опыт формирования индикаторов, часть из которых, такие как индикаторы Argus, Platts уже активно используются нефтекомпаниями. После этого планируется разработать методику формирования некоего «идеального» индикатора. На его базе будут оцениваться возможные нюансы его активного и широкого применения в качестве рыночной цены для налогового и антимонопольного регулирования. «Мы должны быть уверены, что внедрение нашей методики не повредит рынку», — пояснил Кирилл Емельянов.

После этого специалисты МЭР намерены определить порядок применения индикатора как госорганами, так и бизнесом, и провести его тестирование. «По выбранной модели и по тому, что мы будем иметь в результате тестов, необходимо будет менять нормативную базу, — отметил господин Емельянов. — Если для его широкого применения надо будет поменять федеральные законы, в первую очередь Налоговый кодекс, Закон о защите конкуренции, значит, будем менять их».

Представитель МЭР заверил, что вся эта работа будет вестись «в плотном контакте с бизнесом»: «Для бизнеса это и делается, а не потому, что государственным структурам не хватает какого-то индикатора. Критерием оценки нашей работы станет число заключенных контрактов, количество участников рынка, которые будут использовать эти индикаторы. Так что все будет открыто обсуждаться, и решения будут приниматься исключительно необходимые для рынка, бизнеса».

Выход в «Цивилизацию»

Таких подходов и такой работы участники рынка ждали от государства давно. И, возвращаясь к главной теме Круглого стола, начальник отдела ценообразования, департамента по маркетингу и ценообразованию «Газпром нефти» Андрей Моторин также подчеркнул, что общее и главное ограничение для работы по индексированным контрактам, для развития системы формульного ценообразования — отсутствие единого общепризнанного ценового индекса на российском рынке нефтепродуктов.

Конечно, переход на работу по индексным контрактам не панацея. Андрей Моторин привел достаточное количество как плюсов, так и минусов в такой схеме. В первую очередь они связаны с самим методом формульного ценообразования, когда цена рассчитывается не по принципу «здесь и сейчас», а как средняя из всего котировочного периода. Для покупателя это, в частности, способ минимизировать риск совершить сделку по «очень высокой» цене, оптимизировать бюджетное планирование, повысить прозрачность закупочной деятельности. В то же время нет и возможности «поймать момент», получить «локальный минимум» цены. Соответственно, продавец минимизирует риск совершения сделки по «очень низкой» цене, но лишается возможности заключить сделку по цене «локального максимума». При этом нередки случаи, когда после заключения долгосрочного контракта на основе формулы при низкой цене покупатель строго выбирает все оговоренные объемы нефтепродуктов, а при ее повышении объемы закупок минимизируются. Повышается и риск нарушения налогового законодательства, так как в связи с высокой волатильностью рынка нефтепродуктов сделка по формуле и спотовая продажа, совершенные в один день, могут отличаться по цене более чем на 20%.

Однако появление общепризнанных ценовых индикаторов, расширение практики работы по индексируемым контрактам будет для находящегося в процессе становления российского рынка нефтепродуктов большим шагом в «цивилизацию». Но, напомнил представитель «Газпром нефти», далеко не первым шагом.

С 2008 года в России развиваются биржевые механизмы реализации нефтепродуктов. На нескольких биржевых площадках учредителями являются в том числе вертикально интегрированные компании, что свидетельствует о желании бизнеса развивать подобного рода механизмы повышения прозрачности ценообразования. Еще в 2008 году «Газпром нефть» ввела в промышленную эксплуатацию электронную торговую площадку, где реализует продукты собственного производства. Цены сделок на этой площадке формируются самими потребителями по результатам открытых биржевых торгов. Да, собственно, и ценовые предложения клиентам компании в каждый конкретный момент формируются с учетом данных информационных агентств.

В целом Круглый стол показал: в разработке и закреплении на законодательном уровне единых ценовых индикаторов, на которые поставщики нефтепродуктов будут опираться при формировании цен, потребители при совершении сделок, а контролирующие органы оперировать при оценке законности деятельности игроков рынка, заинтересованы все стороны процесса. Пока единых правил нет, каждый ценовой скачок будет сопровождаться скандалами и взаимными обвинениями. Свежий пример — майское повышение топливных цен, вызвавшее массу претензий к ВИНКам со стороны ФАС. Хотя аналитики оценивают ситуацию как «достаточно объективную». «Уже с начала мая мы наблюдали резкий рост цен на бензин в США, практически по всему международному рынку, — отметил Михаил Перфилов. — В Европе в мае 91-й бензин подорожал более чем на 40%. Российские заводы отреагировали увеличением экспортных поставок. В целом экспорт моторных бензинов из РФ вырос в мае на 50%, а внутренние поставки увеличились лишь на 7%. В связи с этим на внутреннем рынке сложился дефицит бензина». Ситуация вполне рыночная и объяснимая, вот только индикатора, с помощью которого это можно было бы зафиксировать, пока нет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ