Приверженность качеству

Приверженность качеству

Внедрение и сертификация системы менеджмента качества на предприятиях «Газпромнефть-Нефтесервиса»



«Газпромнефть-нефтесервис» выстраивает систему управления

На предприятиях «Газпромнефть-Нефтесервиса» продолжается внедрение систем менеджмента качества. Первым сертификат соответствия СМК-стандарту ISO 9001:2008 получил «Капитальный ремонт скважин — Сервис».

Текст: Михаил Свешников

Конкуренция на российском рынке нефтесервисных услуг достаточно высока, поэтому требования к компаниям, работающим в этом сегменте, со стороны заказчиков с каждым годом становятся жестче. Важный шаг в направлении повышения эффективности работы в сегменте нефтесервисных услуг «Газпромнефть» сделала в сентябре 2007 года, выделив нефтесервисные активы в самостоятельную бизнес-единицу — «Газпромнефть-Нефтесервис» (ГПН-НС). Сегодня девять предприятий ГПН-НС предлагают самый широкий спектр нефтесервисных услуг. Еще одно направление, без которого невозможно полноценное развитие дочернего общества — повышение качества сервиса, что напрямую связано с эффективностью производственных процессов. Общепринятый критерий, по которому оцениваются эти параметры — совершенство системы управления бизнесом. В стратегии развития «Газпромнефть-Нефтесервиса» заложено внедрение системы менеджмента качества по стандартам серии ИСО 9000.

Объективные преимущества

Решение о внедрении на предприятиях «Газпромнефть-Нефтесервиса» системы менеджмента качества принято в феврале 2008 года, а уже в марте заключен первый договор на консалтинговые услуги по разработке и внедрению СМК. К этому моменту сертификаты на соответствие стандарту ГОСТ Р ИСО 9001-2001 имели два предприятия — «ЯмалСервисЦентр» и «Ноябрьская центральная трубная база». По стандарту ISO 9001:2008 в марте 2009 года было сертифицировано первое предприятие «новой волны» — «Капитальный ремонт скважин — Сервис» (КРС).

Преимущества, которые дает наличие сертифицированной СМК очевидны. Это укрепление рыночных позиций за счет роста конкурентоспособности, если говорить о внешней среде. Ведь для клиентов сертификация по стандарту ISO 9001 служит доказательством приверженности качеству. А значит, это большой плюс при участии в тендерах российских добывающих организаций. Если же говорить об участии в зарубежных конкурсах, то наличие сертификата соответствия СМК-стандартам почти всегда обязательное условие. Для самой компании сертификация — контрольная точка для измерения достигнутых в процессе совершенствования успехов. Кроме того, учитывая, что проект по разработке и внедрению СМК занимает 6 — 9 месяцев, сотрудники компании видят и чувствуют результат этой работы.

Схема совершенствования

В КРС проект по разработке и внедрению СМК был разбит на несколько этапов. Они включали в себя комплексную диагностику системы управления предприятием и ее оценку в свете требований стандарта; обучение сотрудников; собственно разработку и внедрение СМК, в том числе мероприятия по совершенствованию системы управления, стандартов, документации. Заключительная фаза проекта предполагала проведение внутреннего аудита. Что касается диагностики, то ее осуществляли консультанты, которые знакомились с существующей регламентирующей документацией, интервьюировали ключевой персонал предприятия. Вся эта работа была сведена в отчет, в котором оценивалась существующая СМК, представлялась карта процессов организации. Кроме того, консультанты подготовили предложения по реализации корректирующих мероприятий.

После того как была собрана достаточная информация о состоянии системы управления «КРС-Сервиса», а отчет защищен, процесс создания СМК перешел в следующую фазу — обучение. В нем приняли участие руководители предприятия и линейные менеджеры.

Самый продолжительный этап проекта — разработка и внедрение документации — начался в июне. На основании матрицы ответственности сотрудники КРС совместно с консультантами приступили к моделированию — визуализации процессов предприятия. После разработки модели «КАК ЕСТЬ» составлялась модель «КАК ДОЛЖНО БЫТЬ», и на основе этой работы создавался Стандарт компании.

На заключительном этапе — внутреннем аудите — сотрудники КРС, прошедшие обучение, оценивали работу сразу нескольких подразделений предприятия. Такой подход считается крайне эффективным, так как у специалистов появляется возможность окунуться в новый вид деятельности, применить полученные на тренинге знания. Как выяснилось, для подавляющего большинства «аудиторов» работа смежных подразделений стала настоящим открытием. И это несмотря на то, что многие из них трудятся вместе уже много лет.

Сертификационный аудит проводила британская компания NQA-Global Никаких критичных для функционирования СМК несоответствий выявлено не было, и в марте «КРС-Сервису» был торжественно вручен сертификат.

Говоря о результатах реализации проекта, руководство «Газпромнефть-Нефтесервиса» отмечает в первую очередь изменение в мышлении сотрудников КРС, их отношении к самому производственному процессу. Если изначально нововведения встречали откровенное сопротивление, основанное на позиции «очередная бесполезная выдумка руководства», «как работали, так и будем работать», то с течением времени возникало все большее понимание необходимости преобразований. Впрочем, получение сертификата — не точка в реализации проекта СМК, а большая запятая, так как «по накату» система работать не будет. Сейчас в КРС разрабатывается план по качеству, включающий проведение внутренних аудитов, советов по качеству, актуализацию документации, продолжение работ по проекту стандартизации. В планах на нынешний год сертификация еще двух предприятий «Газпромнефть-Нефтесервиса».

Справка «СН»

Система менеджмента качества — это качественное управление совокупностью всех аспектов предприятия (планирование, ресурсы, персонал, организационная структура, оборудование и т.д.), или качественное управление бизнесом, повышение его результативности.

В России стандарты ISO 9001:2000 утверждены в качестве Государственных стандартов (ГОСТ Р) с 15 августа 2001 года — ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Российский вариант стандарта практически полностью повторяет между- народный стандарт, однако сертификация по российскому стандарту не признается за рубежом.

Стандарт ISO 9001:2008 издан 14 ноября 2008 года, иностранные органы по сертификации могут проводить сертификацию по новому стандарту с начала 2009 года. За период 2000 — 2007 годов выдано около 1 млн международных сертификатов ISO 9001:2000 в 175 странах. Доля сектора услуг составляет 32%.

ПЕРВАЯ ДЕСЯТКА СТРАН,
ЛИДЕРОВ ПО ВЫДАННЫМ СЕРТИФИКАТАМ:

Увеличить

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ