Работа на репутацию

Работа на репутацию



По соглашению о сотрудничестве, подписанном председателем правления «Газпром нефти» Александром Дюковым и губернатором Ханты-Мансийского автономного округа Александром Филипенко, на реализацию социально-значимых для региона программ в 2009 году будет выделено более 180 млн рублей

Хоккейный турнир среди детских команд на Кубок «Газпром нефти» прошел в Ханты-Мансийске в суперсовременном Ледовом дворце

Александр Дыбаль: «Профессионализм менеджмента и открытость компании — хорошая база для развития»

«Сибирская нефть» продолжает публикацию серии интервью с топ-менеджерами «Газпром нефти». В этом номере заместитель генерального директора по корпоративным коммуникациям Александр Дыбаль рассказывает о региональной политике компании, новом бренде сети автозаправочных станций «Газпром нефти», коммуникационной стратегии и других ключевых направлениях блока корпоративных коммуникаций.

Интервью взяла Ольга Сафина

— Александр Михайлович, «Газпромнефть» — компания с широкой географией деятельности. На каких принципах строится региональная политика компании, какие регионы являются приоритетными?

— Реализация региональной политики компании — одно из ключевых направлений блока корпоративных коммуникаций. Логика этого процесса проста. Развитие бизнеса гораздо эффективнее, если региональные органы власти создают режим максимального благоприятствования. В свою очередь, компании через повышение налоговых платежей повышают социальное благополучие жителей, что, несомненно, положительно отражается на восприятии людьми деятельности региональных и муниципальных администраций. Если говорить об основных «точках внимания», то прежде всего это те субъекты Федерации, в которых «Газпром нефть» осуществляет добычу и переработку нефти. Сегодня стратегическими регионами для нашей компании являются Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, а также Омская область. У нас сложились конструктивные отношения с руководством этих регионов, которые базируются на понимании общности наших целей. Причем помимо выполнения законодательно установленных обязательств по налоговым выплатам, которые являются мощной поддержкой для бюджетов, компания стремится в меру своих сил осуществлять дополнительную поддержку через заключение социально-экономических соглашений. Например, в Ямало-Ненецком автономном округе, где находится центр нашей добычи, в 2008 году объем финансирования социально значимых проектов составил 570 миллионов рублей. Конечно, кризис вносит свои коррективы в эту работу — ведь понятно, что наши возможности напрямую зависят от доходов, которые получает компания. Однако сворачивать совместные проекты, даже в условиях финансового кризиса, мы не планируем.

— Какие конкретные проекты были осуществлены в прошлом году в рамках соглашений с регионами?

— Это в первую очередь важные социальные проекты, такие как строительство и ремонт больниц, детских садов, спортивно-оздоровительных комплексов, жилых домов. Конкретные объекты финансирования выбираются администрациями областей и районов. По их инициативе мы также финансируем ряд культурных и спортивных проектов, которые администрации регионов относят к социально значимым.

Например, в Ханты-Мансийске в рамках подготовки к Кубку мира по шахматам и Всемирной шахматной олимпиаде 2010 года при нашей поддержке строится Дворец шахмат. В 2008 году «Газпром нефть» профинансировала реконструкцию и ремонт поликлиники Ханты-Мансийского района, приобретение медицинского оборудования, медикаментов и расходных материалов для муниципальных медицинских учреждений. Важным событием стало начало строительства спортивно-оздоровительного комплекса в поселке Пурпе Ямало-Ненецкого автономного округа. До сих пор подобных объектов там не было.

И в ЯНАО, и в ХМАО мы выделяем значительные средства, причем на регулярной основе, на поддержку малочисленных народов Севера: деньги идут на приобретение топлива, лодочных моторов, снегоходов, сетей, в общем всего необходимого общинам для поддержания их традиционных промыслов.

— Участие представителей компании в политической жизни территорий ответственности — это тоже составляющая региональной программы? По итогам выборов гордумы Ноябрьска несколько сотрудников «Газпром нефти» стали депутатами...

— Прежде всего стоит отметить, что компания не занимается политической деятельностью, мы ведем речь лишь о представительстве нефтяников как ведущей социальной группы города и отстаивании ее интересов в муниципальных органах.

Ноябрьск — столица нашей нефтедобычи. Поэтому вполне понятно, что в числе кандидатов в муниципальный орган представительной власти были и нефтяники. Мы поддержали их в этом решении, так как уверены, что это позволит управлять городом более эффективно. В результате девять представителей «Газпромнефти» получили депутатские мандаты и заняли ключевые посты в городской Думе.

— Традиционно особое внимание в «Газпром нефти» уделяется поддержке спорта — как профессионального, так и массового, детского. Что компания сделала в этом направлении за последний год?

— Спорт — это неотъемлемая часть социальной политики. Причем профессиональный и массовый спорт тесно взаимосвязаны, и развитие одного невозможно без развития другого. В спорте высших достижений самые важные для нас проекты — поддержка футбольного клуба «Зенит», прошлогоднего обладателя Кубка УЕФА и Суперкубка Европы, а также хоккейных клубов «Авангард» из Омска и питерского СКА. Каждый из этих клубов — своеобразная икона для своего региона, его символ. Например, «Авангард» — это уникальный российский клуб, который во многом благодаря поддержке губернатора Омской области Леонида Полежаева создал одну из лучших в стране хоккейных школ, многие годы воспитывающую ведущих игроков страны. Популярность клуба в Омске безгранична, тысячи мальчишек мечтают оказаться в спортивной школе «Авангарда». Вот вам и пересечение профессионального и массового спорта.

Конечно, мы поддерживаем детский спорт и напрямую. Одним из ярких примеров может служить ежегодный традиционный хоккейный турнир среди детских команд на Кубок «Газпром нефти». Он поочередно проводится в стратегических регионах деятельности компании. В прошлом году, например, он проходил в Ханты-Мансийске. И благодаря активному содействию губернатора округа Александра Филипенко такое абсолютно некоммерческое мероприятие проводилось в только что построенном современном Ледовом дворце. Ребята играли на профессиональной хоккейной площадке при полных трибунах!

— Благотворительность — тоже важная часть социальной политики. Какие у компании приоритеты в этой сфере?

— Благотворительные программы компании, как правило, также связаны с социально-экономическими соглашениями. Помощь оказывает как корпоративный центр, так и дочерние общества. Все решения принимает специальная Комиссия по благотворительности в соответствии с принятой в 2007 году в компании Политикой благотворительной деятельности. Например, в прошлом году мы оказали помощь в приобретении одежды Санкт-Петербургскому Дому—интернату для детей с отклонениями в умственном развитии. В старинном сибирском городе Тара профинансировали реконструкцию стадиона, спонсировали проведение молодёжного турнира по хоккею. У наших региональных предприятий также есть свои благотворительные программы. Так, «Газпромнефть-Ноябрьскнефтегаз» поддержал акцию «Подарки к школе» для детей из малообеспеченных семей, профинансировал обучение студентов, представляющих коренные народы Ямала. В Омске «Газпромнефть-ОНПЗ» оказала помощь в приобретении спорт -инвентаря и организовала поездки на соревнования по теннису инвалидов-колясочников, помогла провести спортивный праздник «Веселый малыш» для воспитанников детских домов Омска. Этот список может быть продолжен...

— В 2007 году «Газпром нефть» запустила проект ребрендинга компании. Для чего это нужно и что должна дать реализация проекта?

— Для «Газпром нефти» это очень важный проект. После того как группа «Газпром» стала мажоритарным акционером «Сибнефти», компания получила новое название — «Газпром нефть». Но, по сути, с точки зрения визуализации это событие не было практически ничем подкреплено. Оформление промышленных объектов и административных зданий, крышные установки, транспорт, спецодежда, документооборот, сувенирная и представительская продукция по-прежнему несли логотип «Сибнефти». Это привело к тому, что в общественном сознании существовали одновременно две компании: «Газпром нефть» и «Сибнефть». Поэтому основной целью при запуске проекта стало формирование ясного, последовательного и позитивного образа «Газпром нефти» как современной, динамично развивающейся и высокоэффективной компании, входящей в группу «Газпром».

В процессе реализации проекта мы ставили перед собой задачу повысить узнаваемость бренда «Газпром нефть» среди внешних аудиторий: жителей регионов присутствия компании, потенциальных потребителей её продуктов и услуг, а также экспертного сообщества и СМИ. На сегодня основная часть работ по ребрендингу успешно реализована. При этом участниками проекта «Ребрендинг» стали не только структурные подразделения корпоративного центра, но и дочерние предприятия «Газпром нефти».

— Сейчас много говорится о проекте ребрендинга собственной сети АЗС. Как он развивается?

— Я считаю, что на сегодня это один из важнейших проектов. Мы строим эффективный розничный бренд, открытый, близкий и дружественный потребителю. Для этого нужно было создать яркий, заметный, наполненный смыслом базовый элемент дизайна, который стал бы символом заправок компании при сохранении визуальной преемственности с известным символом группы «Газпром». В итоге был найден стилевой композиционный прием, который сделал бренд индивидуальным, привлекательным и визуально насыщенным. Эти приемы уже отработаны на фокус-группах потребителей в ходе независимых исследований, проведенных департаментом региональных продаж и получили самые высокие оценки.

Работа над фирменным стилем нового бренда сети АЗС уже завершена, разработаны технические и архитектурные решения, построен действующий прототип новой АЗС, на котором апробировался дизайн. Сейчас мы дорабатываем Книгу фирменного стиля бренда сети АЗС «Газпром нефти», где систематизированы элементы визуальной идентификации бренда. Книга фирменного стиля станет корпоративным стандартом для строительства и последующей эксплуатации различных форматов наших заправочных комплексов.

Официальное открытие первой автозаправочной станции под новым брендом запланировано на второй квартал этого года. Первые АЗС новой сети появятся в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Калуге, Нижнем Новгороде и Тюмени. В 2009 году наша компания планирует запустить более 200 таких станций.

— В 2008 году была разработана коммуникационная стратегия компании. Каковы ее аспекты и основные принципы?

— Этот комплексный документ разработан в соответствии с задачами стратегического развития «Газпром нефти». Коммуникационная стратегия предусматривает формирование образа «Газпром нефти» как лидера отрасли, компании международного масштаба с большими перспективами, достойно представляющей страну, создающей российскому бизнесу позитивный имидж за рубежом. Работая над проектом стратегии, мы проанализировали российскую и мировую нефтяную индустрию, тенденции её развития, ключевых игроков и место «Газпром нефти» на рынке. Нам необходимо было получить оценку восприятия «Газпром нефти» целевыми аудиториями, чтобы определить коммуникационные направления для решения бизнес-задач в долгосрочной перспективе. Для этого был проведен ряд экспертных интервью, в процессе которых опрашивались представители «Газпром нефти», государственных структур, средств массовой информации, делового сообщества. В настоящее время проект коммуникационной стратегии проходит предварительную экспертную оценку внутри компании. Проведённое исследование выявило ряд интересных и важных моментов. Опрошенные эксперты со стороны финансового сообщества отмечают позитивную динамику в области раскрытия информации компанией. Представители госорганов акцентировали внимание на профессионализме команды менеджеров «Газпром нефти», амбициозных планах компании в России и за рубежом. Представители СМИ отмечают открытость компании и хорошее качество информационных материалов. А значит, база для успешной реализации стратегии уже заложена.

— Собственные, корпоративные средства массовой информации — часть этой базы?

— Безусловно. В 2008 году мы завершили процесс формирования корпоративных коммуникативных центров, к которым относятся журнал «Сибирская нефть», общекорпоративная «Нефтегазета» и Интранет-портал. Это, пожалуй, самые доступные каналы коммуникаций, они объединяют предприятия и коллективы «Газпром нефти» и создают единое информационное пространство всей группы компаний. Нам очень важно, чтобы наши работники, вне зависимости от того, где они находятся — в Москве, на Ямале, в Омске или в Красноярске, знали, какие цели стоят перед компанией и как мы будем их достигать. Важно, чтобы каждый чувствовал свою сопричастность общему делу, был в курсе того, что происходит в корпоративном центре и дочерних компаниях. Для руководства «Газпром нефти» диалог с людьми, в том числе и посредством СМИ, имеет очень большое значение.

Конечно, целевая аудитория корпоративных изданий различна. Журнал «Сибирская нефть» ориентирован как на внутреннюю аудиторию — сотрудников компании, так и на инвесторов, экспертов, представителей медиасообщества. Он предоставляет максимально полную информацию о деятельности компании и её проектах, в нем публикуются материалы на общие экономические темы, аналитика нефтяной отрасли. Это полноценный качественный корпоративный журнал, над развитием которого мы работаем постоянно.

У «Нефтегазеты» несколько иные задачи. Наша общекорпоративная газета доставляется на буровые, в операторские, в цеха нефтеперерабатывающего завода. Не все работники могут получать информацию о планах и деятельности компании из интранет-портала, поэтому мы приняли решение о создании доступной корпоративной газеты, ориентированной в первую очередь на наших сотрудников, работающих непосредственно на производстве.

В ключевом для «Газпром нефти» городе Ноябрьске работает наш Издательский дом «Благовест», который выпускает газету «Слово нефтяника» и новостную телепрограмму «Новости нашего города», выходящую в региональном эфире телеканала ТНТ. Таким образом, нам удалось создать единую систему корпоративных СМИ, эффективно реализующих единую информационную политику компании.

— Александр Михайлович, как в целом вы оцениваете информационную политику компании в прошедшем году?

— Наша компания в 2008 году сохранила ориентацию на максимальную открытость и эффективное взаимодействие со средствами массовой информации, аналитиками и экспертами. Я считаю, нам удалось сформировать эффективную систему внешних коммуникаций, которые подчинены в первую очередь задачам реализации стратегии развития «Газпром нефти». Важным является и построение системы взаимодействия с материнской компанией. Сейчас «Газпром нефть» — динамично развивающаяся, открытая компания, эффективно реализующая задачи, поставленные перед ней акционерами. В будущем мы видим ее серьезным международным игроком, лидером нефтяной отрасли по ключевым показателям эффективности. И наша информационная политика скоординирована со стратегическими инициативами «Газпром нефти».

— И в заключение традиционный вопрос о планах на будущее. Какие ключевые задачи стоят перед блоком корпоративных коммуникаций в 2009 году?

— Я бы выделил три основных направления. Как я уже говорил, главным проектом, по моему мнению, является ребрендинг сети АЗС. Также к приоритетным направлениям я отношу принятие коммуникационной стратегии «Газпром нефти» и построение эффективной системы коммуникаций в крупнейшей сербской нефтяной компании NIS, контрольный пакет акций которой «Газпром нефть» недавно приобрела. Уверен, что 2009 год будет таким же насыщенным и динамичным для блока корпоративных коммуникаций, как и, безусловно, успешный 2008-й.