Дорога в порт

Расширение Балтийской трубопроводной системы







Фото: PHOTOXPRESS

«Транснефть» развивает балтийскую трубопроводную систему

Совет директоров «Транснефти» в начале февраля утвердил инвестиционную программу до 2020 года, предусматривающую, в частности, строительство второй очереди Балтийской трубопроводной системы (БТС-2). Реализация этого проекта позволит наращивать поставки нефти по традиционным маршрутам в Западную Европу через российские порты и «Газпром нефти», что предусмотрено стратегией развития компании.

Текст: Никита Паркер

«Дружба» подвела

Первая очередь БТС с конечной точкой в балтийском порту Приморск (Ленинградская область) была запущена в эксплуатацию в декабре 2001 года. В 2008-м через Приморск экспортировано почти 74 млн тонн российской нефти, что составляет около трети всего прошлогоднего трубопроводного экспорта из РФ. БТС и порт Приморск считаются у российских нефтяников одним из самых выгодных направлений экспорта нефти. 45% нефтеэкспорта «Газпром нефти» в первом квартале 2008 года пришлось именно на балтийские порты, в основном на Приморск. В целом по итогам года компания увеличила объем экспорта в Приморск на 1,3 млн тонн по сравнению с показателями 2007 года — до 6,4 млн тонн. Балтийский и североморский рынки нефти являются более рентабельными, чем Черноморско-Средиземноморский бассейн.

А при поставках сырья в Европу по трубопроводу «Дружба» продавцы сталкиваются с жестким ценовым диктатом покупателей и трейдеров. Однако на решение властей России и руководства «Транснефти» о создании БТС-2 повлияли не только производственно-экономические составляющие успеха первой очереди БТС, но и политические факторы. Впервые о проекте заговорили в начале 2007 года после российско-белорусского энергетического конфликта, в рамках которого прокачка по «Дружбе» была приостановлена белорусской стороной на несколько суток. Окончательно решение по снижению зависимости России от стран транзитеров было оформлено в прошлом году. Премьер Владимир Путин подписал соответствующее распоряжение 26 ноября. Зачем стране нужна БТС-2, глава правительства объяснил за полгода до этого. «Россия намерена и впредь точно и в полном объеме выполнять все свои обязательства перед потребителями, в том числе и перед европейскими, — заявил Владимир Путин. — Но мы также должны адекватно реагировать на ситуации, когда партнеры предъявляют повышенные требования, особенно к тарифам на прокачку углеводородов, или несанкционированно отбирают энергоресурсы. Новый нефтепровод призван увеличить экспорт нефти и диверсифицировать маршруты поставок. Он послужит укреплению энергобезопасности нашей страны, наших партнеров в Европе. И в целом — позволит повысить экономический потенциал России». Из распоряжения Владимира Путина следует, что проектирование и строительство БТС-2 по маршруту Унеча (город на российско-белорусской границе) — порт Усть-Луга (Ленинградская область) общей пропускной способностью до 50 млн тонн нефти в год будет вестись в два этапа. Первый предполагает строительство первого пускового комплекса пропускной способностью до 30 млн тонн в год и начало транспортировки нефти в III квартале 2012 года. Второй — строительство второго пускового комплекса с доведением пропускной способности до 50 млн тонн в год.

Финансовые варианты

Правительственным распоряжением определены и вопросы финансирования проекта, стоимость которого, по предварительным оценкам, составит 130 млрд руб. Ряду министерств и ведомств, а также государственной корпорации Внешэкономбанк было поручено разработать механизмы финансирования строительства БТС-2 за счет выпуска «Транснефтью» долгосрочных рублевых облигаций и их размещения по закрытой подписке среди финансовых организаций с преимущественным участием государства. В январе президент «Транснефти» Николай Токарев публично сообщил, что уже в этом году «Транснефть» может выпустить облигации на сумму в 135 млрд руб. на срок от 3 до 12 лет.

10 февраля Совет директоров «Транснефти» утвердил инвестиционную программу на 2009–2020 годы общей стоимостью 700 млрд руб. Возведение БТС-2 предусмотрено программой в разделе «Новое строительство». Планируется ли снижение объема облигационного выпуска и частичное финансирование БТС-2 за счет китайских денег («Транснефть» недавно подписала с Банком развития Китая соглашение о привлечении кредита в размере $10 млрд), пока неизвестно. Официально в самой компании утверждают, что эти средства главным образом пойдут на развитие транспортной инфраструктуры в Восточной Сибири. По словам вице-президента «Транснефти» Михаила Баркова, деньги в первую очередь направят на строительство отвода (в Китай — Прим. СН). «Кроме того, есть еще проекты, которые будут способствовать работе как всей восточной трубы, так и этого отрезка», — уточнил Михаил Барков.

В свою очередь, Владимир Путин ранее не исключал возможности участия в проекте БТС-2 иностранных компаний: «По этому вопросу я разговаривал с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Наши казахстанские коллеги проявляют к нему (проекту — Прим. СН) интерес. Будет ли он реализован в виде их участия, я пока не могу сказать. Это будет зависеть от них, но мы считаем, что в терминале по перевалке нефти и нефтепродуктов наши иностранные партнеры могли бы принять прямое участие в качестве акционеров».

Выбор причала

Выбор конечной точки БТС-2 сопровождался интригой: Приморск с его существующей и имеющей профицит мощности инфраструктурой или Усть-Луга — создающийся в настоящее время и поддерживаемый властями многофункциональный портовый комплекс. Выбран был второй вариант. Об этом Владимир Путин сообщил летом 2008 года во время посещения Усть-Луги. «При проведении изыскательских работ было рассмотрено шесть вариантов маршрута его прокладки. В том числе один — с завершением в Приморске, другой — в Усть-Луге. Экономические расчеты компании „Транснефть“ показали, что наиболее привлекательным является трубопровод „Унеча — Усть-Луга“ с ответвлением на Киришский НПЗ, который должен увеличить свои производственные мощности», — пояснил премьер. Главе «Транснефти» Николаю Токареву Усть-Луга известна по прежнему месту работы. До прихода в трубопроводную монополию он возглавлял компанию «Зарубежнефть», одну из участниц проекта по созданию в этом порту комплекса по перевалке нефтепродуктов. Запуск терминала в эксплуатацию намечен на нынешний год, он призван стать альтернативой терминалам стран Балтии, обслуживающих существенный поток экспорта нефтепродуктов из России.

Распоряжением главы правительства РФ Федеральному агентству морского и речного транспорта (Росморречфлот) поручено обеспечить финансирование, проектирование и выполнение работ по формированию акватории порта Усть-Луга для приема судов осадкой до 15 м. Такая осадка позволяет принимать танкеры типа Aframax — дедвейтом 80 000 тонн. Кроме того, Росморречфлот должен решить проблему строительства аварийно-спасательных и ледокольных судов для работы в регионе.

Объемный вопрос

Некоторые наблюдатели и участники рынка считают, что в связи со стагнацией добычи в российском нефтяном комплексе и снижением объемов экспорта для заполнения БТС-2 может не найтись ресурсов. Однако в самой «Транснефти» этих опасений не разделяют. «По нашим данным, полученным от нефтяных компаний, в 2012 году объем добычи нефти должен прирасти на 62 млн тонн к нынешнему уровню. Под 62 млн тонн мы и планируем наши объекты строительства: ВСТО и БТС-2», — пояснил в январе Николай Токарев. Практически такие же данные и у Владимира Путина. «По поводу ресурсной базы и загрузки этой трубопроводной системы — вопрос серьезный, мы его внимательно изучали. Исходим из того, что в представленном нашими нефтяными компаниями в „Транснефть“ графике увеличения добычи мы видим цифру 67 с лишним миллионов тонн дополнительной добычи к 2015 году. А для загрузки БТС-2 потребуется 30 млн тонн сырой нефти».

В стратегии развития «Газпром нефти» намечено увеличение добычи нефти к 2020 году до 100 млн тонн в год. По словам вице-президента компании Анатолия Чернера, суммарный объем поставок нефти на экспорт достигнет к 2020 году 50–60 млн тонн в год. Помимо освоения новых рынков, в частности, Азиатско-Тихоокеанского региона, «Газпром нефть» планирует наращивать поставки по традиционным маршрутам в Западную Европу через отечественные порты. Это совпадает с политикой российских властей в сегменте нефтеэкспорта. Она нацелена на использование по максимуму отечественных портов, отказ от прокачки через иностранные терминалы, а это значит, что часть нефтепотока может быть перенаправлена в БТС-2.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ