Установка на евростандарты

Установка на евростандарты

Новый комплекс изомеризации на ОНПЗ



Фото: Сергей Сапоцкий

Экология по регламенту

Выпуск в оборот автомобильного бензина класса 2 допускается до 31 декабря 2010 года; класса 3 — до 31 декабря 2011 года; класса 4 — до 31 декабря 2014 года. Выпуск в оборот дизельного топлива допускается в отношении класса 2 и класса 3 — до 31 декабря 2011 года, класса 4 — до 31 декабря 2014 года. Основное преимущество топлива высоких классов в его экологичности, то есть снижении объема выбросов вредных веществ в атмосферу. Кроме того, использование топлива высоких классов обеспечивает более стабильную работу силовых установок, увеличивая их ресурс.

На омском НПЗ началось строительство комплекса изомеризации

На крупнейшем нефтеперерабатывающем предприятии «Газпром нефти» — Омском НПЗ 28 января началось строительство установки изомеризации «Изомалк-2». Новый комплекс позволит предприятию увеличить объем выпуска экологичных автобензинов, соответствующих стандартам Евро-4 и Евро-5.

Текст: Сергей Руднев

Катализатором для активизации работы российских нефтяных компаний по повышению качества бензинов стало утверждение нового технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту». Документ, вступивший в силу в январе 2009 года, в частности, разделяет автомобильные бензины и дизельное топливо на второй, третий, четвертый и пятый классы, что соответствует стандартам Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5. Октановое число бензина второго класса составляет 92, третьего, четвертого и пятого классов — 95. Изначально планировалось, что с начала 2009 года в России будет производиться и продаваться бензин не ниже третьего класса, а переход на стандарт, соответствующий Евро-5, предполагался уже к 2013 году. Правительство РФ несколько отодвинуло сроки перехода на экологичные стандарты (см. справку), однако это не сняло необходимости проведения модернизации нефтеперерабатывающих заводов. И внедрение процесса изомеризации — на сегодня один из самых оптимальных способов решения задачи.

По отечественной технологии

До последнего времени основным процессом для получения высокооктановых бензинов на отечественных НПЗ являлся каталитический риформинг. Бензины каталитического риформинга характеризуются низким содержанием серы, в них практически отсутствуют олефины, но в то же время высокое октановое число дает избыток (до 75%) ароматических углеводородов. Чтобы довести моторное топливо до стандартов Евро-3 и Евро-4, необходимо снизить содержание ароматики путем смешивания (компаундирования) риформата с другими высокооктановыми компонентами, например, такими как алкилат. Но производство алкилата нельзя наращивать бесконечно, для этого не хватит сырья. Поэтому вторым важнейшим компонентом экологически чистого топлива во всем мире считается изомеризат. Сырьем для его производства служат главным образом легкие фракции прямогонных, газовых бензинов, а также бензинов риформинга и гидрокрекинга, имеющие низкое октановое число — от 69 до 85 пунктов. В процессе изомеризации нафты получают продукт, октановое число которого находится в интервале 85–90 пунктов, причем выход продукта из сырья составляет 98%.

Большинство ранее построенных в России установок изомеризации основано на технологиях американской компании Union Oil Products (UOP). Однако в последнее время многие крупные НПЗ отдают предпочтение технологии «Изомалк-2», разработанной в НПП «Нефтехим» (Краснодар). По этому пути пошла и «Газпром нефть».

Омская установка изомеризации станет одной из крупнейших в стране. Ее проектная мощность — 800000 тонн в год. Изомеризат станет девятым компонентом бензинового пула ОНПЗ. Столь широкая компонентная линейка позволит заводу проявлять большую гибкость при формировании рецептуры топлива, расширять ассортимент продукции и гарантировать высокое качество омских бензинов.

Стратегическое направление

По экспертным оценкам, совокупный объем изомеризата, необходимый для обеспечения рынка высокооктановыми компонентами бензинов, соответствующих классу Евро-4, составляет порядка 5 млн тонн в год, бензинов Евро-5 — более 6 млн тонн в год. Учитывая, что суммарный объем производства изомеризата отечественными НПЗ к концу текущего года составит лишь 4 млн тонн в год, пуск мощной установки изомеризации на Омском НПЗ станет заметным событием в отрасли. «Омский НПЗ — основное перерабатывающее предприятие „Газпром нефти“. И даже в связи с мировым финансовым кризисом компания не намерена терять время и приостанавливать реализацию своих стратегических проектов», — подчеркнул заместитель генерального директора «Газпром нефти» по логистике, переработке и сбыту Анатолий Чернер. «Строительство установки изомеризации — только первый этап реализации среднесрочной инвестиционной программы, которая решает вопросы производства экологических видов топлива.», — добавил генеральный директор «Газпромнефть-ОНПЗ» Ильдус Сарваров. Кстати, еще одна установка изомеризации на технологии «Изомалк-2» строится на «Ярославнефтеоргсинтезе», которым также (через «Славнефть») владеет «Газпром нефть». Окончание строительства установки на Омском НПЗ намечено на июль 2010 года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ