Эффективная реорганизация

Эффективная реорганизация

Объединение сбытовых предприятий компании в Свердловской области









Фото: Евгения Кузьмина, Вадим Шолохов

Генеральный директор ОАО «Газпромнефть-Урал» Николай Кузин о реорганизации предприятия

В Свердловской области завершается процесс объединения уральских сбытовых дочерних предприятий «Газпром нефти». О ходе реорганизации и ее целях «Сибирской нефти» рассказал генеральный директор ОАО «Газпром нефть-Урал» Николай Кузин.

Интервью Евгении Кузьминой.

—Исторически так сложилось, что на территории Свердловской области действовали два предприятия нефтепродуктообеспечения, входивших в единую структуру и работающих под одним брендом. Почему было принято решение об их объединении?

— Как раз исторически сбыт был один. Во времена Госкомнефтепродукта существовало единое предприятие, которое называлось «Свердловскнефтепродукт», куда входили «Екатеринбургнефтепродукт» и Шабровская нефтебаза. Когда в стране началась приватизация, из одного предприятия выделили два самостоятельных. Екатеринбургские, пригородные заправки и Екатеринбургская нефтебаза отошли «Екатеринбургнефтепродукту». Шабровская нефтебаза осталась в собственности государства. А все остальное — автозаправочные станции и нефтебазы, расположенные в области, остались в «Свердловскнефтепродукте».

— То есть, объединившись, вернулись к истокам?

— Можно и так сказать, но это, конечно, не главное. Решение об объединении принято в первую очередь для повышения эффективности работы предприятия.

— За счет чего планируется достичь эффективности?

— Главная цель этого процесса — повышение управляемости. Единый центр руководства и единая политика, любая — ценовая, коммерческая, маркетинговая, техническая — обеспечивают предприятию наибольшую мобильность, оперативность в принятии решений. Что, в свою очередь, позволяет быть более эффективными, конкурентоспособными и намного четче претворять в жизнь наши планы.

— И каковы эти планы, скажем, в среднесрочной перспективе?

— В первую очередь мы будем увеличивать свою долю и объем реализации на розничном рынке области. Свердловская область относится к числу наиболее крупных и экономически развитых регионов страны. Безусловно, экономическая ситуация на мировых рынках внесла свои коррективы в развитие региона, но это скорее временное явление. Если говорить о топливном рынке, то год от года его емкость увеличивается и будет увеличиваться, пусть и не такими темпами, как, например, в 2006–2007 годах, когда рынок вырос на 11%.

— Почему именно розница?

— Розничный сегмент рынка является наиболее доходным и, естественно, мы стремимся активно работать в этом направлении. В рамках реализации инвестиционного проекта развития автозаправочных станций будем модернизировать существующие АЗС, покупать новые, повышать эффективность работы каждой заправки. И, конечно, один из главных проектов — ребрендинг сети. Конкуренция на топливном рынке Свердловской области жесткая, автомобилистам есть из чего выбирать, и мы понимаем, что должны сделать им такое предложение, от которого они не смогут отказаться. Мы стараемся сделать посещение АЗС для них максимально комфортным. Сегодня, приезжая на автозаправочную станцию ОАО «Газпромнефть-Урал», автомобилисты не просто заправляют бензин, они имеют возможность выровнять уровень давления в шинах, помыть автомобиль, зайти в магазин, перекусить, выпить кофе. И все программы развития нашей сети направлены на то, чтобы у водителей не осталось выбора, на какую станцию заехать заправиться — это должна быть АЗС «Газпром нефть».

— Объем инвестиций, необходимый для реализации проекта уже просчитан?

— Да, в ближайшие три года мы планируем вложить в развитие розничной сети более 2 млрд рублей.

— А когда жители Свердловской области смогут заправиться на АЗС под новым брендом?

— Думаю, что уже в июле мы сможем увидеть первую станцию «Газпром нефть». Работы по ребрендингу на АЗС № 28 уже ведутся. Это один из самых крупных многотопливных автозаправочных комплексов в области, он расположен на 10-м км Московского тракта, при выезде на федеральную трассу с одним из самых интенсивных транспортных потоков в Свердловской области.

— Когда планируется завершить ребрендинг всей сети?

— Реализация проекта рассчитана на три года. До конца 2009-го мы планируем ребрендинг 41 АЗС и замену 50 ценовых стел. А к 2011 году намерены завершить ребрендинг всей сети.

— Это касаемо розницы, а какие цели на оптовом рынке?

— Что касается оптового рынка, то наша основная цель — сохранение имеющихся позиций. Наша доля в опте — порядка 52%, в том числе в мелком опте — 51%. Мы не стремимся ее увеличивать, но в то же время позиции сохранить обязаны.

— Сильно ли экономический кризис влияет на реализацию планов предприятия?

—Конечно влияет, и, кстати, немаловажная цель объединения в сегодняшних условиях—оптимизация затрат и сокращение издержек.

— Оптимизация затрат за счет сокращения функций, которые дублировались на предприятиях?

— Да. В первую очередь сокращение численности аппарата с высокой долей фонда оплаты труда. Снижение расходов на заработную плату составит почти 40 млн руб. в год. Всего же сокращение издержек в результате консолидации активов достигнет 87 млн руб. в год.

— Сокращены ли социальные программы?

— Нам пришлось приостановить действие некоторых из них, но основная часть сохранена. Мы гарантируем сотрудникам «Газпромнефть-Урала» частичную компенсацию оплаты детских дошкольных учреждений, материальную поддержку при рождении ребенка, помощь многодетным семьям, молодоженам, лечение в стационаре. Кроме того, мы не стали отказываться от корпоративных мероприятий, которые помогают сплочению коллектива, обеспечивают неформальное общение и делают нас по-настоящему единой командой. Кстати, в начале июля состоится традиционный корпоративный турнир по боулингу и русскому бильярду, где мы — сотрудники объединенного предприятия — впервые встретимся все вместе. Уверен, это мероприятие даст нам заряд позитивной энергии, которая будет двигать нас вперед.

— Как отразится объединение на сотрудниках предприятия?

— Самое главное, всем нам необходимо психологически перестроиться. Объединение — это сложный трудоемкий процесс, который требует максимальной активности. Но я убежден, все зависит от внутреннего настроя каждого сотрудника объединенного предприятия. Если человек думает: «мне предстоит преодолеть определенные трудности, многое придется буквально начать сначала, многому научиться, но я буду работать в крупнейшей сети под флагом „Газпром нефть“, и это здорово», то все получится.

Справка «СН»

Рынок нефтепродуктов Свердловской области — один из самых конкурентных в России. Основные игроки розничного регионального рынка — «Газпром нефть» и ЛУКОЙЛ, однако существенная доля рынка принадлежит местным независимым сетям, таким как «УралБизнес- Нефть», «Едиар», «СКОН», «Уралконтрактнефть», «ТехасГермес».

Решение о присоединении ОАО «Екатеринбургнефтепродукт» и ОАО «Уралнефтепродукт» к ОАО «Газпромнефть-Урал» акционеры трех дочерних компаний «Газпром нефти» приняли в декабре 2008 года. Объединение активов в Свердловской области происходит в рамках стратегии оптимизации компании. Сейчас «Газпромнефть-Урал» является самым большим сбытовым предприятием «Газпром нефти» и крупнейшим поставщиком нефтепродуктов на Среднем Урале. В сбытовую сеть предприятия входят 146 автозаправочных станций, которые расположены более чем в 50 населенных пунктах области. В собственности компании 11 нефтебаз. На предприятии работает почти 2 тыс. человек.