Дороги свяжут полимерами

Дороги свяжут полимерами

Развитие битумного бизнеса компании





Фото: Иван Куринной

«Газпром нефть» развивает битумный бизнес

«Газпром нефть» на базе своих нефтеперерабатывающих активов организует промышленное производство полимерно-битумных вяжущих (ПБВ). Применение нового продукта, первая установка по выпуску которого будет запущена на Омском НПЗ, позволит значительно увеличить срок службы дорог, обеспечив серьезную экономию на ремонтных работах. Это один из нескольких инвестпроектов, входящих в стратегию развития битумного бизнеса компании, которая уже получила поддержку Министерства транспорта РФ.

Текст: Игорь Свириз

То, что состояние дорог — одна из главных бед России, на протяжении нескольких веков говорили известные и уважаемые люди. Нынешнее состояние российского дорожного хозяйства очень ярко, в цифрах оценил вице-премьер правительства Сергей Иванов на прошлогодней расширенной коллегии Минтранса. По прозвучавшей информации, автомобильным транспортом ежегодно перевозится порядка 7 млн тонн груза в год (70% общего грузооборота), но несмотря на это, не самым жестким отечественным нормам соответствует только 40% дорог. От плохого состояния дорожной сети экономика теряет каждый год более 1,8 трлн руб. (около 3% ВВП). За минувший год эта ситуация кардинально не изменилась. Одна из значимых проблем — низкое качество материалов, которые используются в дорожном строительстве. Как результат — дороги ремонтируются медленнее, чем разрушаются. Позиция дорожников вполне понятна: применение современных материалов требует дополнительных вложений. При этом и обязать компании следовать нормативам, предполагающим использование при строительстве и ремонте дорог таких материалов, практически невозможно. В России нет их промышленного производства. Реализация программы «Газпром нефти» по строительству на НПЗ компании установок по выпуску полимерно-битумных вяжущих должна восполнить этот пробел. Первая такая установка будет запущена на нефтеперерабатывающем заводе в Омске.

По основным направлениям

По словам начальника управления битумных материалов коммерческого департамента «Газпром нефти» Владимира Кандрашина, одним из векторов развития битумного производства компании является улучшение качества производимых битумов. Работая в этом направлении, «Газпром нефть» вплотную подошла к выпуску евробитума на Ярославском нефтеперерабатывающем заводе. Этот продукт, соответствующий европейским стандартам, предполагается реализовывать как за рубежом — в Болгарии, Польше, Румынии, так и в России, например, на Черноморском побережье, то есть там, где требования к дорожным покрытиям выше стандартных российских.

Другое перспективное направление — производство полимернобитумных вяжущих, композиционного материала на основе стандартных ГОСТовских битумов с применением термоэластопластов (ТЭП), применение которого значительно улучшает качество и долговечность дорог. Если температура хрупкости обычного битума минус 15–18 градусов, и даже невысокие динамические нагрузки в этих условиях вызывают растрескивание дорожного полотна, то у ПБВ этот показатель увеличен до минус 40 градусов. Температура размягчения стандартного битума плюс 40 градусов, что вызывает образование колей летом.

У ПБВ — плюс 55. За счет применения полимерно-битумных вяжущих срок между плановым и капитальным ремонтом дорог увеличивается с 2–4 до 8–12 лет. По расчетам специалистов «Союздорнии» и «Союздорпроекта», экономический эффект от этого превышает 1 млн руб. на 1 км (при ширине дороги 7 м, толщине верхнего слоя 4 см, расходе смеси — 700 т/1 км). Конечно, эти битумы дороже обычных, но при расчете полной стоимости строительства 1 км дороги удорожание составляет менее 1%. И удорожание на этапе строительства полностью окупается за 2,5 года на этапе эксплуатации. Эффективность использования ПБВ подтверждена и мировым опытом. В США ПБВ получили широкое распространение по итогам реализации Стратегической программы дорожных исследований (Strategic Highway Research Program — SHRP). Долгосрочный мониторинг состояния дорожной сети показал, что за 20 лет расходы на эксплуатацию участков, построенных с применением полимерно-битумных вяжущих, оказались на 10–30% ниже, чем на участках с использованием обычных дорожных битумов. В Европе ПБВ применяется с конца 1970-х годов, и, в частности, в Германии национальная программа исследований подтвердила сохранение эксплуатационных свойств полимерно-битумных вяжущих даже через 15 лет эксплуатации. В Китае применение ПБВ началось лишь в конце 1990-х годов, однако уже через несколько лет правительство страны законодательно закрепило обязательное их использование на всех строящихся дорогах. Сейчас КНР потребляет порядка 2,5 млн тонн ПБВ в год. Россия — лишь 60 тыс. тонн. И это при том, что с учетом климатических особенностей в нашей стране практически все дороги должны строиться с применением этого материала. «Для того чтобы продукт применялся, он должен быть как-то узаконен, — оценил ситуацию Владимир Кандрашин. — Да, сейчас есть норматив, по которому на дорогах I и II категорий необходимо использовать ПБВ (решение Федерального дорожного департамента Минтранса РФ от 1995 года. — Прим. СН). Но дело в том, что этот продукт в нашей стране не производится в промышленных масштабах. Есть лишь частное производство подрядчиков под собственные проекты. Если будет налажен промышленный выпуск ПБВ, то его использование будет оговорено уже в проектах ремонта, строительства, реконструкции и содержания дорог. Тогда этот пункт станет обязательным к исполнению».

Партнерская связка

Реализация программы «Газпром нефти» по организации производства ПБВ стартует в Омске. В апреле утвержден инвестиционный проект, согласно которому весной 2010 года на Омском нефтеперерабатывающем заводе должен начаться промышленный выпуск полимерно-битумных вяжущих. Предполагается, что поставщиком термоэластопластов будет СИБУР — единственный производитель этого продукта в РФ. Специалисты нефтехимической компании, входящие в специально созданную рабочую группу, прорабатывают вопрос применения бутадиен-стирольного термоэластопласта в ПБВ, «Газпром нефть», со своей стороны — изготовления конечного продукта на основе полимерного компонента компании-партнера.

По словам Владимира Кандрашина, омский проект — уникален для нашей страны. До этого попытки промышленного производства полимерно-битумных вяжущих основывались на российских технологиях. В частности, такая установка есть на НПЗ в Ангарске. Но достигнуть необходимого качества продукта до сих пор не удавалось. «Продукт многокомпозиционный, соответственно смешение должно быть очень равномерное, коллоидная мельница должна обеспечивать100-процентную гомогенность, иначе продукт начнет расслаиваться, — пояснил Кандрашин. — Мы же, проведя доскональный анализ поставщиков оборудования, взяли за основу технологию итальянской компании Massenza. Ну и, конечно, у „Газпром нефти“ есть уникальные условия, которые обязательно надо использовать — наличие партнерских отношений с СИБУРом, который к тому же планирует расширять свои мощности по производству ТЭП. Поэтому довести производство ПБВ до мировых стандартов и производить высоковостребованные продукты мы просто обязаны».

Впрочем, строительством одной установки в компании ограничиваться не собираются. Достигнуто соглашение с ТНК-ВР о создании аналогичного комплекса на территории ОАО «Славнефть-ЯНОС». На МНПЗ также предусматривается строительство установок по производству ПБВ. Планируется производить этот продукт и на новых региональных заводах компании, строительство которых заложено в стратегии развития битумного бизнеса «Газпром нефти». А стратегия эта достаточно масштабна.

Бизнес по стратегии

По информации Владимира Кандрашина, стратегия развития битумного бизнеса предусматривает реализацию нескольких инвестпроектов, которые позволят поэтапно реконструировать битумное производство. На ОНПЗ помимо строительства установки по производству ПБВ на первом этапе стратегии намечено реализовать еще два инвестпроекта. Один из них связан с подготовкой сырья для производства битума. Дело в том, что уровень глубины переработки на современных НПЗ таков, что по сути сырья для производства битумов уже не остается. Раньше характеристики гудрона, выходившего из атмосферно-вакуумного блока, позволяли производить из него битум. Сейчас необходимого для этого группового состава в гудроне нет. Поэтому каждый из заводов вынужден специально изготавливать смесевое сырье для производства битума. Именно такая линия и организуется на ОНПЗ. Еще один проект — реконструкция железнодорожной эстакады налива, которая позволит увеличить объемы реализации, сохранять ритмичность отгрузок в сезон интенсивного потребления. На следующих этапах реализации стратегии планируется реконструировать само битумное производства омского завода, запущенное в эксплуатацию в 1957 году.

Но у всех этих проектов есть одно важное ограничение — они направлены исключительно на повышение качества и расширение ассортимента битума, но не предусматривают роста объема производства на отдельно взятом заводе. То есть омский завод будет обеспечивать исключительно500-километровую «зону автомобильной доступности». «Это не только стратегия компании, это стратегия государства, предусматривающая строительство в регионах новых заводов», — подчеркнул Владимир Кандрашин.

В настоящий момент в «Газпром нефти» рассматриваются проекты строительства трех таких заводов в регионах интенсивного потребления битума. Первый завод, мощностью 110 тыс. тонн в год предполагается построить в Южном федеральном округе, на стратегическом направлении развития международного транспортного коридора Север — Юг. Еще два проекта на Северо-Западе и в Амурской области. «Битум — продукт, который не выдерживает дальних перевозок. Качество может быть обеспечено только когда его горячим привезли с завода и сразу же использовали в асфальтобетоне, — объясняет Владимир Кандрашин. — Сырье на региональные предприятия будет поступать с наших НПЗ, уже заранее подготовленное по стандарту завода для определенного региона потребления. Ведь дорожно-климатических условий по классификации, которую использует Росавтодор, даже в одной Омской области три, в Ярославской — пять. И значит, нужно пять марок битума». Стоит отметить, что такой подход к развитию битумного сегмента бизнеса для России скорее исключение, чем правило.

Приоритетный сегмент

Если посмотреть на российский нефтяной рынок, то по сути целенаправленным развитием битумного бизнеса на нем занимаются только две компании — «Газпром нефть», в которой создано для этого специальное подразделение, и ТНК, где также есть производственная единица «ТНК-Битум». Остальные нефтекомпании рассматривают битум лишь как необходимый для повышения глубины переработки продукт, позволяющий выводить тяжелые нефтяные остатки. «Производить битум дешевле, чем строить какие-то мощные комплексы, которые увеличивают глубину переработки, — подтвердил Владимир Кандрашин. — Но это еще и востребованный рынком продукт».

О важности реализации «битумной программы», по словам начальника управления битумных материалов, говорит соглашение о сотрудничестве с Минтрансом РФ в сфере дорожного строительства, производства и применения нефтяных дорожных битумов: «Этим документом мы заручаемся поддержкой со стороны Минтранса в реализации нашей стратегии. И стратегию эту мы не просто сами для себя придумали. „Газпром нефть“ — компания, ориентированная на потребителя. 80% потребления битума приходится на дорожную отрасль, Минтранс — наш основной потребитель, поэтому мы участвуем во всех научных форумах, выставках, конференциях, которые проводятся под эгидой ведомства. Это дает нам знание рынка, требований дорожников и позволяет выстраивать свою технологическую политику. А что касается регионального производства, то здесь вообще трудно переоценить роль соглашения. В его рамках мы получаем ответы на вопросы, где, когда и сколько. Не просто взять и построить, а построить так, чтобы производство окупилось в заложенные в проекте сроки. Несмотря на то что там нет ни одного коммерческого пункта, это соглашение является для нас большим подспорьем в развитии бизнеса. Впрочем, конечно, накладывает и определенные обязанности — права на отказ от договоренностей у нас уже нет».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ