Всегда на связи

Всегда на связи

Развитие информационных коммуникаций в «Газпромнефть-Востоке»



Фото: Ирина Ерлинекова

Труд специалистов, обеспечивающих удаленные, труднодоступные месторождения «Газпромнефть-Востока» связью с Большой землей, еще несколько лет назад был сродни подвигу. В жару и морозы, через тайгу и болота тянули связисты линии, без которых невозможно было решение важнейших производственных задач. Сегодня месторождения располагают всем арсеналом современных технологий — от внутренней телефонной системы до спутниковых коммуникаций.

Текст: Ирина Ерлинекова

Томская область своими природными условиями ставит транспортникам крайне сложные, а порой и неразрешимые задачи. Здесь расположены самые большие в мире Васюганские болота, поэтому добраться до многих месторождений можно только по зимникам, а в теплое время года — лишь вертолетами. Поэтому вопрос обеспечения надежной бесперебойной связью с Большой землей для нефтяников более чем актуален. Из иллюминатора вертолета, двигающегося по направлению к юго-западной части Крапивинского месторождения, на протяжении часа наблюдаешь один и тот же пейзаж: ели, топь и порой как оазис — чистейшие озера. Потом на горизонте появляются очертания буровой, а затем и сам островок цивилизации посреди бескрайнего моря тайги — обустроенные кустовые площадки и жилой городок. А после посадки ощущаешь, что ты снова вернулся в XXI век: снова звонит мобильный телефон.

Но это сейчас, а всего три года назад на каждое месторождение, которые разрабатывает «Газпром нефть-Восток», приходилось лишь по одному номеру стационарной телефонной связи, и для разговора приходилось ждать своей очереди.

К технологиям через подвиги

Удаленность кустовых площадок от жилого городка всегда была серьезной проблемой. По словам начальника Урманского месторождения Юрия Мокеева, раньше для передачи сообщений приходилось ехать с отдаленного объекта в офис, находящийся в жилом городке. В любую погоду, практически по бездорожью, и уже оттуда дозваниваться в Томск. «Скажем, лет 7–8 назад ситуация была такая, что уйдет сменщик на дальний „куст“ пешком (обустроенных дорог тогда еще не было) и находится там сутки без связи. И мы даже не знали, что там да как: ведь тайга дело такое, медведи, волки, — рассказывает Владимир Овсянкин, главный специалист по контрольно-измерительным приборам и автоматике Крапивинского месторождения, которого без преувеличения можно назвать Поповым этого добывающего промысла. — Было и место подвигу. Первая долгожданная сдача нефти с юго-западной части Крапивинского месторождения. Все готово, и вдруг... Нефтепроводчики из „Центрсибнефтепровода“ выставили ультиматум: „Пока не будет связи с приемосдаточным пунктом (ПСП), никакой приемки“. ПСП от нефтепроводчиков находился в 1,5 км. Пришлось за ночь, перебрасывая через ветки деревьев в глухой тайге, тянуть полевой кабель на полтора километра. В голову даже не приходила мысль, что холодно или хочется спать. Главным было пройти эти полтора километра и забросить провода повыше, чтобы животные не перегрызли. К утру связь уже работала».

Сейчас все намного проще. В жилом комплексе, проходя мимо кабинета начальника промысла, слышим знакомый голос руководителя управления из центрального офиса в Томске. «Селектор», — говорит проходящий мимо работник. Находясь на кустовой площадке, можно позвонить и с мобильного телефона, обрисовать ситуацию, решить важные производственные вопросы, не упуская ни одной детали. Для расширения зоны покрытия сотовой связи на месторождениях сначала были установлены специальные усилители — репитеры. Но зона их действия была слишком мала, и как временный выход из ситуации организовали своеобразные «комнаты переговоров». Теперь и это в прошлом. На месторождениях установлены базовые станции, обеспечивающие зону покрытия в несколько десятков километров. Но основной вид связи — это все-таки не привычные бытовые «соты», а спутниковые каналы. Отдел автоматизации, связи и информационных технологий «Газпромнефть-Востока» вместе с партнерами из подрядных организаций обеспечивают сегодня бесперебойную работу нескольких таких каналов, по которым возможна передача не только голоса в режиме телефонной связи, но и данных, причем в закрытом режиме. Для этого на каждом месторождении установлены современные высокотехнологичные, многофункциональные мини-АТС.

Важный фактор

К широким возможностям информационных технологий — и телефонной связи, и высокоскоростному Интернету — вахтовики привыкли быстро. Уровень автоматизации производства на месторождениях высок, поэтому круглосуточный доступ во Всемирную паутину, условия оперативного обмена электронными сообщениями крайне необходимы.

Активно развиваются в «Газпромнефть-Востоке» и внутренние корпоративные каналы связи. Благодаря четко организованной системе по короткому внутреннему номеру можно связаться с любым сотрудником любого месторождения. В эту схему связи «завязаны» и все дочерние организации «Газпром нефти», расположенные в разных городах. Преимущество внутренней системы не только в ее дешевизне. Ведь передавать приходится самую разную информацию, в том числе и служебную, конфиденциальную. А внутренние каналы обеспечивают необходимый уровень защиты.

Но надежная связь нужна не только для производственных нужд. Работая в окружении тайги и болот, порой жизненно важно услышать родной голос, получить весточку с Большой земли, почувствовать, что жизнь не проходит мимо, пока ты на вахте. Первые слова малыша, поздравление с днем рождения, да и просто теплое «мы ждем тебя, возвращайся скорее» дорогого стоят. И эффективность работы, кстати, после такого общения возрастает в разы. Информационные технологии, которые ранее рассматривались как вспомогательная сервисная услуга, сегодня вышли на уровень полноценного самостоятельного производственного процесса. Без IT не обходится ни одна сфера деятельности, начиная с формирования простейших бухгалтерских документов до выполнения сложнейших производственных процессов в добыче и переработке нефти. А связь, которая сейчас рассматривается в широком смысле как средство передачи данных, в свою очередь, одна из важных составляющих IT-процессов. И связист в наше время — это грамотный высококвалифицированный инженер, который не только «тянет провода», но и, например, может перепрограммировать АТС, настроить и обеспечить работу дополнительных сервисов. Поэтому специалисты «Газпромнефть-Востока» нацелены на постоянное совершенствование, освоение новых технологий. Ведь от их отношения к работе, ответственности, во многом зависит четкая организация деятельности всего предприятия и возможность нефтяников всегда быть «на расстоянии вытянутой руки» друг от друга — стоит лишь трубку взять.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ