Темные против светлых

Темные против светлых

Проект уравнивания ставок экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты

В России в переработку идет немногим более 48% всей добытой нефти

Выпуск основных видов производства нефтепродуктов в 2009 году, млн тонн Источник: Минэкономразвития России





Переработка нефти по основным компаниям, млн тонн Источник: Минэкономразвития России

В 2008 году объемы переработки нефти «Газпром нефтью» выросли на 16,4% — до 28,4 млн тонн, а прогноз на 2009 год — 34,7 млн тонн

На Омском нефтеперерабатывающем заводе глубина переработки в 2009 году достигла рекордных 86%

Иллюстрации: Анастасия Ухина

Российское правительство уравнивает ставку экспортной пошлины на светлые и темные нефтепродукты.

Текст: Евгений Третьяков

В министерствах и ведомствах российского кабинета министров продолжается дискуссия о сроках введения и величине ставки единой экспортной пошлины на светлые и темные нефтепродукты. Сейчас ставка для светлых составляет примерно 70% от уровня пошлины на сырую нефть, для темных — около 40%. На 1 октября 2009 года экспортная пошлина на светлые нефтепродукты составляла $174,5 за тонну, на темные — $94 за тонну.

Поручение ведомствам проработать этот вопрос было дано 12 февраля нынешнего года в Киришах в ходе совещания по проблемам развития нефтяной отрасли, которое вел премьер-министр Владимир Путин. В июне текущего года статс-секретарь Министерства финансов Сергей Шаталов говорил о реализации проекта с 2011 года. Но в начале октября замминистра экономического развития Андрей Слепнев заявил о возможном выравнивании пошлин уже с первого января 2010 года.

Впрочем, спустя две недели на конференции «Российские нефтепродукты» представитель Министерства энергетики — начальник отдела внутреннего рынка нефтепродуктов и газа министерства Алексей Заитов — назвал в качестве наиболее реалистичного срока введения изменений 2011–2012 годы. По его словам, Минэнерго внесло в правительство России проект соответствующего постановления.

МАЗУТ НА ЭКСПОРТ

Почему правительство уделяет вопросу выравнивания пошлин так много внимания? Основная цель, активно декларируемая чиновниками, — стимулирование развития нефтепереработки внутри страны и производство современных видов моторного топлива, отвечающих жестким экологическим и иным стандартам.

Сегодня в России в переработку идет немногим более 48% всей добытой нефти. При этом глубина переработки колеблется в районе 72%, что намного ниже показателей стран-лидеров нефтепереработки. При этом, как отмечают в Минэкономразвития, «в структуре выпуска наблюдается высокая доля мазута и дизельного топлива, предложения которых превышают спрос внутреннего рынка. В результате эти нефтепродукты экспортируются как топливо и сырье для дальнейшей переработки».

В текущем году экспорт нефтепродуктов по-прежнему растет высокими темпами. По данным Росстата, за январь-июль экспортировано 70,6 млн тонн бензина, дизтоплива и мазута, что на 5,8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом в структуре экспорта нефтепродуктов сохраняется значительная доля мазута — за полгода она составила 50%. В Минэконом развития полагают, что «одной из причин такого положения является действующее соотношение экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты (на светлые нефтепродукты — 0,7 и на темные — 0,4 от экспортной пошлины на нефть)».

По мнению Сергея Шаталова, при таком положении дел многие компании перегоняют нефть по самой примитивной технологии, чтобы получить нефтепродукты и вывезти их из страны, заплатив государству намного меньше, чем при экспорте сырой нефти. Производить глубокую переработку также не очень выгодно. «Это даже не столько создание добавленной стоимости, сколько уничтожение стоимости. Государство, наверное, не должно поощрять такую практику», — подчеркнул статс-секретарь Минфина. Введение единой ставки, по оценке чиновников, решает эту проблему — ведь для темных в итоге пошлина вырастет, а для светлых снизится. Получится, что мазут экспортировать станет менее выгодно, а к примеру, вывоз бензина окажется более рентабельным. Это, по планам правительства, и должно подтолкнуть нефтяные компании к развитию перерабатывающих мощностей.

КУРС НА МОДЕРНИЗАЦИЮ

Аналитики нефтяного рынка в целом позитивно восприняли планы правительства. При этом они отмечают, что выравнивание пошлин наиболее выгодно компаниям, имеющим развитый сегмент переработки и давно начавшим модернизацию своих НПЗ. «Мы полагаем, что в случае принятия соответствующего решения правительством такой шаг может привести к ускорению процесса технической модернизации российских НПЗ, — считают аналитики ФК «Открытие». — По нашим оценкам, от более раннего введения единых пошлин могут выиграть компании, уже располагающие более современными и хорошо технически оснащенными НПЗ, такие как, например, «Лукойл», «Газпром нефть».

Эксперты ФК «Уралсиб» также полагают, что выравнивание экспортных пошлин на нефтепродукты отвечает интересам преимущественно компаний, обладающих развитым перерабатывающим бизнесом. «Упоминавшиеся коэффициенты выравнивания пошлин на светлые и темные нефтепродукты варьировались от 55% до 80% от уровня экспортной пошлины на сырую нефть. В рамках нашего базового сценария, предусматривающего показатель 59%, единственной компанией сектора, которой реализация данной меры принесет ощутимую выгоду, окажется «Газпром нефть», — считают в «Ренессанс капитале».

«Газпром нефть» заслуженно попала в фавориты аналитиков. Компания последовательно реализует программу модернизации своих нефтеперерабатывающих мощностей, что позволило за минувшие два года увеличить переработку на 16,4%: с 24,4 до 28,4 млн тонн нефти в 2008 году. В частности, на Омском НПЗ, глубина переработки на котором в прошлом году достигла 82,5% при среднеотраслевом показателе 71,4%.

В текущем году на ОНПЗ завершилась реконструкция установки гидроочистки дизельного топлива. В результате завод получил возможность производить дизель, соответствующий экологическому классу «Евро-5». Общий объем инвестиций «Газпром нефти» в обновление производственных объектов Омского НПЗ в 2009 году составит около 8,8 млрд руб. Сейчас показатель глубины переработки ОНПЗ — 86%.

ИЗМЕНЕНИЯ БЕЗ СПЕШКИ

Есть в деле выравнивания пошлин и подводные камни. Во-первых, невозможно в один момент взять и нарастить выпуск одних нефтепродуктов, сократив производство других. В стране не так уж много современных НПЗ, на модерни зацию заводов требуются время и деньги, которые сейчас, в условиях мирового кризиса, в большом дефиците. Во-вторых, требует дополнительного анализа вопрос о том, насколько будут востребованы российские светлые нефтепродукты на мировом рынке. Однозначного ответа на сегодня нет. И дело не только в качестве продукции, а в банальной конкуренции за место на рынке.

Аналитики также считают, что выравнивание пошлин лучше осуществить с 2011–2012 годов. По мнению специалистов Unicredit Securities, большинство компаний пока еще занимаются модернизацией НПЗ.

Кроме того, непонятно, на каком уровне будет установлена единая ставка. По расчетам экспертов и тем цифрам, которые озвучивали чиновники, оптимальным является уровень в 0,55 от нефтяной пошлины. Такая ставка в целом не уменьшает доходы госбюджета и не увеличивает нагрузку на компании. Однако по информации, которая просачивается в СМИ, в правительстве идет борьба за установление более высокой ставки. Часть чиновников полагает, что если этого не сделать, то нефтяники будут вывозить много бензина, что может вызвать его дефицит на внутреннем рынке. А часть просто хочет банально увеличить поступления в казну.

Каковым будет итоговое решение кабинета министров — пока непонятно. Вероятнее всего, выравнивание пошлин все же будет отложено на 2011–2012 годы. Определяющим должен стать следующий год: если экономика не начнет ощутимо выходить из кризиса и правительству будут нужны дополнительные средства, то искать их будут, как обычно, у нефтяников. В этом случае благая идея превратится из стимулирующего инструмента в новый тормоз для отрасли.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ