Стратегические факторы

Стратегические факторы

Московский нефтеперерабатывающий завод начинает реализацию проекта комплексной модернизации производства.

Сегодня МНПЗ далеко не лидер отрасли по технологической оснащенности, однако модернизация предприятия, запущенная после вхождения в состав акционеров Sibir Energy «Газпром нефти», должна изменить ситуацию

Для Москвы, задыхающейся от пробок, переход на жесткие стандарты «Евро» — насущная необходимость

Фото: ИТАР-ТАСС

Московский нефтеперерабатывающий завод начинает реализацию проекта комплексной модернизации производства.

Текст: Сергей Орлов

Положение Московского НПЗ в структуре российской нефтепереработки особое. Речь идет даже не о технологиях и объемах производства — есть в стране заводы гораздо более крупные и технически совершенные. Дело в географическом расположении, которое дает массу как плюсов, так и минусов. С одной стороны, емкость столичного рынка нефтепродуктов гораздо выше, чем в большинстве других регионов России, — и это, конечно, положительный фактор. С другой — это самый конкурентный и, следовательно, самый требовательный рынок в первую очередь с точки зрения качества продукции, ее соответствия экологическим нормам. Конечно, введение технического регламента затронет все российские НПЗ. Но если в большинстве регионов переход на жесткие стандарты «Евро», эффективность и необходимость которых полностью еще не доказана, выполняется по «указанию сверху», то для Москвы, задыхающейся от пробок, это насущная необходимость. И здесь никаких отсрочек и пересмотров реализации положений регламента уже быть не может. Причем как с точки зрения качества продукции, так и в плане безопасности самого производства. Все эти факторы определяют стратегию развития предприятия, основа которой — модернизация и совершенствование технологических процессов.

ПРЕДЕЛ ВОЗМОЖНОСТЕЙ

Производственные показатели МНПЗ сегодня вполне соответствуют текущим задачам. По итогам работы завода за первое полугодие 2009 года глубина переработки составила 72%, что является средним показателем по отрасли. В то же время доля высокооктановых марок в структуре производства автомобильных бензинов у МНПЗ самая высокая среди нефтеперерабатывающих предприятий компании ОАО «Газпром нефть» — 89,3%. А сохранение в продуктовой линейке 80-го бензина — исключительно требование рынка: потребность в этой марке бензина пока сохраняется.

Если говорить о качестве продукции, в целом стандарту «Евро-3» сегодня соответствует 84% бензинов, которые производятся МНПЗ. Завод полностью закрывает потребности Москвы в дизельном топливе «Евро-3» — это порядка 34% от общего объема производства дизтоплива. Содержание серы в остальном дизельном топливе производства МНПЗ не превышает 1000 ppm, что дает возможность беспрепятственного выхода в транспортную систему «Транснефтепродукта» для поставок топлива за рубеж.

«Но здесь наши мощности исчерпаны. Эти 34% „Евро-3“ нам дает одна установка, в остальном 1000 ppm — наш предел,— признал гендиректор МНПЗ Александр Мелинг. — За последние 10 лет эксплуатации завода все, что можно было технически „выжать“ из технологических процессов, уже реализовано. Выход — модернизация оборудования, причем комплексная, в рамках большой программы». И такая программа на сегодня уже разработана.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ПОД РЕГЛАМЕНТ

Решение о начале реализации программы модернизации МНПЗ акционерами уже принято. Генеральный проектировщик выбран — это российская «ВНИПИНефть». А вот лицензии на все процессы иностранные: американских, французских компаний. Открыто финансирование по шести инвестиционным проектам стоимостью в несколько десятков миллиардов рублей. В первую очередь проекты направлены на решение экологических проблем и повышение качества топлива до соответствия стандартам «Евро-4» и «Евро-5».

На первом этапе, который рассчитан на период до 2012 года, планируется построить два новых комплекса — изомеризации прямогонного бензина и гидроочистки бензина каталитического крекинга — и реконструировать установку гидроочистки дизельного топлива. Сроки реализации проекта определены графиком введения в действие технического регламента — это очень сжатые сроки. Реализацией первого этапа в 2012 году решается вопрос выпуска топлива по «Евро-4», далее останется буквально год-два, чтобы начать выпуск продукции, соответствующей стандартам «Евро-5». И последний этап — доведение глубины переработки до 92%.

Еще одна важная задача, которую успешно решают специалисты МНПЗ, — повышение надежности работы оборудования, увеличение межремонтных циклов. В настоящее время практически у всех технологических установок завода непрерывный цикл работы составляет два года. В планах — увеличение срока «от ремонта до ремонта» в два раза. «Западные заводы уже работают с циклом 6–8 лет, — рассказал руководитель МНПЗ. — Но в их понимании ремонт — это очень длительное и затратное мероприятие, фактически модернизация: установки останавливается на полгода и больше, затраты исчисляются миллионами долларов. В России уже наработан положительный опыт ремонта не планового, а по техническому состоянию оборудования, и на нашем заводе планомерно внедряются мероприятия, позволяющие переходить на ремонт по техническому состоянию: смонтирована и введена в промышленную эксплуатацию стационарная система вибромониторинга нефтяного насосного оборудования; в настоящий момент независимой специализированной организацией проводится технический аудит состояния насосного оборудования, по заключению которой будет получено разрешение Ростехнадзора о переходе на ремонт по техническому состоянию». Естественно, внедрение более совершенного оборудования, переход на новые принципы работы требуют более высокой квалификации и от персонала.

СПЕЦИАЛИСТЫ НА МИЛЛИАРД ДОЛЛАРОВ

Сейчас штатная численность МНПЗ составляет не многим более 3 тыс. человек. В работе на производственных объектах задействовано 890 сотрудников, остальной персонал обеспечивает надежную работу технологических установок. Текучесть кадров в нынешнем году чуть более 2%, то есть коллектив стабильный.

Перед коллективом завода стоит задача эффективно управлять процессами, обслуживать оборудование стоимостью в миллиард долларов, а это под силу только высококвалифицированному персоналу. Поэтому большое внимание уделяется профессиональной подготовке — на заводе выстроена и успешно функционирует система подготовки кадров. «Люди учатся, и этот процесс постоянный, — отметил Александр Мелинг. — Мы располагаем учебными классами, оснащенными необходимыми техническими средствами; учебными полигонами; компьютерным тренажерным классом, где есть возможность моделирования некоторых технологических процессов. У нас есть свои преподаватели, мы привлекаем преподавателей со стороны — из РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, из Ростехнадзора». Как следствие продуманной кадровой политики—высокий образовательный уровень не только среди инженерно-технического персонала, но и среди рабочих. На наиболее сложных технологических установках свыше 25% рабочих имеют высшее профессиональное образование.

БЕЗОПАСНЫЙ ФАКЕЛ

Экологическое направление можно разделить на два блока — это качество продукции и безопасность для окружающей среды самого производства. Что касается первого направления, то МНПЗ среди российских нефтеперерабатывающих заводов стал первым заниматься повышением качества топлива, ориентируясь на потребности больших городов. Уже в 1996 году предприятие приступило к производству и бензина, и дизельного топлива, отвечающих стандартам «Евро-2». Москва — огромный мегаполис, в котором проблема экологии стоит очень остро. Автомобилей становится все больше, и даже если в стандартный бензин просто включается моющая присадка, которая позволяет снизить выбросы, в масштабах города эффект просто колоссальный.

Что касается экологичности самого производства, то нередки упреки в том, что завод — самый большой стационарный источник выбросов в столице: трубы дымят, факел горит... Однако если руководствоваться не голыми эмоциями, а фактами и цифрами, то эти упреки выглядят несколько безосновательными. В первом полугодии текущего года выбросы МНПЗ в атмосферу были на 21% меньше предельно разрешенного объема. Повышение экологичности производства — это еще одно направление программы модернизации предприятия. В частности, в проекте заложена реконструкция установок битумного производства, переработки и утилизации серы. А насчет факела... Тому, кто хотя бы поверхностно знаком с процессами нефтепереработки, ясно, что горящее бездымное пламя факельной установки — это как раз индикатор безопасности. Оборудование факельной установки находится в режиме ожидания, готовности в любую секунду предотвратить выброс углеводородов в атмосферу в случае аварии, отказа оборудования, падения напряжения в электросетях. Говоря о работе факельной установки, Александр Мелинг напомнил о московском энергетическом коллапсе 2005 года: «Нам показывали фотографии факела и говорили: ну как же вы так можете?! А я отвечал: господа, я смотрю и радуюсь, что это произошло, что мы смогли предотвратить выброс в атмосферу даже грамма нефтепродукта в неутилизированном виде. А черный дым — это углерод, вещество, конечно, не радостное, которое, может быть, пачкает одежду, но оно практически безвредно». Работа установки контролируется 24 часа в сутки из диспетчерской, и любое дымное горение — это повод для серьезного разбирательства. И такие поводы, по словам Александра Мелинга, возникают нечасто.

Экология — это приоритет и для правительства Москвы. Меморандум о совместном управлении активами, подписанный недавно акционерами предприятия — «Газпром нефтью» и столичным правительством, — позволяет говорить о том, что взвешенная, сбалансированная политика развития МНПЗ, основывающаяся как на рыночных потребностях, так и на принципах развития территории, где расположен завод, будет успешно претворяться в жизнь.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ