Инвестиции в «Евро»

Инвестиции в «Евро»

Началось строительство новых установок на ОНПЗ

Текст: Сергей Рудометов
Фото: Сергей Сапоцкий, Алексей Родионов Инфографика: Надежда Андрианова

На Омском нефтеперерабатывающем заводе началось строительство комплекса гидрооблагораживания дизельных топлив и бензина каталитического крекинга.

Полное обеспечение потребностей рынка в высококачественных горюче-смазочных материалах является залогом роста экономики большинства развитых стран мира, и Россия не является здесь исключением. Об этом шла речь и на недавнем совещании в Омске, где обсуждались проблемы и перспективы развития отечественного топливно-энергетического комплекса. В частности, президент России Дмитрий Медведев подчеркнул: «Нам необходимо наладить производство высококачественных и конкурентоспособных нефтепродуктов, которые соответствуют мировым стандартам. Это должно быть приоритетом всех наших крупных компаний». На решение именно этой задачи направлена программа развития «Газпромнефть-ОНПЗ», один из этапов которой — строительство комплекса гидрооблагораживания моторных топлив.

Стартом реализации этого крупного инвестиционного проекта стала закладка первого камня на месте, где уже к началу 2012 года начнут функционировать две новые установки. Ввод в строй нового комплекса гидрооблагораживания позволит повысить качество и экологичность топлив, обеспечив соответствие продукции завода положениям технического регламента «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту» на всех этапах его ввода в действие. Символические первые кирпичи в основание комплекса заложили заместитель генерального директора «Газпром нефти» по логистике, переработке и сбыту Анатолий Чернер, генеральный директор «Газпромнефть-ОНПЗ» Александр Мелинг и начальник департамента нефтепереработки «Газпром нефти» Александр Санников.

ТОПЛИВО МИНУС СЕРА

По словам гендиректора ОНПЗ Александра Мелинга, новый комплекс позволит, в первую очередь, снизить уровень сернистых соединений в моторном топливе, оказывающих крайне негативное влияние на окружающую среду. В тех или иных концентрациях сера содержится во всех типах углеводородного сырья. Ее содержание в бензиновых фракциях колеблется в диапазонах от 500 ppm (0,05% масc.) до 800 ppm (0,08% масс.), в дизельной фракции может доходить до 20000 ppm (2% масс.). Между тем новый техрегламент диктует довольно жесткие нормативы содержания серы: для Класса-4 — 50 ppm и Класса-5 — 10 ppm. Единственным технологическим процессом, который позволяет достичь необходимых параметров по содержанию серы в топливе, является гидроочистка. Основной принцип этой технологии — удаление соединений, содержащих серу, азот, кислород на катализаторе с образованием летучих сернистых, азотистых, кислородсодержащих соединений (сероводорода, аммиака, воды), которые затем удаляются из топлива путем отпарки в ректификационных колоннах.

В новый комплекс войдут два блока: установка гидроочистки бензина каталитического крекинга производительностью 1,2 млн тонн в год и установка гидроочистки дизельных топлив производительностью 3 млн тонн в год. Базовый проект установки гидроочистки бензина каталитического крекинга разработан французской компанией Axens, дизельного топлива — американской UOP.

Рабочий проект установки гид роочистки бензинов выполнил санкт-петербургский «Нефтехимпроект», а над проектом установки гидрооблагораживания дизельного топлива и объектов общезаводского хозяйства работали специалисты «Омскнефтехимпроекта». Генеральным подрядчиком выбран давний деловой партнер Омского НПЗ — ОАО «ОМУС-1».

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ И СТАРЫЕ ЦЕНЫ

В строительство новых установок гидрооблагораживания Омского НПЗ «Газпром нефть» планирует инвестировать 16,7 млрд рублей. Общая же стоимость всей инвестиционной программы ОНПЗ, рассчитанной до 2020 года, по словам Анатолия Чернера, составит порядка 100 млрд рублей. Сумма более чем серьезная, но, реализовав программу модернизации в полном объеме, завод сможет существенно улучшить нынешние производственные показатели, увеличив, в частности, годовой объем переработки нефти с 18,4 до 19,5 млн тонн, обеспечивая при этом глубину переработки до 95%. Коэффициент Нельсона (комплексный показатель технического уровня) должен возрасти с 7,8 до 14,7, выход светлых нефтепродуктов — с 76 до 80%. «Когда такие показатели будут достигнуты, Омский завод сможет конкурировать с ведущими НПЗ не только Европы, но и традиционного лидера рынка нефтепереработки — США», — считает заместитель генерального директора по логистике, переработке и сбыту «Газпром нефти».

Разумеется, для конечного потребителя в России евробензины и евродизель будут также доступны. «Стоимость продукта определяется рынком. Если из оборота будут выведены моторные топлива 2-го и 3-го классов, это не значит, что топливо класса 4 и 5 будет стоить намного дороже используемого в настоящее время, — сказал Анатолий Чернер. — Кроме того, существует налоговая поддержка бензинов с высокими экологическими характеристиками. Это скорректированная (уменьшенная) ставка акциза, которая позволит оставить стоимость на том уровне, который мы имеем сегодня».

При этом, по его мнению, крайне важно, чтобы в обозначенные российским правительством сроки к переходу на экологические сорта моторного топлива был готов и автопарк страны. Пока особых предпосылок для этого нет: по прогнозам экспертов, к 2015 году лишь 25% эксплуатируемого в России автомобильного парка будет готово к использованию современных моторных топлив. Решить проблему должна реализация специальных государственных программ, например, таких как программа утилизации старого автотранспорта, запущенная в нынешнем году. Нефтяники со своей стороны уверены, что сумеют вписаться в требования техрегламента.

АНАТОЛИЙ ЧЕРНЕР,
заместитель генерального директора
«Газпром нефти» по логистике,
переработке и сбыту
Важность проектов по модернизации нефтеперерабатывающих мощностей трудно переоценить. По срокам, которые определены в техническом регламенте, с января 2012 года в России будет запрещен выпуск в оборот продуктов — в том числе бензинов и дизтоплива, — не соответствующих требованиям Класса-4, а с января 2015 года — Класса-5. Те заводы, которые не примут меры по строительству новых мощностей, обеспечивающих нужное качество продукции, будут вытеснены с рынка. Направив значительные средства на развитие своего базового перерабатывающего предприятия — Омского НПЗ, — «Газпром нефть» обеспечит конкурентоспособность своей продукции не только на российском рынке, но и за рубежом.