Сибирский интерес

Сибирский интерес

Запуск производства битумных материалов нового поколения



Фото: FotoBank

Дорожно-строительные организации Западной Сибири ждут начала производства битумных материалов нового поколения на Омском нефтеперерабатывающем заводе.

Текст: Наркез Мифтахова

Битумы Омского нефтеперерабатывающего завода используются при строительстве дорог практически по всей Сибири: в Томске и Кемерово, Новосибирске и Барнауле, не говоря уже о самом Омске. Поэтому планы по запуску в производство битумных материалов нового поколения — полимерно-битумных вяжущих (ПБВ) и битумных эмульсий (БЭ) — вызывают повышенный интерес у представителей дорожно-строительных организаций региона. Использование новых высокотехнологичных вяжущих материалов — это оптимизация бюджетных расходов, основанная на повышении долговечности покрытий и сокращении межремонтных сроков их службы. Не стоит забывать, что основ ной заказчик строительства до рог в России — государство. В Западносибирском регионе это федеральное управление автомобильных дорог «Сибирь» («Сибуправтодор») — структурное учреждение федерального дорожного агентства «Росавтодор». Вопросы применения новых битумных материалов стали темой совещания на ОНПЗ, в котором приняли участие представители управления битумных материалов «Газпром нефти», Омского НПЗ, специалисты «Сибуправтодора» и различных филиалов управления, а также представители подрядных дорожных организаций и научных институтов.

ОРИЕНТАЦИЯ НА КАЧЕСТВО

В последние годы развитие битумного сегмента бизнеса «Газпром нефти» шло по большей части в направлении роста объемов производства. В 2008 году на заводах компании было выпущено 700 тыс. тонн битумов (+41% по отношению к объемам 2007 года). В 2009 году было произведено уже 780 тыс. тонн, и с этим результатом «Газпром нефть» вошла в тройку крупнейших российских производителей битумов. Однако сегодня стратегия изменилась: цель — рост не количественных, а качественных показателей. Компания планирует не наращивать объемы выпуска на имеющихся производственных площадках, а в первую очередь совершенствовать качество выпускаемых битумных материалов, в том числе осваивая производство новейших марок.

Яркий пример такого подхода — начало промышленного производства марки евробитума БВ 50/70 на Ярославском нефтеперерабатывающем заводе. Благодаря реализации этого проекта российские потребители получили возможность применять дорожный битум европейского качества. Востребован этот продукт и за рубежом. Линейку евробитумов планируется расширять, в том числе запланировано внедрение в производство битума марки 60/70, отвечающего по качеству стандарту Американской ассоциации испытаний и материалов (ASTM). Полностью вписывается в новую стратегию и запуск в производство в 2010 году полимер-битумных вяжущих и битумных эмульсий на ОНПЗ.

ПБВ и БЭ по своим свойствам значительно превосходят применяемые сегодня дорожные битумные материалы. Использование полимер-битумных вяжущих в верхнем слое асфальтобетонного покрытия продлевает срок службы дорог с 3–4 лет, которые обеспечивают обыкновенные битумы, до 7–10 лет. При этом затраты на содержание автодорог сокращаются на 60%. Для выпуска ПБВ и БЭ приобретена установка итальянской фирмы Мassenza. Она уже доставлена на ОНПЗ, монтажные работы начнутся в ближайшее время. Поставлять термоэластопласт для производства ПБВ будет «Сибур» — единственный на сегодня в стране производитель этого полимера. Выпуск опытно-промышленной партии новых продуктов на ОНПЗ намечен на август-сентябрь. Позднее производство новых битумных материалов планируется организовать и на других заводах компании.

«Омский НПЗ выбран для реализации пилотного проекта по запуску в производство ПБВ и БЭ, потому что предприятие сможет гарантировать необходимое качество сырья для производства битумных материалов — того продукта, который используется в строительстве дорог и призван способствовать увеличению срока их эксплуатации, — пояснил начальник управления битумных материалов „Газпром нефти“ Владимир Кандрашин. — Кроме того, новое производство — это еще одна ступень к достижению стратегической цели — превращению ОНПЗ в региональный центр производства качественного битума».

РЫНОЧНАЯ ГОТОВНОСТЬ

Успешность реализации проектов напрямую связана с готовностью рынка принять новые продукты. По словам специалистов «Сибуправтодора», требования к качеству дорожного полотна растут, и вопрос долговечности асфальтобетонного покрытия автотрасс сегодня один из самых острых. Оно должно быть устойчиво к возрастающим с каждым годом нагрузкам, связанных с ростом транспортных потоков, при строительстве каждой дороги должны учитываться климатические условия, в которых будет функционировать трасса. «Вопрос качества дорог для нас ставится во главу угла, — заявил первый заместитель начальника управления ФГУ „Сибуправтодор“ Сергей Титов, — поэтому качество материалов и технологий, применяемых при строительстве или ремонте, является главенствующим. Например, мы начали использовать в верхних слоях покрытия щебеночно-мастичный асфальтобетон — такие дороги реже приходится ремонтировать. Следующий шаг — это применение ПБВ. Мы понимаем, что получим слой покрытия, где не будет трещин, где появление колеи будет минимальным либо вообще исключено. Понимаем, что за этим будущее, но это еще достаточно новый для нас продукт, поэтому строительным и эксплуатирующим организациям необходимо совместно с производителем определять оптимальные характеристики битумных материалов, исходя из особенностей их применения. Это поможет успешному запуску новой технологии на предприятии и позволит нам достичь максимального качества при строительстве дорог, а в итоге от этого выиграют те, кто по этим дорогам ездит».

«Я полностью доволен результатами совещания, — подвел итоги встречи Владимир Кандрашин. — Очевидно, что у наших партнеров есть профессиональная готовность к работе с новыми продуктами. Нас ждут с ними на рынке, и мы приложим все усилия, чтобы обеспечить высокое качество новой продукции».

СПРАВКА

Полимерно-битумное вяжущее (ПБВ) — вяжущее на основе вязкого дорожного битума с добавлением в него полимера и пластификатора. ПБВ по сравнению с вязким битумом имеет лучшие показатели качества: повышенную сопротивляемость к деформации; улучшенные свойства при высоких и низких температурах; улучшенные когезионные и адгезионные свойства; повышенную сопротивляемость нагрузкам и усталости, старению. Битумная эмульсия представляет собой мельчайшие частицы битума, находящиеся во взвешенном состоянии в воде. Содержание вяжущего вещества (битума) в эмульсии составляет до 70%. Битумные эмульсии обеспечивают экономию битума на 30–40%; не требуют подогрева перед применением; обеспечивают полное сцепление с основанием автомобильной дороги. Эмульсия по текучести близка к воде, поэтому она растекается по поверхности пленкой толщиной менее миллиметра, заполняя все поры и неровности; может наноситься на влажные поверхности, что позволяет вести дорожные работы с ранней весны до поздней осени.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ