В открытом доступе

В открытом доступе

Итоги работы электронной торговой площадки


Иллюстрация: Вероника Калачева

«Газпром нефть» подвела итоги работы электронной торговой площадки за год.

Текст: Евгений Третьяков

Электронная торговая площадка «Газпром нефти» — явление во многом уникальное. Ни одна российская нефтяная вертикально интегрированная компания не имеет в своем арсенале подобного инструмента сбыта. Механизм аукциона позволяет формировать на нефтепродукты справедливую рыночную цену, на которую сама компания повлиять не может. В марте «Газпром нефть» провела брифинг для журналистов и семинар для клиентов по итогам работы электронной торговой площадки (ЭТП) в 2009 году и перспективах ее развития.

КАНАЛ СБЫТА

Идея создания ЭТП родилась в компании несколько лет назад, когда стало понятно, что эффективность проведения тендеров по продаже нефтепродуктов невысока. Разработка технического задания и организация самой площадки заняли полтора года. Торги начались в апреле 2008-го. Открытость, прозрачность, безопасность, конфиденциальность, оперативность и удобство пользования — таковы главные принципы, по которым функционирует ЭТП. Чтобы зарегистрироваться на ЭТП и принять участие в торгах, клиент должен предоставить свои учредительные документы, а также пройти проверку службы безопасности. Требований к участникам торгов не много — отсутствие налоговых претензий и других проблем с законом, а также негативного опыта работы с «Газпром нефтью».

С начала работы на площадке зарегистрировались более 750 компаний в качестве наблюдателей, из них более 240 — в качестве участников торговли. В торгах принимают участие крупные и мелкие трейдеры, а также конечные потребители.

Торги проходят по принципу аукциона: выставляется определенный объем того или иного вида продукции, после чего участники начинают повышать цену. Продажи на ЭТП «Газпром нефти» проводятся на базисах Омского, Московского и Ярославского нефтеперерабатывающих заводов и станции Сокур без ограничения доступа контрагентов. За все время работы через ЭТП продано свыше 286 тыс. тонн нефтепродуктов на сумму более 4,7 млрд рублей. Из них доля автомобильных бензинов составила около 42%, мазута — 26%, дизельного топлива — 29%.

В числе преимуществ, которые дает пользователям работа с ЭТП, коммерческий директор «Информационных систем» (компания — разработчик площадки) Юрий Белоусов назвал отсутствие бумажных документов, поскольку в торгах используется электронная цифровая подпись; наличие веб-интерфейса, который обеспечивает возможность пользования площадкой из любой точки мира и быстродействие системы: «Сейчас действует десять окон, которые могут принимать тысячу ставок в секунду. Это исключает возможность манипуляции ходом торгов».

ЭТП — это один из каналов реализации нефтепродуктов, который полностью интегрирован в корпоративную систему сбыта. Соответственно, доказав свою эффективность, этот канал будет развиваться и дальше, а объемы торгов будут увеличиваться.

ИНСТРУМЕНТ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ

В последнее время очень активно обсуждается вопрос развития биржевой торговли нефтепродуктами в России. Стоит отметить, что ЭТП не конкурирует с сырьевыми биржами. На биржах работают в основном крупные трейдеры и реализуются большие объемы, в то время как электронные торговые площадки более удобны для средних и мелких потребителей из регионов. Дело в том, что доступ к ней на порядок проще и дешевле, чем к биржевым торгам. Плюс к этому механизм аукциона, который используется в работе ЭТП, не предусматривает уплаты каких-либо процентов по проведенным сделкам. Важно для клиентов площадки и то, что все объемы, выставленные на торги, обязательно будут поставлены покупателю. Это гарантируется тем, что нефтепродукты продает их производитель — «Газпром нефть». Все поставки компания осуществляет по 100%-ной предоплате, которая осуществляется после оформления соответствующих договоров по результатам торгов. Кстати, «Газпром нефть» принимает участие и в биржевых торгах нефтепродуктами. Компания является соучредителем Санкт-петербургской международной товарно-сырьевой биржи.

Представитель Минэкономразвития России Кирилл Емельянов, выступая на брифинге, подчеркнул, что министерство «приветствует развитие электронных площадок». «Мы считаем, что это повысит доступность нефтепродуктов для мелких и средних потребителей. В отличие от биржевых механизмов здесь есть возможность более гибко подходить к реализации нефтепродуктов», — сказал он. По словам чиновника, ведомство предполагает «стандартизировать работу электронных площадок». Пока, впрочем, не решено, как именно это будет сделано — путем принятия правил торгов либо утверждением критериев, которым должна соответствовать площадка, чтобы иметь признанный государством статус площадки внебиржевого рынка. Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолий Голомолзин также не исключил, что электронные торговые площадки могут стать одним из инструментов формирования внутреннего ценного индекса, на базе которого будет строиться формула цены на нефтепродукты. Сейчас по этому поводу идет активная дискуссия с участием федеральных министерств и ведомств, нефтяных компаний.

Пока же основным направлением развития ЭТП является увеличение числа торговых дней с одного до двух и внедрение возможности вести торги не только на повышение цены, но и на ее понижение. Сейчас такая версия площадки уже работает в тестовом режиме, и весной этого года — в случае одобрения со стороны ФАС — ЭТП планируется полностью перевести на новый формат торгов.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ