Недра с поправками

Недра с поправками

Минприроды РФ разработало поправки в Федеральный закон «О недрах»

Поправки в Закон «О недрах» касаются в том числе порядка применения санкций к недропользователям

Обязательства пользователя недр по переработке полезных ископаемых — самая существенная инициатива Минприроды

Иллюстрации: Дмитрий Коротченко

Минприроды РФ разработало поправки в Федеральный закон «О недрах», которые могут как облегчить жизнь нефтяным компаниям, так и серьезно осложнить ее.

Текст: Евгений Третьяков

В конце июля Министерство природных ресурсов России опубликовало на своем сайте законопроект о внесении поправок в Закон «О недрах». Основные декларируемые цели изменений — упорядочение процедуры проведения конкурсов и аукционов на право пользовании недрами, конкретизация условий лицензирования недропользователей и уточнение оснований для внесения в лицензии изменений, а также досрочного прекращения, приостановления и ограничения прав пользования участками недр. Кроме того, Минприроды предлагает законодательно ввести нормы, стимулирующие переработку добытых полезных ископаемых.

НЕОДНОЗНАЧНЫЕ ИННОВАЦИИ

Что касается системы лицензирования, то важных изменений предлагается сразу несколько. Одно из них — возможность выдачи по итогам конкурса или аукциона одной лицензии на пользование группой участков недр. При этом Минприроды предлагает законодательно прописать возможность выдачи лицензии на пользование недрами единственному претенденту на участие в аукционе. По мнению главного юрисконсульта управления правового сопровождения разведки и добычи Екатерины Струговой, этот шаг решит актуальную для ведомства проблему: случаи, когда аукционы признаются несостоявшимися из-за отсутствия достаточного количества желающих заняться разработкой месторождений, нередки. Однако эксперт подчеркнула, что в случае принятия такой поправки «исчезает принцип состязательности в получении права пользования недрами, в чем, собственно, и состоит смысл аукциона». Достаточно неоднозначна и еще одна «либеральная» поправка. Минприроды предлагает исключить требование к компаниям, которые участвуют в аукционах и конкурсах по участкам недр, о необходимости представления «доказательств того, что заявитель обладает или будет обладать квалифицированными специалистами, необходимыми финансовыми и техническими средствами для эффективного и безопасного проведения работ». Эта норма, безусловно, расширит круг потенциальных участников конкурсов, но при этом значительно повысит риск проявления спекулятивного фактора и неоправданного раскручивания стоимости новых лицензий.

Впрочем, законопроектом уточняются и основания для отказа в приеме заявки на участие в конкурсе или аукционе: к ним не будут допускаться компании, у которых «в течение пяти лет, предшествующих дате подачи заявки, право пользования по имеющимся у него лицензиям на пользование недрами было два или более раза досрочно прекращено». Кстати, большой блок поправок в Закон «О недрах» касается именно оснований и порядка применения санкций к недобросовестным недропользователям.

УПОРЯДОЧЕННЫЕ САНКЦИИ

Изменениями в ст. 20 Закона «О недрах» устанавливается закрытый перечень оснований для прекращения действия лицензии, ее досрочного отзыва, приостановления, а также ограничения права пользования недрами, в то время как в действующей редакции закона причины для досрочного прекращения, приостановки и ограничения лицензии объединены.

Согласно законопроекту досрочно лицензия может быть отозвана, если компания нарушает сроки подготовки проектной документации на разработку месторождения более чем на полгода. Право пользования недрами может быть досрочно прекращено при нарушении сроков ввода месторождения, минимальных объемов и сроков геологоразведки, условий по платежам за пользование недрами. Кроме того, законопроект предусматривает прекращение права пользования недрами при нарушении условий использования геологической информации и сроков ее предоставления в фонды. Лицензия может быть отозвана и за неоднократное нарушение пользователем недр одних и тех же условий, оговоренных в ней; несоблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ, допущение сверхнормативных потерь.

Неоднократное непредставление либо представление недостоверных сведений при отчетности — также основание для лишения компании лицензии.

Новая редакция ст. 21 уточняет и конкретизирует порядок досрочного прекращения права пользования недрами, устанавливает максимальный срок на устранение выявленных нарушений (12 месяцев). Уточняются и случаи, когда расходы на консервацию и ликвидацию горных выработок, скважин и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, несет недропользователь, а когда — государство. Вернее, если говорить о госрасходах, то не случаи, а случай — он всего один: когда государство принимает решение об отказе в предоставлении юридическому лицу с участием иностранных инвесторов или иностранному инвестору права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых, где в процессе геологического изучения было открыто месторождение федерального значения.

ГИБКИЙ ПОДХОД

Еще одну законодательную инициативу Минприроды, запрещающую переход права пользования недрами и переоформление лицензии в случае, если в адрес владельца лицензии направлено письменное уведомление о допущенных нарушениях, по мнению экспертов, особо ценной назвать сложно. «На практике это правило действовало всегда, а сейчас предлагается его закрепить на законодательном уровне. Правда, не ясно, чего именно опасается МПР, поскольку при переходе права пользования недрами все права, обязанности и ответственность за допущенные нарушения в полном объеме переходят к новому собственнику — владельцу лицензии», — считает Екатерина Стругова.

А вот намерение чиновников регламентировать процедуру внесения изменений в лицензии на пользование недрами, в том числе закрепить законодательно случаи, при которых такие изменения могут вноситься в лицензию, — хорошая новость для недропользователей. Например, с соответствующей просьбой можно обратиться в госорганы при необходимости изменения границ участка недр, предоставленного в пользование, или завершения поисков и разведки или разработки месторождения полезных ископаемых в срок, который превышает срок действия лицензии (при условии отсутствия нарушений других условий лицензии). Но ключевой момент — это возможность просить об изменении условий лицензионных соглашений в случае «значительного изменения объема потребления добываемого полезного ископаемого по обстоятельствам, не зависящим от пользователя недр, и связанного с этим изменения срока ввода в эксплуатацию объектов». Иными словами, если мировая экономика или экономика стран — импортеров российских природных ресурсов испытывает кризис, снижает потребление, то отечественные недропользователи смогут привести собственную добычу в соответствие со спросом. Минприроды также предлагает учитывать и другие форс-мажорные обстоятельства, которые не могли быть учтены при выдаче лицензий. Без сомнения, это очень полезная инициатива, поскольку в России уже были прецеденты, когда поводом для отзыва лицензии было нарушение указанных в ней объемов добычи. Главное, чтобы госорганы, которые будут рассматривать обращения недропользователей, внимательно относились к аргументам, которые представляют им компании.

ПЕРЕРАБОТАЙ ЭТО

«Обязательства пользователя недр по переработке добытых полезных ископаемых» — это еще одна, возможно, самая существенная инициатива Минприроды. Ведомство решило поучаствовать в государственной кампании по стимулированию переработки природных ресурсов на территории России в противовес сырьевому экспорту. Для этого в ст. 12 Закона «О недрах» предлагается ввести норму, позволяющую включать в условия лицензионных соглашений обязательства пользователя недр по переработке добытых полезных ископаемых, если лицензия выдается по результатам конкурса, условиями которого предусматривались такие обязательства.

В содержание лицензии могут включаться «обязательства пользователя недр по переработке добытых полезных ископаемых, включая сроки ввода в эксплуатацию производственных мощностей по переработке добываемых полезных ископаемых, минимальный выпуск продукции переработки добытых полезных ископаемых». Соответственно, невыполнение обязательств по переработке станет возможной причиной досрочного отзыва лицензии. Необходимо отметить, что переработка стала включаться в условия конкурса уже сейчас, хотя предложенные поправки еще не обрели статус закона. Так, в постановлении Правительства РФ о проведении в IV квартале этого года конкурса по месторождениям им. Требса и им. Титова в Ненецком АО (общие запасы категории С1 + С2 в 140 млн тонн) содержится требование представить предложения «о переработке углеводородного сырья на своих перерабатывающих мощностях и реализации углеводородного сырья на товарно-сырьевой бирже в РФ».

Российские аналитики считают, что применять норму о переработке ко всем новым месторождениям было бы неправильно. «Мне кажется, что не стоит распространять эту норму на все новые лицензии. Для месторождений Западной Сибири или европейской части России эта норма могла бы быть оправдана только при условии одновременной унификации экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты, которая поможет снизить выработку мазута, — сказал „Сибирской нефти“ аналитик „Банка Москвы“ Денис Борисов. — Что касается новых месторождений Восточной Сибири и шельфа, то, на мой взгляд, более выгодно стимулировать рост добычи нефти и ее экспорт, поскольку логистические издержки на переработку не позволят сделать экономику проектов эффективной».

Аналитик ИФД «Капиталъ» Виталий Крюков согласен со своим коллегой. «К каждому месторождению надо подходить индивидуально, — говорит он. — Не с каждого участка выгодно поставлять нефть на переработку. С большинства новых объектов, расположенных, как правило, в отдаленных регионах без инфраструктуры, эффективнее осуществлять экспортные поставки сырой нефти». Виталий Крюков считает, что если норма об обязательной переработке будет применяться ко всем новым лицензиям, то это может стать дополнительным бременем для нефтяных компаний. «Экономика должна превалировать над какими-то политическими целями», — подчеркивает аналитик. Пакет поправок еще будет обсуждаться, уточняют в Минприроде. Как ожидается, он может быть принят до конца этого года.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ