Восточная Сибирь — Тихий Океан

Восточная Сибирь — Тихий Океан

«Газпром нефть» начала поставки нефти по стратегическому трубопроводу













Фото: ИТАР-ТАСС, Fotobank/Getty Images, РИА Новости
Иллюстрация: Анастасия Ухина

«Газпром нефть» начала поставки нефти по стратегическому трубопроводу.

Текст: Ольга Николаева

В конце января в порту Козьмино (Приморский край) была отгружена первая партия нефти «Газпром нефти», прибывшая по нефтепроводу Восточная Сибирь — Тихий океан (ВСТО) и предназначенная для потребителей Азиатско-Тихоокеанского региона. Нефть с месторождений «Газпромнефть-Востока» была погружена на танкер грузоподъемностью 100 тыс. тонн, зафрахтованный 100%-ной дочерней компанией «Газпром нефти» Gazprom Neft Trading GmbH. Первый покупатель — японская Mitsubishi, один из крупнейших игроков на рынке нефтепереработки Юго-Восточной Азии.

ЗАПУСК ВСТО

Нефтепроводную систему ВСТО Председатель Правительства РФ Владимир Путин торжественно запустил в эксплуатацию 28 декабря 2009 года в порту Козьмино. «Для России это действительно серьезное событие. Это стратегический проект, потому что он позволяет нам выйти на совершенно новые, растущие, перспективные рынки Азиатско-Тихоокеанского региона. Сегодня Россия здесь присутствует, но в недопустимо малом объеме. И открытие трубопроводной системы и порта Козьмино предоставляет нам совершенно новые возможности», — заявил он, назвав событие «отличным подарком России к Новому году».

Нефтепровод ВСТО, призванный обеспечить поставки нефти с месторождений Восточной Сибири на рынки стран Азиатско-Тихоокеанского региона, начали строить в апреле 2006 года в районе города Тайшет (Иркутская область). К настоящему времени эксплуатируется первая очередь нефтепровода, обеспечивающая перекачку нефти в Сковородино (Амурская область). Оттуда сырье железнодорожными цистернами направляется к Тихому океану, где в порту Козьмино отгружается на танкеры и отправляется потребителям. В 2010 году объемы перевалки должны составить 15 млн тонн. Они определяются возможностями железнодорожной инфраструктуры по транспортировке нефти из Сковородино в Козьмино. При этом мощность первой очереди трубы составляет 30 млн тонн — еще 15 млн тонн будут поставляться в Китай по строящемуся ответвлению от ВСТО в районе Сковородино. Вторая очередь ВСТО, строительство которой государственная трубопроводная компания «Транснефть» начала сразу после новогодних каникул, продолжит трубу от Сковородино до побережья Тихого океана. Одновременно будет увеличена мощность морского терминала. Предполагается, что максимальная мощность ВСТО после этого составит 80 млн тонн нефти в год.

Поскольку восточносибирская нефть, которую предполагается транспортировать по нефтепроводу, по качеству превосходит западносибирский сорт Urals, было принято решение выделить новый сорт нефти под временным названием ВСТО. Компании, сдающие нефть в восточную трубу, должны обеспечить соответствие сырья определенным требованиям по содержанию серы и другим характеристикам. Эксперты пророчат сорту ВСТО большое будущее и не исключают, что он может стать региональным ценовым маркером, а российская нефть, по их мнению, через несколько лет будет в первую очередь ассоциироваться с маркой ВСТО.

ХОРОШИЙ СТИМУЛ

Федеральная служба по тарифам установила стоимость транспортировки нефти по ВСТО в размере 1,6 тыс. рублей за тонну. Это сквозной тариф — в цену входит прокачка нефти по трубе, доставка ее железнодорожным транспортом до Тихого океана и перевалка в порту Козьмино. Чтобы обеспечить привлекательность освоения ресурсов Восточной Сибири, на которые и рассчитана труба, правительством было принято решение об установлении нулевой экспортной пошлины для ряда месторождений этого региона. Рассматривается вопрос об увеличении количества месторождений, на которые распространяется эта льгота.

Это позволит компенсировать компаниям, добывающим нефть в Восточной Сибири и продающим ее на рынки АТР, относительно высокий тариф на прокачку нефти по ВСТО. Специалисты «Газпром нефти» подтверждают, что эффективность продаж в направлении ВСТО по сравнению с традиционными направлениями экспорта российской нефти определяется в основном тарифной политикой «Транснефти». В настоящее время эффективность поставок в направлении ВСТО сравнима с эффективностью поставок через экспортные направления в Европу.

ШИРОКИЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Для «Газпром нефти» первая поставка нефти потребителям АТР — событие знаковое. «Спрос на нефть в регионе растет, движимый продолжающимся, несмотря на кризис, ростом экономики континентального Китая,— говорит руководитель департамента стратегического планирования и развития Gazprom Neft Trading GmbH Алексей Корниенков.— Основными центрами нефтепереработки в регионе являются Япония, Южная Корея, прибрежная полоса Китая, а также Тайвань, Сингапур, Индонезия и Малайзия. Из-за географической близости наиболее интересны для нас первые три страны». По словам господина Корниенкова, перспективы роста рынка нефти Юго-Восточной Азии определяются в основном Китаем. Япония и Корея являются зрелыми рынками потребления, прошедшими пик роста в прошлом и имеющими стабильный характер потребления.

Вместе с тем спрос на нефть в АТР очень велик. «В настоящее время весь объем поставок в этом направлении по ВСТО удовлетворяет не более 1,5% потребности региона в нефти,— говорит Алексей Корниенков.— Относительно высокое качество нефти ВСТО по сравнению с доминирующей в регионе ближневосточной нефтью является нашим конкурентным преимуществом и обеспечивает приоритетный спрос на эту нефть». В 2010 году «Газпром нефть» предполагает поставить через Козьмино 1,2 млн тонн нефти — по одному танкеру грузоподъемностью 100 тыс. тонн в месяц. Таким образом, планируется, что доля поставок нефти в направлении стран АТР составит около 10% от всего экспорта. В перспективе такое соотношение, скорее всего, сохранится. В долгосрочной перспективе доля продаж будет зависеть в том числе и от планов компании по увеличению добычи в Восточной Сибири.

«Газпром нефть» планирует самостоятельно — через Gazprom Neft Trading GmbH — доставлять нефть до нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ) потребителей в регионе. «На этапе запуска ВСТО наша нефть мало известна в регионе, и покупатели опасаются возможных перепадов качества. В связи с этим на первоначальном этапе наибольшую эффективность обеспечивают спотовые сделки. В дальнейшем, по мере стабилизации качества, мы планируем выстраивать долгосрочные отношения с заинтересованными НПЗ региона», — сообщил господин Корниенков.

Именно долгосрочное партнер ство с НПЗ стран Азиатско-Тихоокеанского региона и является целью и стратегией работы «Газпром нефти» на этом направлении. «Для нас главной перспективой развития является установление долгосрочных отношений с ведущими переработчиками региона в целях улучшения экономики поставок, а также стабильное сохранение определенной доли рынка, — отметил заместитель генерального директора „Газпром нефти“ по логистике, переработке и сбыту Анатолий Чернер.— Новое направление позволяет нам осваивать перспективный дальневосточный рынок и диверсифицировать географию поставок по сравнению с традиционными европейскими экспортными направлениями. Выход на динамично развивающийся внутренний рынок континентального Китая также является для нас привлекательной долгосрочной перспективой».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ