«Мы должны стать самым быстрорастущим региональным игроком на Балканах»

«Мы должны стать самым быстрорастущим региональным игроком на Балканах»

Заместитель генерального директора «Газпром нефти» по управлению зарубежными активами, генеральный директор NIS Кирилл Кравченко об итогах работы в 2009 году и планах развития сербской компании.

— Как вы оцениваете работу компании в 2009 году?

— На мой взгляд, 2009 год был для компании в целом успешным. Нам удалось существенно улучшить операционные результаты работы компании. Проделана серьезная работа по реструктуризации кредитного портфеля и сокращению банковского долга. Особо важно, что удалось добиться стабильного позитивного операционного денежного потока, что позволило нам на 90% реализовать инвестпрограмму. При этом существенно снизились затраты.

Мы провели ряд производственных улучшений: начали программу модернизации перерабатывающего комплекса Панчево, увеличили выход бессвинцовых бензинов и запустили стабильное производство евродизеля на наших НПЗ до 25 тыс. тонн в месяц.

Впервые за последние 17 лет достигнут рост добычи нефти. По итогам 2009 года рост среднесуточной добычи составил 40%. В блоке upstream мы уделяли особое внимание развитию собственных нефтесервисов. В настоящее время мы не только способны закрыть собственные потребности в этой области, но и оказывать услуги сторонним компаниям. Главные трудности у нас вызвал, как мне кажется, процесс построения эффективной системы управления, который предполагает не только формирование управленческой команды, но и создание новых инструментов.

Мы начали процесс трансформации корпоративной культуры. Исторически сотрудники NIS привыкли к частым сменам руководящих команд, ориентированных больше на политику, нежели на эффективность. В настоящее время вся система мотивации в компании ориентирована на оценку результата, а не процесса.

Мне кажется, заложен хороший фундамент для дальнейших преобразования NIS из неповоротливого государственного монополиста в компанию, которая в ближайшее время будет способна конкурировать с крупнейшими игроками нефтяного рынка Балкан.

— Каковы показатели бизнесплана на 2010 год?

— В 2009 году главной целью наших действий была программа стабилизации. 2010 год должен стать годом серьезного качественного рывка в развитии. Мы скоординировали бизнес-план с пятилетней стратегией. Планируем в 2010 году нарастить все производственные показатели: на 12% добычу нефти и на 8% запасы, увеличить выпуск евродизеля более чем на треть. Кроме того, учитывая общее состояние балканского рынка нефтепродуктов — например, по нашим оценкам сербский топливный рынок в 2009 году просел на 20%, — увеличение объема продаж станет одной из основных и самых амбициозных задач этого года.

Наша розничная сеть сегодня включает 474 АЗС на территории Сербии. Для соответствия современным стандартам качества сервиса и услуг еще в 2009 году мы начали реализацию программы реконструкции и строительства новых АЗС. В 2010 году планируется частичная или полная реконструкция порядка 60 АЗС, которые находятся на важных дорожно-транспортных магистралях. Помимо продаж евродизеля и бессвинцового бензина мы будем развивать и реализацию газа для автомобилей: в планах открыть до 150 точек продажи этого топлива. 2010 год должен стать первым прибыльным годом для NIS за последние несколько лет. По нашим прогнозным оценкам, чистая прибыль по итогам 2010 года составит порядка 1,9 млрд динар. В целом, я бы назвал бизнес-план 2010 года сложным, но реалистичным, а главное — соответствующим нашим стратегическим целям.

— Одна из главных задач NIS на будущий год — подготовка к полной либерализации рынка нефтепродуктов Сербии в 2011 году. Что планируется сделать в этом направлении?

— Алгоритм действий прост и сложен одновременно. Мы должны максимально оптимизировать затраты и наладить выпуск максимально возможного количества продуктов, соответствующих евростандартам.

Безусловно, мы должны активно развивать наиболее прибыльные сегменты бизнеса. Прежде всего, нашу добычу, что позволит нам получать дополнительные средства для инвестиций. Кроме того, важная работа предстоит в области стандартизации качества нефтепродуктов на локальном рынке. Ведь ни потребители, ни правительство, ни NIS не заинтересованы в поступлении на рынок Сербии «серого» импорта, который не только портит автомобили, но и является экологически опасным топливом. Для крупных игроков рынка, таких как NIS, OMV или «Лукойл», это также серьезная экономическая опасность.

— Каковы основные параметры стратегии развития NIS до 2014 года?

— Ключевая цель NIS до 2014 го да — трансформация в международную компанию, способную конкурировать на южноевропейском рынке. Мы должны стать самым быстрорастущим региональным игроком на Балканах по основным производственным показателям: объему добычи, переработки и розничных продаж, оставаясь при этом лидером сербского рынка.

При этом ключевой характеристикой будущей компании NIS я бы назвал сбалансированность. NIS — вертикально интегрированная компания, и это значит, что мы должны уделять свое внимание развитию всех сегментов бизнеса — от добычи до продаж.

Если говорить более детально по сегментам бизнеса — к 2014 году мы планируем прирастить на 40% объем добычи, на 20% объем запасов углеводородов. За счет окончания реконструкции НПЗ Панчево мы более чем в полтора раза увеличим объем переработки, а большая часть производимых нефтепродуктов будет соответствовать европейскому качеству.

Мы планируем существенно улучшить систему организации продаж, повысив не только рыночную долю, например, в опте с 60 до 75%, а в рознице с существующих 25% до трети рынка, но и эффективность каждого сбытового субъекта. Например, увеличить в два раза прокачку через одну АЗС — с 3,6 тонн до 6,3 тонн в сутки, что будет соответствовать уровню хорошей европейской АЗС.

Один из фокусов нашей стратегии на 5 лет — внутренняя эффективность. Мы уделили этому вопросу особое внимание, установив ориентиры для каждого сегмента бизнеса. В добыче мы должны сократить удельные затраты на подъем жидкости более чем на 40%, в переработке и сбыте мы планируем сократить удельные затраты на 50%. Все это позволит нам достичь поставленной цели — стать наиболее эффективной нефтяной компанией Балкан.

Подготовлено по материалам агентства «Интерфакс».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ