Схемы развития

Схемы развития

Президент России провел в Омске совещание по развитию топливно-энергетического комплекса

Презентацию стратегии развития Омского нефтеперерабатывающего завода для президента России Дмитрия Медведева председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков проводил в новой объединенной операторной предприятия



В совещании, посвященном проблемам и перспективам развития энергетики, приняли участие руководители крупнейших российских компаний топливно-энергетического комплекса и первые лица профильных госструктур









Президент России провел в Омске совещание по развитию топливно-энергетического комплекса

Текст: Игорь Свириз

В ходе февральской поездки президента России Дмитрия Медведева по Сибирскому федеральному округу во главе угла стояла тема развития топливно-энергетического комплекса. Одним из ключе вых мероприятий турне значилось совещание по вопросам развития энергетики в Омске. Естественно, посещая Омск, российский президент не мог не посетить градообразующее предприятие — ОНПЗ — один из самых крупных и технологически совершенных нефтеперерабатывающих заводов страны.

Официальная делегация, в которую помимо главы государства входили заместитель Председателя Правительства РФ Игорь Сечин, министр энергетики РФ Сергей Шматко, председатель правления «Газпрома» Алексей Миллер, осмотрели действующие и строящиеся технологические установки. В частности, гости побывали на площадке, где возводится крупнейшая среди российских аналогов установка изомеризации легких бензиновых фракций (Изомалк-2), ввод в эксплуатацию которой намечен на нынешний год. В качестве экскурсовода по предприятию выступил председатель правления «Газпром нефти», который после объезда территории в новой объединенной операторной завода провел презентацию стратегии развития предприятия Дмитрию Медведеву.

А после посещения ОНПЗ Александр Дюков на совещании с участием руководства крупнейших компаний топливно-энергетического комплекса выступил уже в роли эксперта, рассказав президенту об основных проблемах отечественной нефтепереработки. Но сначала свою оценку событий, происходивших в энергетике за последний год, и задач, которые необходимо решить в ближайшее время, дал глава государства.

МОДЕРНИЗАЦИЯ С УСКОРЕНИЕМ

Прошедший год для энергетиков Дмитрий Медведев охарактеризовал как «непростой». Производство первичных топливно-энергетических ресурсов сократилось на 5%, причем «небольшие, но положительные значения» зафиксированы лишь в добыче нефти — остальные сегменты ТЭК демонстрировали спад. Говоря о развитии нефтяной отрасли, Дмитрий Медведев основной акцент сделал на нефтепереработке. В числе ключевых задач этого сектора президент назвал ускорение модернизации существующих и строительство новых нефтеперерабатывающих предприятий, организацию производства «высококачественных и конкурентоспособных нефтепродуктов, которые соответствуют мировым стандартам». «Это должно быть приоритетом всех наших крупных компаний», — подчеркнул президент.

По оценке председателя правления «Газпром нефти» Александра Дюкова, российские ВИНК двигаются именно в этом направлении. Объемы переработки и объемы производства нефтепродуктов в последние годы растут. «Происходит это в основном за счет дозагрузки уже имеющихся мощностей, — уточнил господин Дюков. — Новых мощностей по первичной переработке за последние годы было введено немного, но, в принципе, в этом нет большой необходимости — более важной задачей является развитие вторичных мощностей, процессов глубокой переработки». По словам председателя правления «Газпром нефти», в последние годы лидерам отрасли удалось и построить новые вторичные мощности, и частично реконструировать уже имеющиеся, что позволило несколько сократить отставание от лидеров рынка — Северо-Западной Европы и США, — которое было сформировано в 70–90-е годы прошлого века. «Однако этот отрыв в эффективности переработки по-прежнему значителен, — признал Александр Дюков. — Нам нужна модернизация и реконструкция имеющихся мощностей, это является стратегической задачей. И решение ее позволит нам как удовлетворить постоянно растущие потребности внутреннего рынка в качественном топливе, так и повысить нашу эффективность, конкурентоспособность на внешних рынках».

Программы, направленные на повышение глубины переработки, качества нефтепродуктов, снижение затрат, разработаны всеми российскими ВИНК, однако скорость их реализации, по словам топ-менеджера «Газпром нефти», будет зависеть в том числе и от внешних условий, в которых придется работать нефтяным компаниям. И несмотря на то что в последние годы государством создано немало стимулов для раз вития нефтепереработки, «вызовов», на которые необходимо оперативно реагировать, остается немало.

БЕЛЫЕ ПЯТНА

Одна из серьезных проблем, которая сегодня является достаточно серьезным тормозом в реализации высокотехнологичных, а значит, и ресурсоемких проектов, — это пробелы в российском законодательстве, которые создают, в частности, неопределенность налогообложения нефтепереработки на долгосрочную перспективу. «В настоящий момент ставки экспортных пошлин на нефтепродукты законодательно не установлены, что предполагает возможность их изменения и, в свою очередь, может привести к ухудшению и так не очень хорошей экономики этих проектов, — пояснил Александр Дюков. — Это заставляет нефтяные компании вести себя очень осторожно в принятии серьезных капиталоемких решений».

Достаточно важный фактор, по оценке председателя правления «Газпром нефти», негативно влияющий на активность реализации проектов, направленных на повышение глубины переработки нефти, — существующая в России разница в ставках экспортных пошлин на темные и светлые нефтепродукты: «При существующих ставках внутренняя норма доходности вложений в глубокую переработку составляет всего 10–15%, в то время как эффективность инвестиций в первичную — 30–35% — как результат, мы имеем тенденцию роста строительства мини-НПЗ, которые от общего объема продукции производят лишь 15–17% моторных топлив, причем по качеству в основном не соответствующих требованиям технического регламента. Остальное — полупродукты, которые отгружаются на экспорт». Решение этих проблем, по оценке господина Дюкова, — в установлении на уровне законодательства порядка и механизма определения экспортных пошлин на нефтепродукты на долгосрочную или хотя бы среднесрочную перспективу и в уравнивании экспортных пошлин на светлые и темные нефтепродукты при сохранении общего уровня налоговой нагрузки на их производство и экспорт. Белые пятна, напрямую влияющие на эффективность инвестирования в нефтепереработку, существуют не только в законодательстве, и не только существующие налоговые схемы нуждаются в модернизации. Александр Дюков напомнил участникам совещания, что действующие нормы и правила проектирования и строительства НПЗ — это временные нормативные документы, принятые в 80-х годах прошлого века: «Техника и технологии, в том числе в области автоматизации безопасности производства, шагнули далеко вперед, и принятые ранее нормы и правила уже давно являются избыточными и приводят лишь к увеличению сроков строительства, увеличению затрат на создание нового НПЗ. Для сравнения: стоимость одной тонны удельной мощности НПЗ в России в случае строительства новых мощностей в два раза превосходит затраты, которые несут строители новых мощностей в Индии или в Китае. Поэтому необходима разработка специального современного технического регламента проектирования нефтеперерабатывающих, нефтехимических производств».

Это — часть блока прямых административных мер, которые могут дать серьезный импульс в реализации проектов в нефтепереработке. Однако серьезные проблемы связаны и с современным состоянием технологий, уровнем развития российского рынка.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЯМА

По оценке Александра Дюкова,уровень развития технологий нефтепереработки в отечественной отрасли достаточно неровный: по каким-то процессам он не уступает зарубежным аналогам, по каким-то технологии отсутствуют совсем, как, например, в алкилировании и гидро-крекинге. Но в целом лишь 30% программ модернизации, которые реализуют нефтяные компании, обеспечены российскими технологиями.

Ситуация в сфере производства оборудования немногим лучше. Недостаточно возможностей, чтобы справиться с программой модернизации, реализуемой нефтяными компаниями, причем в короткие сроки, и у отечественных проектировщиков. «Для того чтобы разработать только проекты перехода нефтяными компаниями на выпуск топлива класса „Евро-5“ (без реализации проектов повышения глубины переработки), существующим проектным институтам нужно 10 лет. А согласно техническому регламенту, по качеству моторных топлив эту задачу необходимо решить в течение 5 лет. И это может стать серьезным фактором, сдерживающим реализацию запланированных программ модернизации в сжатые сроки, — считает Александр Дюков. — Необходимо стимулировать развитие этого направления, возможно, в том числе за счет создания на базе уже имеющихся институтов отраслевого научного центра с участием государства и нефтяных компаний».

Кстати, при поэтапном введении норм техрегламента может возникнуть еще одна серьезная проблема, о которой на совещании в Омске также сказал Александр Дюков. Уже в 2015 году все нефтяные компании должны будут выпускать моторное топливо исключительно класса «5» — или «Евро-5». Однако без использования эффективных мер, стимулирующих обновления автопарка страны, к этому времени лишь 15% российских машин будут соответствовать этому качеству топлива. В нефтяных компаниях не сомневаются, что к установленному сроку сумеют выйти на производство топлива «Евро-5», но риск, что, вложив серьезные средства в модернизацию, нефтекомпаниям не будет обеспечен достаточный спрос на внутреннем рынке, а автолюбители, которые по-прежнему будут ездить на 92-м бензине, столкнутся с серьезным дефицитом необходимого топлива.

При этом Александр Дюков напомнил, что и задача аккумулирования необходимого объема финансовых ресурсов для реализации капиталоемких проектов модернизации достаточно сложна. Предложенный нефтяниками путь решения проблемы — дальнейшее развитие уже разработанного механизма освобождения импортных поставок оборудования от пошлин и НДС, повышение амортизационной премии, временное освобождение от обложения налогом на имущество нового оборудования и объектов общей инфраструктуры. Предполагается, что это поможет не только снизить объемы необходимых финансовых ресурсов для нефтяных компаний, но и улучшить экономику проектов. Еще один эффективный инструмент финансовой поддержки нефтяных компаний, по мнению председателя правления «Газпром нефти», — предоставление госгарантий по кредитам, взятым на модернизацию производства.

ВАЖНЕЙШИЙ ПРИОРИТЕТ

Таким образом, блок задач, которые предстоит решить российским нефтепереработчикам, очень обширен. К этому добавляются и достаточно серьезные разногласия ВИНК с государственными контролирующими органами, в первую очередь в вопросах ценообразования при реализации конечного продукта. Здесь, и по оценке главы Федеральной антимонопольной службы Игоря Артемьева, и по мнению руководителей нефтекомпаний, основной вектор движения — развитие биржевой торговли. «Очевидно, что только развитие биржевой торговли позволит урегулировать и решить те конфликты и разногласия, которые есть между нефтяными компаниями и Федеральной антимонопольной службой», — заявил на совещании Александр Дюков. Четкую систему ценообразования, основанную на использовании рыночных индикаторов, устраивающих все стороны процесса, предстоит выстроить уже в ближайшее время.

Впрочем, и с решением остальных проблем, которые сегодня тормозят процессы развития отрасли, затягивать нельзя. Позитивных результатов, которые позволят развиваться российскому топливно-энергетическому комплексу, а значит, и всей экономике страны, можно добиться только при условии взаимодействия бизнеса и власти. И именно это было главной мыслью всего совещания в Омске, в ходе которого Дмитрий Медведев еще раз подчеркнул, что развитие топливно-энергетического комплекса остается «важнейшим приоритетом», даже несмотря на то что основной вектор модернизации российской экономики — уход от ориентации только на сырьевой рост.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ