Южный форпост

«Газпром нефть» развивает сбыт в Таджикистане



Сеть «Умед-88» — один из основных конкурентов «Газпром нефти» на таджикском рынке, однако на дорогах страны часто можно встретить и «торговые точки», где бензин и дизтопливо продаются ведрами

«Газпром нефть» развивает сбыт в Таджикистане.

Текст: Ольга Волосатых

Дочернее предприятие «Газпром нефти» — «Газпромнефть-Таджикистан» было зарегистрировано в 2007 году. География деятельности общества — все районы Таджикистана (Душанбе и центральный регион, Сугдская область, Хатлонская область). Самая южная нефтебаза предприятия (Сарбанд) находится в 40 км от границы с Афганистаном — это, по сути, форпост компании на южных границах СНГ.

В течение первых двух лет существования сбыт компании в Таджикистане ограничивался исключительно проведением оптовых и транзитных операций. И в этих сегментах удалось добиться серьезной положительной динамики. За два года рыночная доля предприятия выросла с 10 до 33%, а объемы реализации с 38,3 до 157,4 тыс. тонн нефтепродуктов. Логичным развитием деятельности предприятия стало решение о выходе на розничный рынок, и в 2009 году была приобретена сеть из 19 мультитопливных автозаправочных станций и трех нефтебаз. Пока розница «Газпром нефти» в Таджикиста не сконцентрирована в центре страны: 6 станций расположены в столице — Душанбе, 10 — в районах республиканского подчинения и еще три — в областном центре севера Таджикистана Ходженте.

Естественно, приобретение розничной сети стало событием, которое, по сути, сформировало «Газпромнефть-Таджикистан» как полноценное сбытовое предприятие — с наличием всех необходимых каналов реализации.

ВЕДРА И ЧАСТНИКИ

Розничный рынок нефтепродуктов Таджикистана достаточно привлекателен, однако здесь существует немало и подводных камней, связанных как с общим состоянием экономики страны, так и с определенной местной спецификой. Если говорить о положительных факторах в ведении бизнеса, то это, в первую очередь, отсутствие вертикально интегрированных нефтяных компаний на розничном рынке моторных топлив. Таджикский рынок слабо консолидирован, его отличительная особенность — большое количество частных автозаправочных станций. При этом влияние даже относительно крупных сетей в розничном сегменте минимально. Однако они все-таки есть, и на сегодня основные конкуренты ГПНТ на местном рынке — это компании «Тоджирон» и «Умед-88».

Кстати, на таджикском рынке до сих пор достаточно широко представлены «торговые точки», которые в начале 90-х были атрибутом и российских автотрасс, особенно в глубинке — автоцистерны, из которых бензин и дизтопливо отпускаются покупателям... ведрами! При этом местные автолюбители охотно пользуются таким способом заправки, утверждая, что он гораздо «честнее» общепринятого. Недолив на таджикских заправках — привычное дело. Да и техническое состояние большинства АЗС в Таджикистане оставляет желать лучшего. Что уж говорить о сопутствующем бизнесе — наличие торговых точек и дополнительных сервисов на местных АЗС скорее исключение, чем правило.

Естественно, такое состояние рынка предоставляет «Газпром нефти» очень хорошие возможности для выхода на лидирующие рыночные позиции.

ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПРОЗРАЧНОСТЬ

За счет приобретения сети МАЗС общая доля «Газпромнефть-Таджикистана» на рынке этой республики достигла 40%.

Однако, естественно, на этом предприятие останавливаться не собирается. Согласно среднесрочной стратегии развития, в течение трех ближайших лет планируется приобретение 50 автозаправочных станций: 35 — в 2011 году и 15 — в 2012-м. Наличие сжиженного газа в структуре продаж многих таджикских автозаправочных станций — еще одна особенность местного рынка. Популярность этого вида топлива обусловлена, прежде всего, его экономической привлекательностью — большинство машин в республике оборудовано газобаллонным оборудованием.

Естественно, значительные средства инвестируются в ребрендинг сети. Уже в нынешнем году 12 из 19 приобретенных станций примут «стандартный» вид сети АЗС «Газпромнефть».

Планируется за счет мероприятий по развитию и расширению сети довести рыночную долю ГПНТ на республиканском рынке до 60%, а показатель суточной прокачки — до 7 тонн. Немало ресурсов и сил вкладывается и в совершенствование схем управления сетью. В рамках программы унификации в Таджикистане, так же, как и во всех остальных ПНПО, реализуются проекты по внедрению систем автоматического контроля и учета топлива, обеспечения достоверной и оперативной информацией о функционировании станций. Уже сейчас работа АЗС, приобретенных в Таджикистане, стала прозрачной. И руководители фискальных служб республики не раз заявляли о «приятном удивлении» объемом налоговых платежей, которые ГПНТ ежемесячно перечисляет в бюджет страны. Такое положение дел положительно влияет на прозрачность конкурентной среды и фискального режима. Сегодня «Газпромнефть-Таджикистан» является одним из крупнейших налогоплательщиков государства. Только в 2009 году в казну Республики Таджикистан предприятие перечислило более $15 млн, импортировало в страну 160 тыс. тонн ГСМ.

ПО КОРПОРАТИВНЫМ СТАНДАРТАМ

Естественно, в процессе интеграции таджикской розничной сети участвовали не только специалисты «Газпромнефть-Таджикистала оперативная рабочая группа, в которую вошли специалисты корпоративного центра и предприятий из Омска, Екатеринбурга, Тюмени, Бишкека.

За это время был проведен кадровый отбор сотрудников АЗС и их обучение; утверждена неординарная схема работы с персоналом по агентскому договору, которая уже доказала свою эффективность в местных условиях; внедрены общекорпоративные нормы документооборота и стандарты обслуживания клиентов.

Кстати, впервые на территории Республики Таджикистан запущена в эксплуатацию корпоративная система безналичных расчетов. Корпоративная карта «Газпром нефти» в соответствии с требованиями таджикского законодательства переведена на таджикский язык. Первые, но достаточно серьезные шаги на розничном рынке Таджикистана компания сделала. А в 2010 году предстоит решить очень амбициозные задачи. В соответствии со среднесрочной инвестиционной программой планируется реконструировать и оформить в новом фирменном стиле 18 имеющихся и 16 из 20 приобретаемых АЗС; реконструировать нефтебазу «Кайраккум» в северном регионе страны и начать реконструкции двух нефтебаз в южном регионе — «Куляб» и «Сарбанд». Кроме того, предполагается приобрести земельный участок и начать строительство новой нефтегазобазы в центральном регионе. Будут активно развиваться и логистические схемы. В частности, собственный парк бензовозов и газовозов планируется довести до 24 единиц. В программу комплексной автоматизации будут включены все бизнес-процессы общества.

За счет этого объем среднесуточной реализации на одну АЗС предполагается довести до 5,7 тонн, собственную долю на розничном рынке увеличить до 18%, а на оптовом рынке сохранить позиции на уровне 56%. И в ГПНТ, и в дирекции по региональным продажам не сомневаются, что эти задачи выполнимы и компания сумеет закрепиться и расширить бизнес на южном форпосте компании.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ