Страна возвращенного капитализма

Страна возвращенного капитализма

Азербайджан развивает нефтегазовую отрасль с помощью иностранных компаний









Президент Азербайджана Ильхам Алиев













Фото: East News, FotoBank, FotoLink, Vostock Photo
Иллюстрация: Алина Антонова

Азербайджан развивает нефтегазовую отрасль с помощью иностранных компаний и прокладывает новые пути на Запад.

Текст: Евгений Третьяков

Пожалуй, это самый старый «нефтяной проект» на Земле.Черное золото на территории современного Азербайджана начали добывать и использовать еще до нашей эры. Первая промышленная добыча, первые скважины, первые нефтепроводы и нефтехранилища, первые нефтеперегонные заводы, первые морские и речные перевозки нефти — все это было в Баку. Иосиф Сталин руководил стачками бакинских рабочих во время революции 1905 года, западные страны и нефтяные компании пытались отбить Баку у большевиков, а Адольф Гитлер был уверен, что, не захватив бакинскую нефть, Германия проиграет войну. И его опасения не были напрасны, ведь Азербайджан обеспечивал три четверти советской нефтедобычи. И сегодня нефтегазовая отрасль остается главным источником благосостояния Азербайджана,основой его экономики. Правда, главные действующие лица в отрасли сейчас — иностранные компании, вернувшиеся в страну в 1994 году.

СРЕДОТОЧИЕ ИНЖЕНЕРНОЙ МЫСЛИ

Активно использовать нефть в Мидийском царстве начали в VII веке до нашей эры. Ее применяли в основном для освещения жилищ, в военных целях (например, изготавливали специальные снаряды, которые поджигали и метали в противника), а также лечили с ее помощью кожные заболевания. Нефть на территории современного Азербайджана была очень доступна. Она выходила на поверхность, зачастую образуя целые озера. Поэтому черное золото просто собирали специальными емкостями. Правители Баку неплохо зарабатывали на торговле «кровью земли». В 1806 году Бакинское ханство стало частью Российской империи. Новые власти пытались отдать нефтепромыслы на откуп, но заинтересованных в таком приобретении оказалось немного, поэтому они остались в собственности государства. Это не принесло процветания бакинской нефтянке, но в то же время на промыслах работало немало талантливых русских инженеров и предпринимателей, внедрявших уникальные технологии и решения.

Так при Николае Воскобойникове, руководившем промыслами с 1825 по 1840 год, впервые стали сооружаться колодцы в виде шахт, погреба соединялись каменными каналами. Инженер Василий Семенов в 1846 году пробурил первую в мире разведочную скважину, а в 1848 году на месторождении «Бибиэйбат» забил первый нефтяной фонтан. В 1857 году предприятие Василия Кокорева и Петра Губонина приступило к строительству нефтепререгонного завода, работавшего на природном газе, а уже в 1861 году они начали поставлять в Россию осветительное масло. На заводах этих промышленников работал в 60-х годах и Дмитрий Менделеев, разрабатывавший новые технологии нефтепереработки. Русские купцы первыми во второй половине XIX века начали применять суда для перевозки нефти. Именно в Баку основатель Shell Маркус Самуэль позаимствовал идею использования танкеров.

Однако больше всех для развития нефтяной отрасли, пожалуй, сделал выдающийся российский инженер Владимир Шухов. Именно он в 1878 году построил первый в России нефтепровод, начал возводить резервуары из стальных листов, спроектировал первые танкеры, изобрел установку крекинга для получения бензина. Впрочем, большую известность инженеру принесли знаменитая радиовышка — Шуховская башня на Шаболовке в Москве, крыши ГУМа и Киевского вокзала. А в Баку Шухов работал чаще всего не на «своих», а на иностранцев, ведь именно они правили здесь балом в последней четверти XIX века.

НЕФТЯНЫЕ КОРОЛИ БАКУ

Нефтяной бум начался в мире после того, как появился новый продукт — керосин, а нефтяная лихорадка в Баку — после отмены царской монополии на нефтепромыслы. На Каспий потянулись иностранные предприниматели. Семейство Нобелей перебралось из Швеции в Россию в 1837 году. Отец Эммануэль основал промышленную компанию, на базе которой его сын Людвиг построил оружейный концерн. Старший сын Эммануэля Нобеля — Роберт — работал на Людвига и по делам его бизнеса в марте 1873 года оказался в Баку. Роберт должен был закупить партию дерева для производства ружей, но вместо этого, не посоветовавшись с братом, купил за 25 тыс. рублей нефтеперегонный завод. Впрочем, Людвиг не стал ссориться с братом, а даже ссудил его деньгами, на которые было модернизировано производство, а через несколько лет и сам прибыл в Баку, чтобы на месте оценить состояние дел. И настолько активно включился в процесс, что вскоре вывел его на совершенно новый уровень, за что получил прозвище Нефтяной король Баку.Примерно к 1884 году компания братьев Нобелей производила около половины всего российского керосина и практически полностью вытеснила американцев с внутреннего рынка. Дорогу же на мировой рынок бакинской (российской) нефти прорубили другие иностранцы — клан Ротшильдов.

В 1877 году предприниматели Бунге и Палашковский приступили к строительству железной дороги из Баку в Батуми. Самостоятельно довести проект до завершения им не удалось: концессионеры разорились. Ссуду на строительство предоставили Ротшильды, купившие при этом закладные на нефтяные активы в Баку, и договорились о поставках российской нефти в Европу. В 1886 году Ротшильды образовали Батумское нефтеперерабатывающее товарищество (БНИТО), построили в Батуми нефтехранилища и организовали сбытовые предприятия. Это дало возможность отправлять нефть и керосин из Баку через Черное море в любую точку мира.

Впрочем, самую значимую сделку Ротшильды заключили в 1912 году. Они обменяли все свои добывающие, перерабатывающие и сбытовые активы в России на акции Royal Dutch/Shell. Как стало ясно всего через несколько лет, это было весьма дальновидное и выгодное решение.

После революции 1917 года была образована Азербайджанская Демократическая Республика со столицей в городе Гянджа. Это был последний шанс для «капиталистов» удержать за собой нефтяные промыслы. Но 28 апреля 1920 года Красная армия заняла Баку и было объявлено о создании Азербайджанской Советской Социалистической Республики.

«КОНТРАКТ ВЕКА»

В советский период в истории бакинской нефти было много значимых событий. Например, открытие в 1949 году офшорного месторождения «Нефтяные камни». Эта уникальная структура дает нефть и сегодня — за счет применения современных технологий. А новую жизнь азербайджанской нефтяной отрасли подарил Гейдар Алиев. После развала СССР Азербайджан находился в крайне тяжелом положении. Разрушительная война в Нагорном Карабахе унесла тысячи жизней, привела к появлению огромного количества беженцев.

Последовавший затем внутренний конфликт между правящими группировками поставил страну на грань гражданской войны. Естественно, экономика государства была практически разрушена. Объемы добычи нефти и газа значительно сократились, несколько лет Азербайджан даже импортировал газ, чтобы обеспечить внутреннее потребление. Президент Азербайджана Ильхам Алиев (сын Гейдара Алиева) так описывает ситуацию того времени: «Азербайджан, находившийся в 1991 году в тяжелейшем положении, можно сказать, исчезал с экономической и политической карты мира». Примирить страну, не допустить внутренних междоусобиц удалось Гейдару Алиеву, который вернулся к власти в 1993 году. Одним из первых его действий на этом посту стало подписание в 1994 году «Контракта века».

Гейдар Алиев — один из самых влиятельных руководителей СССР, был членом политбюро ЦК КПСС, заместителем председателя Совета министров. В прошлом он не только руководил республикой, но и возглавлял КГБ Азербайджана. И вот этот человек в 1994 году принял решение, которое никак не вязалось с его советским прошлым. Он фактически отдал иностранцам крупнейшие запасы нефти и газа Азербайджана. Возвращение изгнанных большевиками из Баку западных капиталистов оказалось триумфальным.

Консорциум из более чем десятка зарубежных компаний во главе с ВР (при участии Государственной нефтяной компании Азербайджана — ГНКАР) получил на 30 лет в разработку месторождения «Азери», «Чираг» и «Гюнешли» (АЧГ) в азербайджанском секторе Каспия. По предварительным расчетам, предполагаемые запасы нефти составляли 511 млн тонн, но после бурения прогнозы были повышены до 730 млн тонн. Сумма инвестиций по контракту была установлена в размере $11,5 млрд. В рамках «Контракта века» 80% от общей чистой прибыли поступает Азербайджану,а оставшиеся 20% — иностранным компаниям. В апреле 2010 года глава пресс-службы Министерства промышленности и энергетики Азербайджана Азер Мансимли сообщил: на месторождениях «Азери — Чираг — Гюнешли» с момента начала промышленной разработки в 1997 году по настоящее время добыто 193 млн тонн нефти. При этом на долю Азербайджана пришлось 72,6 млн тонн. Из 50 млн тонн нефти, добытых в Азербайджане в 2009 году, около 41 млн пришлось именно на «Азери — Чираг — Гюнешли».

Вторая фаза проекта АЧГ будет запущена в этом году. Она предполагает инвестиции в $6 млрд и строительство новой платформы «Западный Чираг», которая будет установлена в море между уже работающими добывающими платформами «Чираг» и «Гюнешли».

В ОБХОД РОССИИ

Новая нефтяная стратегия Азербайджана полностью перевернула и внешнюю политику государства, ставшего ключевым партнером США и других стран Запада на постсоветском пространстве. Именно Соединенные Штаты пролоббировали строительство в 2003–2006 годах нефтепровода Баку — Тбилиси — Джейхан (оператор проекта — британская ВР), мощностью 50 млн тонн. БТД позволил вывести бакинскую и казахскую нефть на Средиземноморское побережье, минуя Россию. Трубопровод пересекает три страны — Азербайджан, Грузию и Турцию. Общая протяженность нефтепровода — 1768 км. Стоимость БТД — $2,97 млрд. Строительство азербайджанского участка профинансировал Государственный нефтяной фонд Азербайджана (ГНФАР), потратив на это $312,6 млн. По информации, которую привел исполнительный директор ГНФАР Шахмар Мовсумов, на конец 2009 года фонд получил от работы БТД $314,8 млн дивидендов (всего размер активов ГНФАР, созданного десять лет назад, составлял на 1 января 2010 года почти $15 млрд).

Правда, вывести БТД на проектную мощность пока не удается. В 2009 году по трубопроводу было прокачано 36,2 млн тонн нефти, а всего с начала эксплуатации — 106,5 млн тонн. И без казахской нефти труба была бы до сих пор полупустой. Часть бакинской нефти идет традиционным путем — по нефтепроводу Баку — Новороссийск, часть — через недавно построенный нефтетерминал в грузинском Кулеви (сдан в эксплуатацию в мае 2008 года). Мощность терминала составляет 3 млн тонн нефти, 3 млн тонн дизтоплива и 4 млн тонн мазута.

Сегодня Баку активно участвует в обсуждении строительства газопровода «Набукко», заявляя, что готов предоставить газ с месторождения «Шах-Дениз» для заполнения этой трубы. «Набукко» на Западе воспринимается примерно в том же ключе, что и БТД, — альтернативный России маршрут поставки топлива.

А пока «Набукко» — лишь проект, Азербайджан подписал соглашение с «Газпромом» о поставках газа в Россию, которая активно участвует в политическом процессе урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе в качестве посредника. Азербайджан за эти годы, в принципе, сумел решить проблему беженцев, профинансировав за счет нефтяных денег строительство для них современного жилья. Экономика страны росла даже в кризисный 2009 год — естественно, также на базе нефтегазовой отрасли. А президент Ильхам Алиев сделал всем гражданам подарок к новому 2010 году: принял решение о полном списании долгов населения за газ. Он — хозяин в своей стране.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ