Генеральная схема

Генеральная схема

Владимир Путин запустил установку изомеризации на Омском НПЗ

Текст: Игорь Свириз
Фото: РИА Новости, «Коммерсант»
Омская установка изомеризации — самая мощная в России и Европе

За три часа совещания Владимир Путин дважды давал команду на пуск установок изомеризации — в Омске и в Ангарске

Председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков предложил участникам совещания пристальнее взглянуть на проблемы, которые могут возникнуть при внедрении техрегламента

Создание единой операторной на ОНПЗ — один из элементов программы модернизации предприятия

Фото: РИА Новости, «Коммерсант»

ОМСКИЙ НЕФТЕПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЙ ЗАВОД

Омский НПЗ — один из самых крупных и технологически развитых нефтеперерабатывающих заводов России. Мощность по переработке — 19,5 млн тонн нефти в год. Глубина переработки — 86%. С 2007 года на Омском НПЗ проводится масштабная программа модернизации общей стоимостью 100 млрд рублей (до 2020 года), направленная на повышение качества выпускаемого топлива до соответствия стандартам «Евро-4» и «Евро-5» и на увеличение глубины переработки до 95%.

ПРОЦЕСС ИЗОМЕРИЗАЦИИ

Один из самых эффективных способов увеличения выпуска высокооктановых компонентов с улучшенными экологическими характеристиками. Раньше на отечественных НПЗ основным процессом, который позволял получать высокооктановые бензины, являлся каталитический риформинг. Такие бензины характеризуются низким содержанием серы, в них практически отсутствуют олефины, но в то же время высокое октановое число дает избыток (до 75%) ароматических углеводородов. Для снижения содержания ароматики риформат смешивается с другими высокооктановыми компонентами, в частности, изомеризатом, не содержащим олефиновых и ароматических углеводородов. Сырьем для изомеризата главным образом служат легкие фракции прямогонных, газовых бензинов, а также бензинов риформинга и гидрокрекинга, имеющие низкое октановое число — от 69 до 85 пунктов. В процессе изомеризации нафты получают продукт, октановое число которого находится в интервале 85–90 пунктов, причем выход продукта из сырья достигает 98%. На ОНПЗ запущен комплекс, работающий по технологии «Изомалк-2», разработанной в ОАО НПП «Нефтехим» (Краснодар).

Строительство комплекса изомеризации легких бензиновых фракций на ОНПЗ заняло 20 месяцев. Срок рекордно короткий даже по меркам советской эпохи, особенно учитывая, что омская установка производительностью 800 тыс. тонн изомеризата в год самая мощная в России и Европе, да и в мировом масштабе входит в первую тройку. Ее строительство — один из ключевых элементов программы «Газпром нефти», направленной на обеспечение выпуска автомобильных топлив классов 4 и 5. Коренная модернизация отечественной нефтепереработки — одна из составляющих генеральной схемы развития нефтяной отрасли, которая обсуждалась в конце октября на совещании в Новокуйбышевске, в ходе которого российский премьер-министр Владимир Путин отдал команду на запуск омского «Изомалка-2».

МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА

Программами модернизации НПЗ, причем в активной стадии реализации, сегодня располагают все ВИНКи, что более чем наглядно показало совещание в Новокуйбышевске. За три часа россий ский премьер дважды нажал виртуальную кнопку, дав команду на пуск установки изомеризации не только в Омске, но и в Ангарске, на пред приятии «Роснефти».

Общие плановые инвестиции крупных нефтекомпаний в модернизацию производств составляют 780 млрд рублей. Отметив, что средняя глубина переработки нефти на отечественных НПЗ составляет лишь 71%, Владимир Путин оценил эти планы как «внушающие оптимизм». А вот ситуация с деятельностью порядка 250 мини-НПЗ, выпускающих, по словам господина Путина, «не продукцию для конечного потребителя, а промежуточное сырье для поставок на экспорт», российскому правительству оптимизма не внушает. Для стимулирования модернизации этих производств, средняя глубина переработки на которых не превышает 50%, уже принято решение о запрете подключения к магистральным нефтепроводам новых НПЗ с показателем глубины переработки менее 70%. «Кроме того, уже к 2011 году все наши НПЗ должны перейти на выпуск бензина, соответствующего экологическим стандартам „Евро-3“, — напомнил Председатель Правительства. — Каждую просьбу по отсрочке, поступающую от конкретного нефтеперерабатывающего завода, мы будем рассматривать на Правительственной комиссии по ТЭК».

Для крупных компаний это требование техрегламента* проблем не представляет. Благодаря реализации программ модернизации и с переходом на выпуск «Евро-4» к 2012 году и «Евро-5» к 2015-му ВИНКи должны справиться. Но эффективность введения в действие всех требований технического регламента в нынешнем виде, по оценке представителей нефтяных компаний, может быть значительно ниже, чем предполагают власти. И не по вине нефтяников.

СКОРОСТЬ, ПРЕВЫШАЮЩАЯ ВОЗМОЖНОСТИ

Говоря о проблемах, которые могут возникнуть при введении в действие новых норм, председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков напомнил участникам совещания, что российские регламенты и по выбросам автомобильной техники, и по моторным топливам практически полностью соответствуют европейским требованиям.

Но есть и очень серьезное отличие: только российский техрегламент жестко ограничивает октановое число бензинов — с 2012 года выпуск в оборот АИ-92 должен быть полностью прекращен. Еще одно важное различие между Россией и Евросоюзом: сроки перехода на новые экологические требования к моторным топливам. У европейцев путь от «Евро-2» до «Евро-5» занял 14 лет (с 1996 по 2009 год). Предполагается, что в России он будет в два раза короче и займет семь лет (с 2009 по 2015 год). А план по переходу от класса 3 к классу 4 за год вообще беспрецедентен в мировой практике.

За счет такого подхода уровень существующего автопарка не будет соответствовать представленному на рынке топливу. По прогнозам исследовательской группы «Петромаркет», к 2012 году спрос на 92-й бензин будет составлять 21 млн тонн — это 63% от всего прогнозного объема потребления автобензинов. Масштабный переход на АИ-95 может, в частности, привести к использованию недобросовестными производителями октаноповышающих присадок, небезопасных для здоровья человека. В Европе запретов на низкооктановый бензин никогда не было. Топливо выводится из оборота исключительно на основе рыночных механизмов, то есть с падением спроса. Например, в Германии доля бензина Regular (октан. число 91) до сих пор составляет около 10%. В США на Regular приходится около 80% рынка. А вот структура автопарка Великобритании делает бензины с октановым числом ниже 95 практически невостребованными. Что касается нагрузки на окружающую среду, то на объем выбросов вредных веществ в большей степени влияет экологический класс двигателей, а не топлив. По оценке НАМИХИМ, на конец 2008 года более половины автомобилей в России имели возраст старше 10 лет. При нынешних темпах обновления автопарка к 2012 году 72% легкового автопарка страны будет ниже экологического класса «Евро-4», действующего для моторных топлив, а к 2015 году — 86% ниже «Евро-5».

По расчетам специалистов «Газпром нефти», эффект от снижения выбросов легкового автопарка при выполнении требований техрегламента по топливам в сравнении со сценарием продления оборота топлив класса 3 составит лишь 6 процентных пунктов. А вот эффект снижения выбросов за счет обновления автопарка сверх прогнозного уровня значительно выше — 34 процентных пункта. На этих расчетах и основываются предложения «Газпром нефти» по корректировке положений технического регламента, которые озвучил участникам совещания Александр Дюков: «Отказ от бензина „народной марки“ АИ-92 приведет к напряженности на потребительском рынке моторных топлив. Поэтому нам представляется целесообразным внесение изменений в техрегламент по моторным топливам, разрешающих выпуск его в оборот после 2011 года при условии, что низкооктановый бензин будет соответствовать действующим экологическим классам по содержанию серы, ароматики и другим показателям качества. При этом переход на новые экологические требования к моторным топливам необходимо гармонизировать с готовностью российского автопарка. А активизация обновления российского автопарка возможна через государственное стимулирование — программы утилизации старых авто, налоговые льготы для владельцев экологичной техники».

ОЧЕВИДНЫЙ ФАКТ

Разумеется, на совещании речь шла не только о нефтепереработке. В блоке развития транспортной инфраструктуры в качестве важнейшей задачи Владимир Путин назвал завершение формирования единой системы нефтепроводов, что позволит диверсифицировать поставки углеводородов как на внутренний, так и на внешний рынки. Среди крупнейших инфраструктурных проектов, выделенных премьер-министром: завершение строительства нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан», пуск нефтепроводов Самотлор — Пурпе и Заполярье — Пурпе, которые свяжут месторождения ЯНАО и севера Красноярского края с единой трубопроводной системой. Решение этой задачи позволит реализовать проекты по освоению новых нефтяных провинций в Восточной Сибири и на Ямале, которые, наряду с развитием добычи на Каспии и арктическом шельфе, схема развития отрасли относит к приоритетным. Позволит сохранить на целевом уровне 500 млн тонн добычи до 2020 года и освоение оторочек малых и средних нефтяных месторождений.

Развитие нефтяной отрасли потребует до 2020-го более 8,6 трлн рублей инвестиций. «В то же время очевидно, что нефть и газ составляют важнейшую статью доходов бюджета, — напомнил Владимир Путин. — В этой связи Министерству финансов и Министерству энергетики необходимо найти здоровый, аккуратный баланс между потребностями нефтяных компаний в инвестициях и задачей устойчивого наполнения бюджета». По его информации, правительство сейчас рассматривает дополнительные меры совершенствования налоговой нагрузки по некоторым проектам, «которые не могут быть реализованы без государственной поддержки». В работе, по словам премьера, находятся и общие предложения по новой модели налогообложения нефтяной отрасли. Речь идет и о введении специального фискального режима для новых месторождений, дифференциации НДПИ, выравнивании пошлин на светлые и темные нефтепродукты, а в перспективе— и о переходе к налогу на сверхприбыль в нефтедобыче.

«Главным направлением развития страны является модернизация экономики в целом, — подвел итог совещания Владимир Путин. — Здесь много составляющих, но одна из важнейших — это, безусловно, развитие нефтегазового сектора, и нефтянки в том числе, а может быть — прежде всего. Более 40% бюджета наполняется за счет нефтяной отрасли — это очевидный факт жизни. И сама нефтяная отрасль, конечно, должна модернизироваться».

И она модернизируется. Рапорт генерального директора ОНПЗ Александра Мелинга в прямом эфире: «Установка изомеризации запущена» — лучшая иллюстрация этого процесса.

Какие из предложений нефтяников, прозвучавших на совещании, будут трансформированы властью в конкретные решения, покажет время. Однако Председатель Правительства пообещал: «Мы внесем коррективы в генеральную схему развития нефтяной отрасли до 2020 года. И рассчитываю на то, что мы все будем активно работать над исполнением этих планов».

* Технический регламент «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту»

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ