Нормы развития

Нормы развития

«Газпром нефть» участвует в реформировании системы нормативного регулирования безопасности в нефте- и газопереработке.

«Газпром нефть» участвует в реформировании системы нормативного регулирования безопасности в нефтеи газопереработке.

Текст: Олег Николаенко

Реализация энергетической стратегии России невозможна без внедрения новейших технологий. Однако несовершенство нормативноправовой базы, регулирующей работу отечественной нефтепереработки, серьезно тормозит процесс развития отрасли. В рамках поручения президента России Министерством энергетики разработаны предложения по совершенствованию системы нормативного регулирования, в подготовке которых активное участие приняли специалисты «Газпром нефти».

По мнению авторов предложений, переход от предписывающего регулирования к целеустанавливающему, в котором главным критерием станут показатели безопасности, а не организационно-технические параметры производства, позволит повысить безопасность и эффективность отрасли до уровня лучших мировых образцов, а главное — проектировать и эксплуатировать производства переработки нефти и газа, нефтехимии и газохимии, исходя из технологической рациональности, экономической и энергетической эффективности.

НАКОПИВШИЕСЯ ПРОБЛЕМЫ

Жизнь заставляет соотносить эффективность зарубежных нефтеперерабатывающих производств с российскими — достаточно сравнить несколько ключевых параметров.

Первый из них — производительность, то есть количество сырой нефти, перерабатываемое на 1 км² площади предприятия в год. На российских НПЗ этот показатель в среднем составляет 3,01 млн тонн. В США, по данным издания Hydrocarbon Processing, — 4,55 млн тонн. Если говорить о трудозатратах, то в России для переработки 1 млн тонн сырой нефти в год требуется 224 человека, а в Соединенных Штатах — 65 человек. Капитальные и эксплуатационные затраты российских заводов на треть выше зарубежных; фактические энергозатраты на производство 1 тыс.тонн нефтепродуктов почти в 2,5 раза выше, чем, например, в Норвегии. При этом и в сфере безопасности статистика также говорит об очень серьезном отставании отечественной отрасли от иностранной нефтепереработки. Если говорить об аварийности, то, например, при переработке 1 млн тонн сырой нефти в год в России происходит порядка 210 случаев разгерметизации систем хранения, а в США в среднем — 9,6. Впечатляющая статистика, причем состояние дел в этой сфере напрямую влияет на уровень травматизма и смертности.

По данным Ростехнадзора за 2008 год, количество смертельных случаев в нефтепереработке вследствие аварий на 100 млн человеко-часов работы в среднем по России составило 9,7. В США, по данным Департамента труда, — 2,3. Количество несчастных случаев на российских заводах, возникающих вследствие аварий, на 200 тыс. человеко-часов работы — 1,3, а на американских — 0,4.

По оценке специалистов, основным тормозом развития отрасли, тем более инновационного, способного значительно повысить эффективность производств, является устаревшая система нормативного регулирования безопасности в нефтегазопереработке.

НЕЭФФЕКТИВНЫЕ ОБОБЩЕНИЯ

Система нормативного регулирования безопасности в отрасли сложилась еще в 50–60-х годах прошлого века. Причем не была разработана, а именно сложилась, путем «обобщений» руководств по эксплуатации закупаемых по импорту установок. Она очень внушительна по объему: включает более 400 нормативных правовых актов и более 2,8 тыс. нормативных технических документов, нередко противоречащих друг другу и оставляющих немало пробелов в регулировании безопасности. Но самая главная, системная причина неудовлетворительности действующей нормативной базы — использование в ней только организационно-технических параметров (ОТП) для регулирования безопасности производств. То есть если, например, речь идет о технологических трубопроводах, то нормативные требования, по сути, являются жесткими предписаниями, в которых указано, какой толщины должны быть стенки у труб, какой марки сталь использоваться при их изготовлении. Обычной практикой является регулирование архитектурно-планировочных решений; уже заранее устанавливается, какие расстояния (например, между резервуарами) являются «безопасными».

Естественно, такой способ регу лирования безопасности — предписывающее регулирование — не учитывает появления новых технологических решений, за счет которых на тех же примерах трубы могут производиться из инновационных материалов, гораздо более прогрессивных, но не вписывающихся в утвержденную спецификацию, а риск переноса пламени с одного резервуара на другой в случае пожара может быть компенсирован с помощью специальных мер, а не только разнесением их на безопасное расстояние друг от друга. Схема простая: законодатель устанавливает требова ния к ОТП — бизнес концентрируется на удовлетворении этих требований — надзорные органы осуществляют проверку по ОТП. То есть предписывающее регулирование намертво «привязывает» отрасль к уста ревшим технологиям, препятствует модернизации и тормозит внедрение энергоэффективных решений.

В энергетической стратегии России на период до 2030 года, утвержденной Правительством РФ 13 ноября 2009 года, перед отраслью поставлена задача по расширению объема и ассортимента производства. В правительстве прекрасно осознают, что эти цели достижимы лишь при условии предоставления и проектировщикам, и эксплуатантам производств свободу принятия технологически рациональных решений, способных одновременно обеспе чить и высокую экономическую и энергетическую эффективность, и прием лемый уровень безопасности. Об этом свидетельствует поручение президента Дмитрия Медведева, данное по итогам заседания Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России в марте нынешнего года.

Согласно поручению президента, предложения по совершенствованию нормативной правовой базы в области проектирования, строительства и эксплуатации объектов топливно-энергетического комплекса с учетом зарубежного опыта и современного развития техники и технологий, должны были появиться к 1 октября 2010 года. И они появились, причем специалисты «Газпром нефти» приняли активное участие в работе, проводившейся Министерством энергетики.

ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ — БЕЗОПАСНОСТЬ

Несовершенство действующей системы нормативного регулирования безопасности в «Газпром нефти» доказали на примере проектирования у становок и зо меризации. Стоимость строительства установок изомеризации, проектируемых по действующим российским нормам, на 30% выше, чем за рубежом (при идентичных производственных характеристиках). В 2010 году в рамках специального пилотного проекта специалисты «Газпром нефти», ВНИПИНЕФТи и американской WorleyParsons с помощью инженерно-экономических расчетов показали, что и в российских условиях, избавившись от прокрустова ложа устаревших нормативов, возможно существенно улучшить экономические показатели производства. При этом в рамках этого же проекта специалисты по анализу риска из компании «Технологии: анализ и управление» продемонстрировали, что за счет исполь зования уже применяющихся на территории России новейших технологий обеспечения безопасности риск аварий на установке возможно снизить примерно в 3 раза.

Достижение таких результа тов возможно при условии перехода от предписывающего регулирования на целеустанавливающее. Предметом предлагаемого регулирования опреде лена именно безопасность. В этом случае законодатель устанавливает требования к показателям безопасности, а не к ОТП — соответственно, бизнес концентрируется именно на повышении безопасности, не ограничивая себя в выборе и применении технологий, оптимальных с точки зрения эффективности. Надзорные органы также будут проверять то, насколько безопасно производство, а не то, насколько толщина стенок трубы соответствуют нормативу 60-х годов.

Разработанный Минэнерго перечень показателей безопасности полно охватывает все аспекты достижения устанавливаемого законодательством уровня безопасности и позволяет продемонстрировать государству, надзорным органам, акционерам, что сделано на производстве для предотвращения возникновения аварии и смягчения последствий эскалации аварий в случае, если, несмотря на все предпринятые меры, авария все же возникнет (рис. 1).


Инфографика: Надежда Андрианова

КВИНТЭССЕНЦИЯ ОПЫТА

По прогнозам, результатом перехода на целеустанавливающее регулирование станет снижение и для действующих, и для строящихся объектов переработки нефти и газа, нефтехимии и газохимии показателей смертности в четыре раза, удельного травматизма в три раза, а удельной аварийности — в 21 раз.

При этом ни одно из требований безопасности не является требованием к организационно-техническим параметрам производства, соответственно, соблюдение этих требований не станет барьером на пути технического прогресса. Компании смогут выбирать технически рациональные, экономически и энергетически эффективные решения и при проектировании, и для эксплуатации своих производств, а государство получит механизм минимизации вреда для людей и окружающей среды, обеспечит на практике защищенность интересов личности и общества от аварий на производствах отрасли. Ожидается, что за счет этого удельная производительность в среднем по отрасли вырастет в полтора раза, энергоэффективность — примерно в два раза, показатель удельных трудозатрат снизится более чем в три раза, а стоимость строительства — на 30%.

По сути, предложения Минэнерго — это квинтэссенция российской (которую никто не отметает полностью) и зарубежной (также имеющей свои минусы) систем регулирования безопасности производств (рис. 2). Разумеется, разработан и способ перехода от старого к новому механизму регулирования, обеспечивающий устойчивое развитие отрасли в переходный период.

Что касается готовности самой отрасли к работе в соответствии с лучшей мировой практикой, то никаких внутренних препятствий — ни технических, ни организационных — для модернизации нет. А срок для введения изменений уже определен президентом России все в том же поручении. Принять нормативные правовые акты, регламентирующие требования к нефтеперерабатывающим производствам, основные требования к техническим условиям по проектированию объектов нефтепереработки и нефтехимии, а также порядок проведения анализа риска на этапах проектирования, строительства и эксплуатации объектов нефтепереработки и нефтехимии, необходимо к 1 июля 2011 года.


Инфографика: Надежда Андрианова

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ