Бренды под защитой

Бренды под защитой

Развитие компании требует повышенного внимания к вопросам защиты объектов интеллектуальной собственности.



Развитие компании требует повышенного внимания к вопросам защиты объектов интеллектуальной собственности.

Текст: Мария Седова

«Тайд» или кипячение?» Ответ на этот вопрос, транслируемый компанией Procter & Gamble с телеэкранов в течение многих месяцев, наверное, знают назубок все россияне. Реклама стирального порошка, скорее всего, значительно подняла уровень продаж и, соответственно, принесла дополнительную прибыль. Но не обошлось и без неприятностей. Ролики действительно снимались с участием «обычных людей», в квартиры к которым приходила съемочная группа и дарила пять пачек стирального порошка. Забывая при этом оформить документы о согласии на использование образа в рекламе. Так было до тех пор, пока один из участников съемок не обратился с претензией. Procter & Gamble пришлось выплатить компенсацию. Это, конечно, не злой умысел — просто не очень внимательное отношение к правам на интеллектуальную собственность. Но и гораздо более жестких случаев, например, умышленного использования графики, очень похожей на начертание логотипов популярных брендов, тоже немало. Например, ЛУКОЙЛ не может доказать «сходность до степени смешения» и аннулировать товарный знак моторного масла Luxoil, зарегистрированный в 1999 году. С АЗС «LK ОЙЛ» на трассе Сызрань — Саратов — Волгоград нефтяной гигант справился, правда, не сумев уличить владельца «пиратской» заправки в умышленности действий.

С развитием бизнеса, ростом количества потребительских брендов вопрос защиты объектов интеллектуальной собственности приобретает все большую значимость и для «Газпром нефти».

Этим направлением работы занимается Единый центр по работе с корпоративными и потребительскими (розничными) товарными знаками (знаками обслуживания), а также промышленными образцами (Единый центр ИС) интеллектуальной собственностью, созданный в структуре департамента корпоративных коммуникаций в сентябре 2008 года.

ПО НЕСКОЛЬКИМ НАПРАВЛЕНИЯМ

Результаты проведенного два года назад аудита принадлежащих компании зарегистрированных объектов интеллектуальной собственности вряд ли можно было назвать позитивными: четыре товарных знака, зарегистрированных на территории России, одна международная регистрация товарного знака и один патент на промышленный образец, который не поддерживался в силе в течение нескольких лет. Правообладателями всех этих невеликих интеллектуальных активов являлась де-факто уже несуществующая «Сибнефть».

Исходя из ситуации, начинать активную работу пришлось сразу по нескольким направлениям. Параллельно закреплялись права на корпоративные товарные знаки «Газпром нефть» (логотипы корпоративных СМИ, элементы идентификации нового корпоративного стиля компании, символы спортивных соревнований и т.д.), товарные знаки сети АЗС «Газпромнефть» — от графических элементов фирменного стиля до дизайнерско-конструкторских решений. При этом на «Газпром» регистрировались логотипы компании и сети АЗС, так как в их состав входят товарные знаки материнской группы. «Газпромнефть — смазочным материалам», которые регистрирует все обозначения, относящиеся к масляному бизнесу самостоятельно, оказывалась консультационная поддержка.

Учитывая, что процесс регистрации объектов интеллектуальной собственности занимает по стандартной процедуре Роспатента от 12 до 18 месяцев, результаты говорят сами за себя. Единый центр ИС получил 36 свидетельств о регистрации товарных знаков на территории России и 13 свидетельств о международной регистрации, восстановил и продлил все существующие патенты на корпоративные промышленные образцы, а также продлил действие товарного знака «Сибнефть» на 10 лет. По запросу «Газпром нефти» «Газпром» подал на регистрацию 12 обозначений на территории России и за рубежом, по четырем обозначениям (четыре варианта логотипа сети АЗС «Газпромнефть») получены регистрации.

Кроме того, за время работы Единый центр провел аудит договорных документов, в рамках которых велась разработка новых объектов интеллектуальной собственности компании в части корпоративного и потребительских брендов, результатом которого стало получение необходимого объема прав на все разработки, легитимное оформление всей договорной цепочки — от автора до правоприобретателя.

ЗАЩИТА ОТ СЛУЧАЙНОСТЕЙ

Впрочем, работа Единого центра ИС — это не только получение регистраций и закрепления прав на собственные объекты интеллектуальной собственности компании. Важная составляющая деятельности — снижение рисков недобросовестной конкуренции со стороны «Газпром нефти». Наибольшие риски по понятным причинам заключены в реализации программы ребрендинга АЗС и продвижении продукции и услуг. И если при ребрендинге вопросу легитимной передачи прав на объекты интеллектуальной собственности изначально уделяется большое внимание, то при разработке и размещении рекламных, особенно полиграфических, материалов этим зачастую пренебрегают. Поэтому все планируемые к использованию и продвижению обозначения (слоганы рекламных кампаний, названия и обозначения новых брендов и другое) проходят проверку на патентную частоту, на тождество и сходство с зарегистрированными и заявленными на регистрацию обозначениями. Последствия нарушений четко прописаны законодательно: штрафы, возмещение убытков, конфискации. Но главное, пожалуй, в таких случаях — это не финансовые потери, а удар по имиджу. И отсутствие упоминаний о «Газпром нефти» в привязке к информации о нарушениях прав на интеллектуальную собственность, наверное, лучшая оценка деятельности Единого центра ИС компании.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ