Топливо для «Северного потока»

Топливо для «Северного потока»

Суда под флагом «Газпром нефти» провели в открытом море уникальную операцию бункеровки судна, прокладывающего трубопровод «Северный поток».

Текст: Вячеслав Калинин

Суда под флагом «Газпром нефти» провели в открытом море уникальную операцию бункеровки судна, прокладывающего трубопровод «Северный поток».

Рассказывая о проекте «Северный поток» — Nord Stream, очень сложно избежать частого повторения определения «самый». Это будет один из самых протяженных подводных газопроводов в мире. А укладку труб на дно Балтийского моря ведет самое большое в мире судно-трубоукладчик — «Солитейр» (Solitaire), прина длежащее голландской компа нии Allseas. Процесс этот непрерывный — соединенные прямо на борту двухтрубные секции укладываются на морское дно, при этом нитка натягивается усилием в 200 тонн.

Сколько необходимо топлива для бесперебойной работы такого гиганта — представить не сложно. Обеспечить на борту запас, необходимый для автономного плавания, — задача из разряда фантастики, поэтому единственный выход — бункеровка в открытом море. В октябре такую операцию провело дочернее предприятие «Газпром нефти» — «Газпромнефть Марин Бункер».

НЕСТАНДАРТНАЯ КОНФИГУРАЦИЯ

Конфигурация у трубоукладчика нестандартная — высокие борта; на корме в районе резервуаров с топливом расположен стингер — специальное устройство для наращивания трубопровода. Даже в акватории порта бункеровка такого судна представляет определенную проблему, что уж говорить об открытом море, где даже в хорошую погоду всегда есть волнение, а сам процесс заправки ведется во время дрейфа судов. По словам заместителя генерального директора «ГазпромнефтьШиппинг» Сергея Кутенко, для обеспечения «Солитейра» максимально возможным количеством топлива было принято решение бункеровать трубоукладчик двумя судами — «Газпромнефть ИСТ» и «Капитан Коваленко».

Несмотря на то что «Солитейр» оснащен системой динамической корректировки, позволяющей судну маневрировать с высокой точностью без использования якорей, обеспечивать бункеровку должны были два морских буксира.

РАНДЕВУ В ОТКРЫТОМ МОРЕ

Первым из порта Санкт-Петербурга вышел в море бункеровщик «Газпромнефть ИСТ». Пройдя около 120 морских миль, судно легло в дрейф на траверзе острова Гогланд. Вслед за ним к месту бункеровки направился «Капитан Коваленко». Впрочем, проведение операции пришлось отложить из-за шторма. «Добро» на заправку было получено лишь через сутки после прибытия бункеровщиков к месту рандеву.

Для координации действий между командами российского и голландского судов с «Солитейра» на «Газпромнефть ИСТ» в специальной капсуле с помощью подъемного крана был переправлен второй механик трубоукладчика. «Мы подошли к трубоукладчику, еще раз обговорили все с командой „Солитейра“, а затем пришвартовались к судну при помощи одного буксира», — рассказал капитан «Газпромнефть ИСТ» Юрий Подбельский.

Швартовка заняла не более получаса. Бункеровка длилась почти 10 часов. За это время бункеровщик перекачал на трубоукладчик 1950 тонн мазута. После окончания заправки «Газпромнефть ИСТ» отшвартовался от «Солитейра», уступив место «Капитану Коваленко». Повторение операции пополнило резервуары трубоукладчика еще на 1850 тонн судового топлива. Приняв на борт более 3800 тонн мазута, голландец продолжил свой более чем тысячекилометровый путь в Балтийском море.

NORD STREAM

Трасса газопровода Nord Stream проходит от Выборга (Ленинградская область) до Грайфсвальда (Германия).
Ее протяженностью — 1,2 тыс. км.
Максимальная глубина моря в местах прохождения трубы — 210 м.
Проектная мощность газопровода — 55 млрд м³ газа в год (2 нитки).
Ресурсная база: Южно-Русское месторождение с запасами около 800 млрд м³ и на более поздней стадии — Штокмановское газовое месторождение с запасами 3,7 трлн м³.
Оператор морской части (1128 км) — Nord Stream AG.
Акционеры Nord Stream AG: «Газпром» (51%), Wintershall (подразделение BASF, 15,5%), E.ON Ruhrgas (подразделение E.ON, 15,5%), Gasunie (единственный оператор газовых транспортных сетей Голландии, 9%), GDF Suez (представляет интересы Франции, 9%).
Первая нитка трубопровода должна вступить в строй в 2011 году.

SOLITAIRE

Cамое большое судно-трубо укладчик в мире.

  • Высота — 60 м
  • Длина без стингера — 300 м
  • Длина со стингером — 367 м
  • Ширина — 52 м
  • Дедвейт — 23 050 тонн
  • Экипаж — 420 человек

Solitaire оснащен системой динамического позиционирования типа Kongsberg Simrad.
10 двигателей с интегрированной мощностью от 50 тыс. кВт позволяют осуществлять точное маневрирование в заданном районе с заданной скоростью.
Шесть автоматических станций Phoenix обеспечивают сварку труб диаметром от 5 до 152,4 см.
В оснащение входят два крана для передачи труб длиной 33 и 42 м, грузоподъемностью по 150 тонн и кран специального назначения длиной 57 м и грузоподъемностью 300 тонн.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ