От Волги до Лены

От Волги до Лены

«Газпромнефть Марин Бункер» укрепляет позиции на рынке реализации речного судового топлива



Фото: ИТАР-ТАСС

«Газпромнефть Марин Бункер» укрепляет позиции на рынке реализации речного судового топлива.

Текст: Вячеслав Калинин

БУНКЕРОВКИ ПО-СЕРОМУ

Интерес к транспортировке грузов по внутренним водным артериям в России резко вырос несколько лет назад — в связи с удорожанием автомобильных и железнодорожных перевозок. Объем реализации речного судового топлива на внутреннем рынке по официальным данным превысил в 2009 году 800 тыс., примерно 650 тыс. тонн из которых приходится на европейскую часть страны, а остальное — на Сибирь и Дальний Восток.

Впрочем, официальная статистика не охватывает всех рыночных операций по реализации речного топлива. Несмотря на активность вертикально интегрированных нефтяных компаний в этом сегменте, операторы-бункеровщики сходятся во мнении, что теневые объемы продаж нефтепродуктов по-прежнему высоки.

«Все дело в специфике речных перевозок, — пояснил начальник управления речных бункеровок „Газпромнефть Марин Бункера“ Дмитрий Куликов. — В отличие от морского транспорта, ограниченного крупными портами и контролирующегося не толь ко таможенными органами, но и пограничной службой, у речников таких ограничений нет, они курсируют между множеством крупных и мелких портов и пристаней, где всегда есть возможность воспользоваться услугами „серых“ бункеровщиков». Услугами нелегальной бункеровки пользуются в основном небольшие транспортные компании, с одним-двумя подержанными судами на балансе. По большей части бункеруются они несертифицированным или смешанным с некачественными нефтепродуктами топливом. Очень много нелегального топлива на рынок речной бункеровки поставляют подпольные мини— НПЗ. «Перетекает» на речные суда и часть дизельного топлива, которое выделяется предприятиям АПК по программам господдержки аграрного комплекса. Риск выхода из строя судового оборудования от использования тракторного дизеля перекрывается дешевизной солярки.

У крупных операторов рынка речных бункеровок — дочерних структур ВИНКов — свои козыри: высокое качество топлива, комплексный сервис, удобное рас положение заправочных станций.Как правило, после прихода в порт серьезной компании-бункеровщика транспортный трафик резко увеличивается, что говорит о том, что дешевизна топлива — далеко не единственный фактор, которым руководствуются судовладельцы, выбирая схемы бункеровки.

ОБЪЕМНАЯ ГЕОГРАФИЯ

«Газпром нефть» вышла на рынок речных бункеровок в 2008 году — с момента создания предприятия «Газпромнефть Марин Бункер». В 2008 году реализация топлива ограничивалась портами Москвы и Ярославля. В 2009-м в сферу деятельности компании вошли Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону и Казань. В нынешнем году «Газпромнефть Марин Бункер» приступил к освоению низовий Волги — реализация речного судового топлива началась в Волгограде и Астрахани. Первые поставки организованы и в Сибирский регион — Ленскому объединенному речному пароходству и Верхнеленскому речному пароходству. По информации Дмитрия Куликова, объемы реализации нефтепродуктов также растут. В 2008 году компания продала 27 тыс. тонн речного судового топлива, в 2009-м — 55 тыс. тонн. За девять месяцев 2010 года «Газпромнефть Марин Бункер» реализовал уже 75 тыс. тонн топлива, доведя свою рыночную долю до 10%.

Развитие мощностей по бункеровке как в речных, так и в морских портах России позволяет расширять спектр услуг, предлагаемых клиентам. В частности, владельцы судов класса «река — море» получили возможность заправляться топливом «Газпром нефти» на всем протяжении своего маршрута: судно смешанного типа, выходя после бункеровки из речного порта, в морском порту также обслуживается на терминале «Газпромнефть Марин Бункера», а после возвращения из морского рейса вновь переходит на речное топливо, причем купив его с хорошей скидкой.

Еще одно направление развития — реализация совместных проектов с другими «дочками» «Газпром нефти». В 2010 году «Газпромнефть Марин Бункер» и «Газпромнефть — смазочные материалы» вывели на рынок циркуляционные масла М-16Г2ЦС. Теперь в портах присутствия компании судовладельцам предлагается и речное топливо, и циркуляционные масла. За летний сезон 2010 года реализовано около 300 тонн масла М-16Г2ЦС.

При этом одна из важнейших задач, стоящая перед «Газпромнефть Марин Бункером», как и перед другими предприятиями компании, — повышение эффективности и сокращение издержек. Одно из направлений — оптимизация схем снабжения нефтепродуктами пунктов реализации речного топлива. Сейчас «Газпромнефть Марин Бункер» использует комбинированные схемы поставок топлива. Из Омска нефтепродукты по суше доставляются в Казань, а дальше собственным танкером в Астрахань и Ростов. Используя такой маршрут с перевалкой в Казани, в 2010 году «Газпромнефть Марин Бункер» сэкономил порядка 250 рублей на тонну доставленного топлива. Экономия в поставках до Астрахани составила 200–230 рублей на тонну.

ТАНКЕРЫ И НЕФТЕБАЗЫ

Развитие речного сегмента бункеровок продолжается. В планах до 2015 года приобретение как минимум четырех речных танкеров— бункеровщиков. Пока в собственности компании лишь одно такое судно — танкер типа ТМ-19. Предусмотрено программой развития «Газпромнефть Марин Бункера» и приобретение центральной нефтеналивной базы, которая будет обслуживать пункты реализации судового речного топлива. Следующий этап развития розничного сервиса в сегменте речных бункеровок — организация работы топливозаправочных комплексов, своеобразных «речных АЗС» в портах присутствия компании.

Географически компания планирует расширять сферу своей деятельности на Восток — в регионы Сибири. Уже заключен договор о поставках речного топлива в следующем сезоне Обь-Иртышскому речному пароходству, будет продолжена работа с Ленским объединенным речным пароходством и Верхнеленским речным пароходством.

Несмотря на то что навигация-2010 фактически завершена, работа на рынке речных бункеровок не прекращается. Зимой создаются запасы топлива, ремонтируются суда, идет целенаправленная и скрупулезная работа по пролонгации договоров поставок нефтепродуктов и привлечению новых клиентов, совершаются сделки по приобретению и продаже активов. Динамично развивающийся рынок речных бункеровок не приемлет застоя.

ТОПЛИВО ДЛЯ РЕЧНИКОВ

В речных судах используются светлые нефтепродукты, в первую очередь специальное дизельное топливо ДТл-0,2—62 с предельным уровнем серы не более 0,2%, а также такие виды судового топлива, как СМТ, ТСО с таким же показателем сернистости. Менее распространены в России суда типа «река — море», ходовые установки которых используют как дизельное топливо, так и мазут. «Газпром нефть» производит судовое речное топливо на Омском НПЗ. Поставки нефтепродуктов с омского завода осуществляются во все речные порты, где работает «Газпромнефть Марин Бункер».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ